а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Масленникова А. Н. / О жизни и творчестве

«Жизнь Ч»: как иркутский фестиваль книги шагнул за пределы региона

За четыре года праздник чтения «День Ч» стал событием, которого с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Один из организаторов фестиваля, детская писательница Анна Масленникова рассказала об истории, настоящем и будущем проекта. 
В начале сентября более 2 тыс. детей из Иркутской области и других регионов России приняли участие в акции «Час чтения», посвящённой Дню Байкала. Всероссийский читательский флешмоб – один из проектов команды «Дня Ч» – фестиваля детской книги, созданного в Иркутске.

– Как родилась идея фестиваля?

– «День Ч» родился в начале 2018 года, придумали мы его втроём: я, директор Центра немецкого языка Любовь Окладникова и директор книжного магазина «Кукуля» Мария Бызова. У нас к этому времени уже были совместные проекты, связанные с чтением и писательством. Мария вела проект семейного чтения «Книжная поляна», проводила встречи на площадке Центра немецкого языка. На одну из встреч пригласила меня – как живого писателя. Тогда и выяснилось, что дети любят не только читать, но и хотят сочинять сами. Так мы запустили писательский курс для школьников, а потом занятия по журналистике «Летняя редакция». 
Опыт копился, и Любовь сказала, что его пора масштабировать. Она часто бывала в Европе и видела, что там в каждом городе проводятся праздники чтения при поддержке властей и бизнеса. Мы подумали: а чем Иркутск хуже? Так всё и завертелось. Любовь – визионер и стратег, идеи, которые приходят ей в голову, поначалу кажутся неосуществимыми, но, когда мы начинаем их реализовывать, оказывается, что всё возможно и всё вовремя.
Со временем роли в нашей троице распределились так: Мария занимается программой праздника – продумывает тему фестиваля, договаривается со спикерами, привозит книги; я по первому образованию журналист, поэтому с самого начала отвечала за коммуникации, а теперь веду переговоры с партнёрами в Усть-Куте и Киренске, работаю с волонтёрами; Любовь – главная по финансам, логистике, размещению и досугу гостей фестиваля. Несмотря эту огромную хозяйственную работу, она успевает заниматься и творческой частью – в этом году, например, организовала семейный праздник «Сказочный вечер на Иерусалимской горе».
В марте 2018 года мы провели первый фестиваль. Когда составляли его программу, выяснилось, что у нас есть много друзей, партнёров, которые – каждый по-своему – занимаются продвижением детского чтения: и журнал «Сибирячок», и магазин комиксов, и культурно-просветительская организация «Альянс Франсез», и кулинарная студия «Анетти», которая порадовала гостей праздника вафельными сердцами по рецепту из книги Марии Парр. Мы пригласили на лекторий трёх федеральных экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, и они читали лекции по скайпу – тогда эта форма была ещё в новинку. Формат праздника мы определили как семейный интеллектуальный выходной, и ставка оказалась верной, многие приходили целыми семьями, всем было интересно. Всё это происходило в галерее «Революция», спасибо команде творческого пространства, что пустила нас совершенно бесплатно, потому что поддерживает разные культурные события.

– Так и завертелось?

– Да, люди стали спрашивать, когда следующий фестиваль. И мы решили продолжать. Второй «День Ч» прошёл в октябре уже в двухдневном формате – мы разделили семейный и профессиональный дни. В 2019 году нас поддержала одна из крупных региональных компаний, появился бюджет, география фестиваля стала шире – мы поехали в Усть-Кут. Мы все трое родом из небольших посёлков и городков и прекрасно представляем, что это такое, когда к тебе приезжает, например, живой писатель, с которым можно пообщаться. Такие встречи могут вдохновить, зарядить, пробудить или поддержать любовь к книге и в итоге изменить судьбу.
В октябре 2019 года мы появились в межпоселенческой библиотеке Усть-Кута, и нас там потрясающе радушно встретили, за что огромное спасибо директору библиотеки Людмиле Конопацкой и её команде. Эта встреча показала, что у нас много единомышленников, и как только ты прикладываешь усилия по организации какого-то большого дела, соратники находятся обязательно. В этом смысле 1+1 = не 2, а 3. Идея проекта с каждым годом притягивает всё новых и новых людей.
– Как вы выбираете темы фестиваля?
– Первый праздник был сборной солянкой: мы просто собрали тех, кто что-то делает в сфере детского чтения, но потом стало понятно, что в этом нет достаточной глубины. Решили, что лучше поговорить о чём-то одном, но качественно, как следует. В 2019 году такой темой стали визуальные искусства в литературе, потому что сейчас картинка не менее важна, чем текст. Комиксы, книжки-картинки, большое количество иллюстрированных изданий, в которых изображение – не дополнение к тексту, а самостоятельный текст. Дети очень любят такие книги, а взрослые хватаются за голову, потому что не знают, как это читать. О комиксах некоторые говорят, что это литература для глупых, а на самом деле сейчас издаётся много качественных графических романов, и язык комиксов позволяет поговорить о чрезвычайно важных темах.
Может быть, подросток не прочитал бы «Дневник Анны Франк» в классическом варианте, а изданным в виде комикса заинтересуется точно, глядишь, потом и до текста дойдёт. Часто родители, когда ребёнок тянется к комиксу, говорят, что там читать нечего и покупают ему классику – Барто, Чуковского. Мы не против классики, мы за то, чтобы расширять круг чтения, чтобы это движение было встречным: если ты хочешь, чтобы ребёнок читал классические тексты из твоего детства, попробуй и ты почитать то, что интересно ему.
Тема комиксов вызвала огромный интерес, праздник собрал в Иркутске и Усть-Куте всех увлекающихся визуальной литературой. Так мы убедились, что фестиваль проще собирать вокруг какой-то определённой темы. В 2020 году ею стала «Наука и критическое мышление», потому что научпоп суперпопулярен, а умение читать и понимать прочитанное всегда очень востребовано (тут как раз началась пандемия, и это лишний раз подтвердилось). В 2021 году мы говорили об искусстве и креативном мышлении, в этом году – о книгоиздании и командной работе. Нам хотелось показать, как много изменилось со времени изобретения книгопечатания, как много новых форматов появилось. В следующем году мы планируем поговорить об эмоциональном интеллекте. В современной детской и подростковой литературе практически нет запретных эмоций, всё называется своими именами. Читая вместе с детьми такие издания, как «Моя книжка влюбилась» или «Моя книжка злится», взрослые получают возможность понять, что испытывают их дети, когда они переживают эти чувства, как надо с ними себя вести в этот момент.

– Как растет и расширяется фестиваль?

– Географическое расширение во многом зависит от готовности и инициативности принимающей стороны. В этом году «День Ч» будет проводиться не только в Иркутске и Усть-Куте, но и в Киренске. Я съездила туда в феврале и убедилась, что там замечательная библиотека, нас там ждут дети и взрослые.
Благодаря дистанционным форматам, которые мы вынуждены были осваивать из-за пандемии, участниками фестивальных событий становятся не только жители Иркутской области. В этом году 1 июня мы провели «Час чтения». В одно и то же время все желающие могли читать книгу издательства «Настя и Никита», а после играть, мастерить – мы придумали план занятия с разными вариациями, в зависимости от количества, возраста и темперамента детей.
Предполагалось, что «Час чтения» пройдёт в Иркутской области, но потом информация просочилась по профессиональным каналам, и в списке зарегистрировавшихся стали появляться и другие территории. Московская и Нижегородская области, Республика Коми, Новосибирск, Самара, были совсем маленькие деревушечки, села небольшие. Детей очень впечатлил тот факт, что в то время, когда они читают и обсуждают книгу, их ровесники делают то же самое. Чтение действительно объединяет, даёт возможность почувствовать себя частью большой семьи, которая делает доброе и хорошее дело. 
В сентябре мы провели второй «Час чтения», в этот раз акция была посвящена Дню Байкала, нашим партнёром стало Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны природы. В читательском флешмобе приняли участие более 2 тыс. детей.
Очень важно, что фестиваль растёт не только вширь, но и вглубь. Профессиональная программа становится всё более подробной. Например, у нас этим летом была отдельная программа для сотрудников детских библиотек, отдельно – семинар для школьных библиотекарей и педагогов-словесников, посвящённый современной детской литературе в школе, возможностям интеграции этих текстов в школьную программу. Как работать с такими текстами, могут ли они привести детей к классике? И в «Точке будущего» (на этой площадке мы работаем уже третий год) собрались все участники процесса – и педагоги, и библиотекари, они не только нашли общий язык, но и определили, как именно могут быть друг другу полезны.
Запрос на эту программу созрел в Усть-Куте – там специалисты задумались о внедрении в школьную программу современных текстов. Педагоги осознали, что чем больше они заставляют детей и подростков читать Достоевского, Толстого, Чехова, тем чаще отбивают желание читать вообще. Поэтому и решили зайти со стороны подростка и ввести в программу те тексты, которые будут более близки, чем классические, сформировать устойчивую читательскую привычку, а потом уже подступаться к классике. Десять учителей-словесников из Усть-Кута прилетели на семинар, к ним присоединились педагоги из Иркутска и онлайн – из Шелехова, Ангарска, Тайшета и других территорий области. Педагоги показали, что важно не просто сказать: «Они не читают», быть уверенными в собственной правоте и на этом остановиться. Учителя готовы меняться, экспериментировать, идти детям навстречу. В качестве экспертов выступили учитель московской школы № 1514, председатель Гильдии словесников Антон Скулачёв, педагог и автор книги «Читай не хочу» Римма Раппопорт из Санкт-Петербурга, учитель и поэт Ольга Лишина из Москвы.

– Как вы приглашаете спикеров?

– Прежде всего, опираясь на их экспертность и тему фестиваля. Если говорим о графических романах, то понятно, что нельзя не пригласить руководителя издательства комиксов «Бумкнига» Дмитрия Яковлева. Или говорим о научно-популярной литературе – как тут обойтись без издательства «Пешком в историю»? Второй момент – это рекомендации, сарафанное радио, ощущение «своих людей». Спикер должен быть не только хорошим экспертом, но и человеком, лёгким на подъём, понимающим, что лететь надо далеко, менталитет у местных жителей другой, реакции зачастую непредсказуемые. В Усть-Кут, например, летят только те, кто прошёл Иркутск, либо те, в лёгкой безумности которых и готовности к приключениям мы не сомневаемся. Конечно, мы смотрим программы других фестивалей, выступления спикеров и находим людей, близких по интересам.
 

– Как бы вы определили характер фестиваля?

– У нас камерный фестиваль, он таким задумывался и таким остаётся. При организации подобных событий всегда борются два желания: сделать что-то грандиозное и масштабное (нам в Усть-Куте удалось однажды собрать за день 1000 человек) и сохранить душевность праздника. Мы всегда стремимся принять гостей фестиваля и выступающих так, чтобы им захотелось вернуться. И такие случаи уже есть: в этом году писатель Евгений Рудашевский, например, второй раз приехал на «День Ч». Эксперты нас уже советуют друг другу и доверяют нам. Это очень высокая оценка, и такое мнение для нас исключительно дорого.

– Отличается ли публика в Иркутске и Усть-Куте?

– Люди везде немного разные. Я сама родилась на севере, в посёлке Жигалово, и знаю, что за внешней строгостью и суровостью, неприступностью и безэмоциональностью может скрываться горячее сердце. Если ты сумел до него достучаться, ты там поселяешься на веки вечные. Поэтому, когда мы летим в Усть-Кут, я всегда предупреждаю спикеров о том, что они, возможно, не увидят какой-то бурной реакции, мгновенных улыбок и заразительного веселья. Не надо этого пугаться, надо говорить дальше. Действительно, это так и срабатывало. Идеальная тишина в аудитории, внимательное слушание с непроницаемыми лицами, и после этого как будто трещина по скорлупке идёт: люди улыбаются, раскрываются, искренне благодарят.
В Усть-Куте к нам уже привыкли, мы там теперь свои, публика активно вступает в дискуссию, делится опытом. В этом городе мы работаем с управлением образования, и к нам на выступления приводят классы. Я всегда стою на входе и смотрю на лица детей. Поначалу многие хмурятся («Куда нас привели!»), а на выходе лица совсем другие – одухотворённые, вдохновлённые. Конечно, не все, но, если хоть один загорелся, понимаешь, что все не зря. Когда писатель Дарья Чудная рассказывала о своей книге о животных-космонавтах (выступала она в костюме покорителя космоса, и по второму образованию она актриса), выступление было настолько фееричным, что один мальчик подошёл к ней, пожал руку и сказал: «Я вас никогда не забуду!» Ради таких искренних фраз всё и делается.
Иногда на праздник приводят совершенно не читающего ребёнка. И он видит, что есть другие люди – они читают книги и нормальные. С ними можно поиграть, творчеством заняться, они адекватные, но они книжки читают. Когда такой ребёнок уходит с праздника с книжкой, которую он сам выбрал, мы надеемся, что в его голове что-то изменилось. Или что-то поменялось в голове родителей – как в истории с комиксами, например. Иногда родители говорят: «Моё мнение по этому поводу пока прежнее, но я готов подумать над тем, что вы говорили». Такие незначительные, казалось бы, сдвиги многого стоят.

– Слышала, что теперь фестивальные мероприятия проходят в течение всего года. Это так?

– Да, в марте фестиваль проходит в Усть-Куте, в июне – в Иркутске, в октябре поедем в Киренск. А между этими событиями мы проводим онлайн-программу – делаем в Zoom-занятия для детей по книгам, лектории для взрослых (тоже в Zoom и с трансляцией на канал в YouTube). Фестивальная жизнь происходит постоянно, чтобы не терять контакт и непрерывно поддерживать связь со всеми, кто хочет, умеет и любит читать и узнавать новое. Такая вот «жизнь Ч» получается.

– Что вам помогает в организации фестиваля? Это ведь хлопотное и непростое занятие.

– Помогает стремление учиться и второе, педагогическое, образование. Когда мы только начинали делать фестиваль, прошли с Марией онлайн-обучение в питерском проекте «Школа волонтёров чтения», потом я ездила в «Сириус» работать по этому проекту. Это сильно помогло структурировать программу фестиваля. В 2019 году я побывала в Сочи на педагогическом форуме, где презентовали разные проекты продвижения чтения, и мы там победили с проектом «Дня Ч». Получила много практического опыта и полезной информации.
Затем в Московском педуниверситете открылась магистерская программа «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи». Я сказала спасибо мирозданию, потому что это было именно то, что нужно. Два года отучилась в магистратуре и в качестве выпускной работы написала методичку «Как организовать детский книжный фестиваль», поговорив с коллегами, которые тоже этим занимаются. Это было очень полезно, потому что, когда ты занят практической частью организации фестиваля, глаз замыливается. И когда осмысливаешь опыт, понимаешь очень многие важные вещи: фестиваль – это и программа, и пространство. Можно сделать потрясающую читательскую программу, но проводить её в душном месте без всяких удобств, и всё закончится, не начавшись. Можно всё предусмотреть, но не заниматься продвижением, и результат будет плачевным. Три кита – программа, пространство и продвижение, всему важно уделять внимание. Пазл сложился, стало легче.
Важно ещё не выгорать самим, иначе нечего будет отдавать. К счастью, мы не перестали гореть, я даже не знаю, отчего мы поджигаемся раз за разом, но это всё живо. Может быть, потому, что идея фестиваля родилась только из искреннего желания поделиться радостью, показать, что читать – здорово. Нас ещё очень вдохновил первый Иркутский международный книжный фестиваль в 2017 году, мы увидели, как оно бывает – книги, живые писатели, концентрация чудесных людей на квадратный метр зашкаливала. Это сильно зарядило. И тогда случилась в Иркутске какая-то книжная аномалия – появились новые фестивали, стали открываться новые книжные магазины. Одно дело – работать с людьми, которые уже любят читать. Но гораздо важнее найти тех, кто не любит, и попробовать с ними поработать.

– В чём вы видите значимость фестиваля?

– Один из главных моментов – это налаживание коммуникаций между заинтересованными людьми. В прошлом году мы в Усть-Кут привезли главного редактора издательства «Настя и Никита» Алину Дальскую. Это издательство хорошо тем, что в нём есть тонкая серия – книжки по 24 страницы. Для первого чтения отлично подходят ребёнку – прекрасные иллюстрации, хороший текст, крупный шрифт, полезная информация. И книги недорогие, что тоже важно. Алина познакомилась с библиотекарями, и в итоге одна библиотека организовала закупку книг напрямую у издательства, фонды укомплектовали этими книжками, а мы по ним делаем занятия в Zoom. Библиотекари перенимают наш опыт, мы – их, и это прекрасно. В одном из летних номеров усть-кутской газеты «Диалог» мы читали, что библиотека закупила новинки и в издательстве «Самокат». Ты бросаешь камень и никогда не знаешь, какие круги по воде разойдутся. Это не измерить цифрами, и слава богу, что наши спонсоры это понимают. Это очень благородная и правильная история.

Отзывы о фестивале

Александра Заспа, Ирина Суслова, БЦ «Охта» ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург):

– Во время «Дня Ч» нам удалось пообщаться с разной аудиторией: библиотекари Иркутска, педагоги из образовательного центра «Точка будущего» и из Усть-Кута, заинтересованные темой Pop Science (научно-популярная литература) родители, а также иркутские школьники, которые стали участниками мастер-класса по созданию зина (любительского малотиражного издания) об эмоциях. И это безусловная заслуга организаторов, сумевших привлечь столь разную и одинаково важную аудиторию, заинтересованную чтением.
Сложно сказать, какая из встреч была интереснее, потому что мы обсуждали разные проблемы – подбор качественных изданий для детей разного возраста, цензуру и самоцензуру, буллинг и проблемы взросления, авторитет учителя, комплектование библиотек и многое другое.

Евгений Рудашевский, писатель, путешественник (Москва):

– Для меня это второй «День Ч». За последние годы праздник вырос. Уверен, со временем он станет традиционным для Иркутска и попадёт на страницы «Бабрбука» (путеводителя в форме квеста), то есть в список обязательных мероприятий для иркутян и гостей города – где-нибудь между концертом Дениса Мацуева и поездкой на автобусе № 80. Был рад возможности пообщаться с иркутскими библиотекарями и читателями. Спасибо организаторам за всё, что они делают для продвижения современной детской литературы в Иркутске.

Асия Пирогова, методист управления образованием Усть-Кутского МО, учитель русского языка и литературы (Усть-Кут):

– «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» – именно этой фразой можно было охарактеризовать настроение собравшихся 3 июня в «Точке будущего». Педагоги, библиотекари, журналисты, писатели – их всех объединило общее желание помочь школьникам разобраться в мире литературы, увлечь современных подростков чтением.
Эту встречу учителя литературы Усть-Кута ждали с особым нетерпением. Идея такого диалога зародилась ещё весной, когда дружная команда во главе с Анной Масленниковой проводила уже ставший традиционным для жителей праздник «День Ч». В беседе о литературе затронули разные вопросы: почему современные подростки мало читают, насколько им интересна школьная программа по литературе, что делать взрослым, чтобы пробудить у детей интерес к хорошей книге. Мы очень быстро получили отклик в виде приглашения на семинар «Современная детская литература», особенно радовало, что встреча состоится очно в образовательном центре «Точка будущего» в Иркутске.
Гостеприимство работников образовательного центра, план семинара, продуманный до мелочей организаторами, – всё свидетельствовало о большой предварительной подготовке. Умело проведённая Ириной Абдуловой дискуссия уже с первых минут показала, насколько важными и актуальными оказались затронутые проблемы. Спикеры, приглашённые на мероприятие, делились своими мыслями, педагогическими идеями, методическими приемами, отвечали на вопросы аудитории, и все присутствующие, без сомнения, взяли для себя те находки, которые вполне можно использовать в своей урочной деятельности.
Встреча, безусловно, помогла многим по-новому взглянуть на школьную программу по литературе, а также прийти к пониманию того, что современные школьники – это новое поколение читателей, а значит, и новые книги должны активно зайти на уроки, умело интегрируясь с великим наследием классиков. А помочь в этом под силу учителю, библиотекарю, родителям и всем, кому небезразлично, какими вырастут наши дети, с какими нравственными ценностями они придут во взрослую жизнь.