а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

"Пожалуйста, поверьте в красоту...": творчество Марка Сергеева на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Удивительный мир литературы сибирского края невозможно представить без творчества нашего земляка Марка Давидовича Сергеева, замечательного поэта, детского писателя, переводчика, краеведа, историка, общественного деятеля… Добрый, светлый, теплый, улыбчивый, душевно красивый и щедрый человек с неиссякаемой фантазией – таким остался в памяти Марк Давидович. Любовь к Сибири, неповторимому живописному уголку нашей планеты, ее уникальной богатой природе, Иркутску, любовь к жизни и людям пронизывает всё его творчество. 
Если говорить о книгах Марка Давидовича для детей, то они, бесспорно, способствуют формированию мировоззрения маленького человека, раскрывают ему тайны большого мира, прививают вкус. Мир детства – это особый мир. Для ребенка важно, чтобы книга была интересной, увлекательной и познавательной. Таковы детские книги Марка Сергеева, а их насчитывается около сорока. Это очерки, волшебные сказки, стихи, познавательные рассказы: «Капелька по капельке», «Волшебная калоша», «Сказка о нетающей снежинке», «Разноцветные сказки», «Как краски пошли гулять», «Глоток океана», «Море синее – Байкал», «В соболином краю» и многие другие. «Читая сказки М. Сергеева, дети вступают в мир высокого напряжения духовных сил, физической активности, в мир благородных решений, смелых дел, добрых поступков», – писал критик Владимир Бушин. Для юношества Марком Сергеевым написаны такие замечательные книги, как «Вся жизнь – один чудесный миг» – о жизни и творчестве А. С. Пушкина и его друзьях; роман «Несчастью верная сестра» – о подвиге жен декабристов, их духовной красоте, мужестве, вере; «С Иркутском связанные судьбы» – о землепроходцах, первооткрывателях Сибири, и о современниках, людях-энтузиастах. И конечно, особого внимания заслуживают поэтические сборники Марка Давидовича.
Литература, один из ведущих гуманитарных предметов в школе, содействует формированию «разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота». Но в настоящее время все чаще говорят о проблеме чтения, к ней приковано внимание и учителей, и библиотекарей, и в целом общественности. Одни называют это глубоким кризисом читательской культуры, другие – утверждением новой модели чтения в условиях информационного общества.
 Как приобщить учащихся к искусству слова, богатству литературы Восточной Сибири? Программой по литературе не предусмотрено целенаправленное знакомство с творчеством сибирских поэтов и писателей. Задача учителя-словесника – научить ребенка видеть и слышать окружающий мир, чтобы познать богатство, образность, красоту русского слова. Выручают уроки внеклассного чтения, которые можно посвятить изучению произведений наших земляков – писателей и поэтов Восточной Сибири. Несколько лет назад в школах велась учебная дисциплина для 5–6-х классов «Литература Восточной Сибири», разработанная О. Н. Шахеровой. На этих уроках ребята знакомились с литературным миром родного края, в том числе с произведениями Марка Сергеева, которые в полной мере можно назвать «духовным лекарством». Что такое совесть, доброта, сочувствие, в чем сила и какова важность этих нравственных начал в человеке, дефицит которых мы так остро ощущаем сегодня? Бесспорно, такая миссия чтения, как воспитание человека духовного, по-прежнему актуальна.
Через тексты на уроках русского языка (например, «Времена года» Марка Сергеева) воспитывается любовь к русскому слову и, следовательно, к русскому народу, к родному краю. Работая над специально подобранными отрывками из произведений Марка Давидовича, в которых речь идет о доброте, милосердии, совести, о любви к Родине, можно помочь учащимся в формировании собственной нравственной позиции, в поиске ответов на «вечные» вопросы. 
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы является внеурочная деятельность по литературе, которая расширяет возможности общения школьников с миром искусства, открывает новые подходы к изучению литературы. Ежегодно в нашей школе проводится декада словесности. В 2020/2021 учебном году традиционный литературный радиожурнал «Живое слово» был посвящен писателям и поэтам Восточной Сибири. В его подготовке принимали участие ученики 11-х классов. Они рассказывали о наших земляках, читали отрывки из их произведений. 
Традиционные ежегодные конкурсы чтецов «Русское слово», «Сибирская лира» также способствуют приобщению учащихся к искусству слова. На этих конкурсах ребята читают стихи и прозу наших земляков, и в том числе произведения М. Д. Сергеева («Чем выше в гору, тем Байкал видней…», «Три века», «Баллада о тополях», «Байкал», «Высокое имя» и др.), в которых он воспевает и любимый Иркутск, свою вторую родину, и озеро Байкал, и всю необъятную Сибирь. Автор более 15 поэтических сборников, Марк Сергеев открывает нам мир своей души, заставляя радоваться и грустить, любоваться красотой родной земли и любить жизнь. Некоторые стихотворения поэта положены на музыку, например, песня «Любимый Иркутск – середина Земли» – гимн нашего города.
Библиотека любого учебного заведения – это тоже участник педагогического процесса. Ее деятельность тесно связана с работой учителя. Наряду с традиционными формами, библиотека сегодня старается активно использовать новейшие информационные технологии, проводить интересные мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению. Это книжные выставки, библиотечные часы, обзоры произведений, литературно-музыкальные вечера и т. д. В Иркутской православной женской гимназии ежегодно проводится праздник «В гостях у королевы Книги». На нем учащиеся проводят интересные конкурсы, а также разыгрывают сценки из книг сибирских писателей. Так, замечательное детское произведение Марка Сергеева «Глоток океана» поставили на сцене учащиеся 4-го класса, сделав его зрелищным и живым. Получился небольшой спектакль, с которым ребята позже выступали на празднике «Баранкин день», ежегодно проходящем в Доме литераторов г. Иркутска. 
В заключение хочется отметить, что творчество Марка Сергеева обогащает духовный мир человека, влияет на выбор нравственных ориентиров, обладает большими возможностями для эмоционального развития личности ребенка. Не зря его произведения называют «золотым фондом» нашей литературы. Они помогают увидеть прекрасное и необычное в обыденном, полюбить то, что нас окружает, и поверить в красоту:
 

…Пожалуйста, поверьте в красоту,
она вокруг торжественно разлита,
за частоколом будничного быта
она ромашкой рвется в высоту...