а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Приобщение дошкольников к литературному наследию 
Марка Сергеева

 

– Что ты знаешь об Иркутске?
– Знаю я, что здесь живу,
что Байкал могучий самый здесь красуется вовсю,
что вода в нем как слеза, можно видеть всё до дна.
– А я знаю, что течет здесь красивая река под названьем Ангара,
дочь Байкала самого, быстрая, большая.
– Люблю гулять по улочкам, по набережной, в парке.
– А я люблю ходить в музей, там интересно, ярко.
– Здесь много домиков старинных, красивых, расписных церквей.
– Еще здесь много знаменитых, красивых, добрых жителей.
– Люблю я город свой старинный! Люблю я свой родимый край!
– С днем рожденья поздравляю, живи, расти и процветай!
 

Свое выступление я начала со стихотворения, которое мы сочинили вместе с воспитанниками подготовительной группы к 355-летию Иркутска. Совместное сочинение стихов – хороший способ обратить внимание детей на литературное творчество наших земляков. К сожалению, сейчас немногие знают писателей и поэтов нашего края, широкой аудитории неизвестно, какой вклад они внесли в образование и культуру. Как часто мы слышим о них? Что можем рассказать об их произведениях?
Поэтому нужно прививать дошкольникам любовь к художественной литературе, рассказывать им о наших знаменитых писателях, ведь именно в этот период происходит всестороннее развитие личности ребенка. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, человеческих отношений. 
Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор. Главный помощник в этом – книга. Дети эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Как сделать эти встречи с книгой яркими и запоминающимися? Как привить и удержать интерес к художественной литературе? Необходимо подобрать увлекательную и познавательную книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту и поэтичность речи, вызвать эмоциональный отклик. В этом и состоит задача родителей и педагогов, играющих большую роль в выборе художественных произведений и формировании литературного вкуса детей. Главное – не принуждать, не заставлять ребят читать, важно заинтересовать их, пригласить к сотрудничеству, побудить к творчеству.
Кто может интересно и увлекательно рассказать детям о нашем крае, увлечь за собой в необыкновенный разноцветный мир красок и эмоций, познакомить с героями сказок, обитателями сибирской тайги и озера Байкал? В роли такого рассказчика может выступить Марк Давидович Сергеев, поэт, публицист и литературовед, автор необыкновенных, удивительных и захватывающих произведений для детей.
Марк Давидович не представлял своей жизни без Иркутска. В известной песне, написанной на его слова, есть такая строка: «Любимый Иркутск – середина Земли».  Он прошел пешком пол-Сибири, героические дела, быт и духовный мир сибиряков Марк Давидович отразил в сценариях почти к 50 документальным фильмам. С помощью произведений Марка Сергеева мы прививаем юным читателям любовь к родному краю, знакомим с эндемиками Байкала, развиваем интерес к истории Сибири.
Марк Давидович был одним из инициаторов создания детского литературно-художественного журнала «Сибирячок», членом его редколлегии и постоянным автором. Сибирячок – это персонаж сказки Марка Сергеева. Он родился из кедрового орешка, и его отец – старый Кедр – сразу же дал ему напутствие – изучать и беречь землю под названием Сибирь. Именно этому и служит журнал. 
«Сибирячок» – незаменимый помощник в приобщении детей к чтению. Он помогает больше узнать о родном крае, знакомит с интересными героями и дарит своим читателям незабываемые впечатления и эмоции.
В развитии у детей интереса к чтению с помощью творчества Марка Сергеева мы используем несколько приемов, которые позволяют лучше проникнуть в суть произведения и прочувствовать его, а также закрепить полученный результат. 
Выразительное, эмоционально окрашенное чтение помогает заинтересовать ребенка, позволяет удерживать его внимание, способствует запоминанию текста. 
Использование иллюстративного комментария при чтении вслух улучшает понимание произведения, развивает образное мышление. Например, воспитатель читает вслух стихотворение Марка Сергеева «Глоток океана», дети в это время показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
Иллюстрирование дошкольниками произведений детской литературы позволяет лучше понять смысл текста, развивает их творческие способности, воображение, пространственное мышление. Работая с «Разноцветными сказками» Марка Сергеева, мы предлагаем детям нарисовать запомнившегося героя, отобразить на бумаге понравившийся сюжет. Так мы сможем почувствовать настроение детей, понять, какой герой им ближе. Можно предложить ребятам придумать свою версию концовки сказки и проиллюстрировать ее, а затем представить работы детей на выставке рисунков. Это придает детям уверенности в себе, в своем видении того или иного сюжета.
Литературные викторины способствуют закреплению материала, создают соревновательную атмосферу и мотивируют к получению новых знаний. Организацию викторин следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу, который включает в себя чтение произведений Марка Сергеева, знакомство с его творчеством, организацию книжной выставки.
Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературное произведение, ярче представлять героев, следить за развитием действия. Дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Драматизация сказок Марка Сергеева вызывает интерес детей к чтению и кукольным постановкам других его произведений. Также мы выступаем с кукольными спектаклями перед детьми из других групп. К выступлениям маленькие артисты относятся очень ответственно, стараются проявить творческую инициативу, вложить в роль частичку себя.
Литературная игра оказывает огромное влияние на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приемов проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора; формирует привычку к самостоятельной организации занимательного досуга и благоприятно влияет на формирование детского коллектива. Мы проводим литературные игры совместно с родителями. Такие встречи дают им возможность не только познакомиться друг с другом, но и узнать что-то новое, интересное о своих детях, объединяют интересы детей и взрослых.
Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет дошкольник, но можем с уверенностью утверждать, что знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребенка своя полка, и покупка книги – это праздник, то почва подготовлена.
В течение нескольких лет Марк Сергеев вел цикл радиопередач, в которых отвечал на вопросы ребят. Эти дружеские беседы всегда начинались со слов: «Давай поговорим…». Марк Давидович был для детей мудрым другом, которому можно довериться и открыться. Он нашел самый важный ключик к детскому сердцу. Наша задача – в отношениях с детьми придерживаться тех же принципов, в основе которых лежит любовь и понимание, познавать вместе с ними новое и интересное, переживать и радоваться. И наши верные помощники в этом – произведения Марка Сергеева, написанные для детей.