а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Ячменев, Е. А. Декабристская тема в творчестве Марка Сергеева

Сколько помню «музейную» часть своей жизни, столько перед моим мысленным взором стоит облик этого неординарного, талантливого человека. Не думал, что так скоро наступит время писать воспоминания о Марке Давидовиче. Но вначале – немного истории.

Иркутский музей декабристов открылся в декабре 1970 года в маленьком доме, связанном с историей семьи Трубецких. Через 15 лет большой особняк Волконских тоже стал музеем. Мальчишкой, школьником, любителем истории и музыки появился я в музее. Шел декабрь 1973 года. В Доме Трубецких тогда работали Нина Степановна Струк и Тамара Владимировна Налетова. Постепенно они вводили меня в тонкости музейной работы.

Имя Марка Сергеева возникало в музейных разговорах между прочим, как будто он был сотрудником коллектива. Не помню точно, где увидел Марка Давидовича в первый раз. На одном из литературно-музыкальных вечеров? За чашкой чая в низеньком мезонинчике у Трубецких? Помнится лишь ощущение, что Марк Давидович был в музее всегда. Он приходил туда как свой человек так же естественно, как входил во многие другие сферы иркутской общественной жизни.

Страницы музейной истории творились Марком Давидовичем на моих глазах. Он, наряду с крупными иркутскими учеными, журналистами, представителями творческой интеллигенции (среди них историки Ф.А. Кудрявцев, В.Г. Тюкавкин, С.Ф. Коваль, краеведы Н.М. Полунина, О.В. Шеверева, И.И. Козлов, журналист В.И. Зоркин, музыканты Н.М. Забелинская, Н.Д. Воротникова, Р.А. Кушакова, актриса Г.А. Крамова и другие), вдохнул новую жизнь в старый дом на бывшей улице Арсенальской.

Марк Давидович стал душою, движущей силой, главной пружиной превращения небольшого и самого уютного музея Иркутска в один из важнейших очагов культурной и общественной жизни современного города.

Порою Марк Давидович походил на доброго волшебника, когда появлялся в музее – то с потомками декабристов, залетевших на берега Байкала невесть из каких дальних краев, то раздобыв какую-нибудь уникальную вещицу… Казалось, он получал огромную радость от возможности что-то подарить. Он любил и умел одарить бескорыстно – качество редкое в наши дни.

При его живом участии коллекция декабристских реликвий нашего музея значительно выросла. С потомками декабристов из России и из-за рубежа установились очень хорошие связи. Навсегда запомнятся камерные вечера с участием потомков Василия Петровича Ивашева – Татьяной Васильевной Цукшвердт из Санкт-Петербурга, Василия Львовича Давыдова – Ольгой Александровной Давыдовой-Дакс из Парижа… До сих пор, несмотря на прошедшие годы, с легкой руки Марка Давидовича, дружеские отношения связывают меня с московской писательницей Лидией Борисовной Либединской – родственницей Льва Толстого.

Трудно представить кого-либо, кто мог бы показать достопримечательности Иркутска, рассказать о родном городе так достойно, элегантно и полно, как это обычно делал Марк Давидович. По его отношению гости столицы Восточной Сибири судили об иркутянах. У него было чему поучиться.

В 1977 году Марк Давидович в составе представительной делегации отечественных писателей (Симонов, Рождественский, Евтушенко, Коротич, Окуджава, Давоян, Сулейменов, Высоцкий) побывал во Франции. Магическое слово «Париж» как символ мировой культуры волнует независимо от того, бывал ли ты там, или, подобно известному герою, «опять хочешь в Париж», поскольку один раз «уже хотел» (один из любимых анекдотов М.Д. Сергеева). Старшее поколение помнит, что каждая такая поездка в капиталистический «закордон» в те годы, была сопряжена с массой ограничений и сложностей. Тем более Париж – центр старой русской эмиграции. Для Марка Давидовича это была «знаковая» поездка. Не помню из его рассказов никаких значительных подробностей об официальной ее части. Зато хорошо запомнились рассказы о парижских встречах с потомками Пушкина, декабристов, представителями старых русских аристократических родов. Марк Давидович любил повторять мысль о связующих нитях времен. Он сам, своим творчеством и деятельностью восстанавливал такие связи, соединяя судьбы, страны, города, эпохи, времена…

В 1970-е годы большой популярностью пользовался цикл авторских телепередач «С Иркутском связанные судьбы». Марк Давидович сумел представить наш родной город средоточием знаменитых имен, личностей, игравших значительную роль в истории и культуре всей страны. Получасовые передачи выходили регулярно и, по условиям телевизионного вещания, выпускались, что называется, «вживую», а не в записи: драгоценную пленку экономили. Следовательно, надо было вести телепередачи, заявленные в программе, «с ходу». Отменить такую передачу было равносильно телескандалу. Марк Давидович выходил в эфир даже при сильном недомогании. Иногда он огорченно сетовал, что не все у него получилось в очередной передаче, словно извиняясь за невольные оговорки и ошибки, исправить которые в живом рассказе невозможно.

Мне кажется, что важной особенностью Марка Сергеева как литератора была способность к литературной импровизации. При этом ему как воздух была необходима питательная среда культуры. Он обожал пушкинскую эпоху, всех этих красавиц романтической поры. Потому что сам в душе оставался романтиком.

Повесть о женах декабристов «Несчастью верная сестра» рождалась на наших глазах в музейных стенах Дома Трубецких. Она выросла из устных рассказов Марка Давидовича, сымпровизированных прямо по ходу очередного литературного вечера. Казалось, сами стены нашептывали ему очередной сюжет или неожиданный поворот уже знакомой истории. У меня даже появились излюбленные устные рассказы Марка Давидовича. Например, о пушкинском стихотворении про дамские ножки…

Мы все, музейщики, советовали Марку Давидовичу записать его устные импровизации. Да и он сам думал о том же. Так постепенно выкристаллизовывался и воплощался замысел его книг о Пушкине, о женах декабристов.

Надо было иметь огромный опыт, знать закулисные течения и настроения, чтобы обходить многие острые углы советской издательской политики или кинопропаганды. Но Марк Давидович превращался в настоящего льва, если дело казалось принципиальных вопросов.

Помнится, после выхода в свет документального фильма Восточно-Сибирской студии кинохроники о декабристах «Своей судьбой гордимся мы» в середине 1980-х годов Марк Давидович поехал в Москву защищать этот фильм в Госкино.

Вернулся злой: «Эти невежды обсмеяли фильм! Точнее, не сам фильм, а его идею о том, что декабристы сумели сделать для Сибири. Подняли на смех: «Ого, так, они, оказывается, учили детей, занимались просвещением! Вот так ссылка! Ха-ха!» Так я им сказал, кто они такие, и хлопнул дверью».

Надо было знать деликатного, осторожного Марка Давидовича, чтобы оценить крайнюю степень его возмущения и решительность поступка.

Шли годы. В 1996 году Иркутск широко отметил 70-летие своего почетного гражданина Марка Сергеева. В Доме Волконских прошел замечательный, теплый юбилейный вечер. Марк Давидович был полон энергии, шутил и был счастлив.

Год спустя Иркутск провожал Марка Сергеева в последний путь.

Еще через год в Доме Волконских вручали первые стипендии и премии благотворительного (Сергеевского) фонда молодым иркутским талантам.

В трудные минуты, мысленно обратившись к памяти Марка Сергеева, наугад раскрыв его последнюю книгу избранных стихов, я получил его посмертный завет:

Не суетись, о нет, не суетись
когда тебя уже к стене прижали
и вынесли обманные скрижали,
где вся зарегистрирована жизнь.
Стерпи каменья. Крикам не внемли.
Сумей от раздраженья отрешиться
и прежде, чем на что-нибудь решиться, 
себя на ложь и правду раздели.
Неторопливо совершай свой суд –
ты сам теперь управа и расправа.
И те, что так настойчиво не правы,
тебя потом поймут и вознесут.

На книжной полке – книга Марка Давидовича с надписью: «Жене Ячменеву, вдохновенному пропагандисту добра и света, с надеждой, что это на всю жизнь»…