а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Шадрина, Г. Н. Жизнь и поэтическое творчество М. Д. Сергеева: Программа элективного курса по литературе для учащихся 9-х классов

В феврале - марте 2005 года при Иркутском институте повышения квалификации работников образования я прошла элективные курсы предпрофильной подготовки по литературе в 9-х классах по теме «Литература Восточной Сибири».

Руководителем курсов О. Н. Шахеровой было предложено каждому слушателю курсов написать программу по выбранной теме, т.е. по творчеству или отдельным произведениям какого-либо сибирского писателя, драматурга или поэта. Программа должна быть рассчитана на 9 - 15 часов.

Тема моего элективного курса, по которой создана программа, – «Жизнь и поэтическое творчество Марка Давидовича Сергеева». Программа рассчитана на 34 часа. Предлагаемый мною курс должен способствовать развитию личностной ориентации учащихся на дальнейшее гуманитарное образование.

При составлении программы я исходила из того, что одно из важных условий осуществления процесса нравственно-эстетического воспитания – это развитие эмоциональной сферы растущего человека через системное изучение лирики, выразительное чтение поэтического текста, анализ и интерпретацию стиха.

Задачей курса является значительное улучшение гуманитарного образования учащихся, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить лирику.

Цели курса: 1. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь Марка Сергеева, формировать умение отличать неподдельную увлеченность от ложного пафоса, искреннее восхищение от наигранного восторга, сердечное участие от притворного сочувствия.

2. В процессе изучения лирики Марка Сергеева, с помощью выразительного чтения и анализа его произведений, подвести детей к непосредственному выражению себя, своего отношения к поэту, к его по-настоящему искренней и глубокой по содержанию поэзии.

Курс основан на материале лирических произведений Марка Сергеева (юбилейный сборник избранных стихотворений «Каждый день начинать себя снова», 1996 г.).

В данном курсе произведения разбирались не только в литературоведческом плане, но и с точки зрения краеведения, музыки.

Вспомогательные материалы, которыми обеспечивается курс, – это материалы о писателе из фонда Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева, аудио- и видеозаписи с авторским исполнением стихов, песнями на стихи поэта.

В ходе изучения курса учащиеся смогут приобрести следующие знания и навыки:

 

I. Учащиеся будут иметь представление:

  • о тематике и жанрах художественных произведений;

    • о поэтике лирических произведений;

  • о духовном и гармоничном развитии личности.

II. Учащиеся будут знать:

  • основные факты творческой биографии поэта, связанные с историей края;

  • наиболее популярные стихотворения М. Сергеева и историю их создания.

III. Учащиеся будут уметь:

 

  • определять тему и идею поэтического произведения;

  • воспринимать и анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания;

  • характеризовать особенности композиции произведения;

  • определять роль и значение изобразительно-выразительных средств;

  • выявлять авторскую позицию;

  • писать сочинения-эссе по текстам или отдельным строкам стихотворений (например: «У совести – мятежные войска» (с. 335), «О память, память, ты – бездонна…» (с. 229);

  • участвовать в диалоге по анализируемым произведениям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою;

  • создавать связный текст о творчестве автора или об истории создания какого-либо произведения.

 

Какие виды деятельности используются при освоении курса?

  • Знакомство с автобиографией поэта.

  • Подготовка сообщений о жизни и творчестве М. Сергеева (диалог, работа в паре, в группе).

  • Анализ и интерпретация стихов учащимися (по плану анализа и интерпретации).

  • Чтение стихов наизусть.

  • Работа в творческих группах в мастерских ценностных ориентаций.

  • Развитие индивидуальных творческих способностей.

  • Творческий отчет (открытое мероприятие).

Каковы критерии успешности?

Ученики получают зачет при условии приобретения ими следующих знаний и навыков, полученных в процессе изучения материала курса:

 

  • умение определять тематику и идейное содержание отдельных стихотворений, а также тематику каждого цикла из шести поэтических циклов;

  • знание наизусть 2 - 3 стихотворений из каждого цикла;

  • участие в проведении творческих мастерских, вечеров и т. д.;

  • выступление с сообщениями;

  • участие (по возможности) в конкурсе чтецов.

 

Из класса шесть человек ходят на занятия по выразительному чтению, две девочки выступали на конкурсе со стихами Марка Сергеева. Одна (Анастасия Зверькова) за «Балладу о тополях» заняла призовое место на городском конкурсе чтецов.

В процессе работы фиксируется динамика интенсивности усвоения с помощью анкетирования (входная диагностика, выходная диагностика).

 

Содержание и структура курса

 

Содержание элективного курса определяют основные модули, блоки, разделы и темы курса.

Содержание представлено в форме структуры, отражающей целостность системы учебного материала и позволяющей показать его полноту, внутренние связи учебного материала в курсе.

В первом модуле представлены разделы, в которых предлагается изучение всех шести циклов книги М. Сергеева.

На занятиях, предусмотренных вторым модулем программы, предусматривается работа с поэтическими произведениями, ставшими песнями, конкурс выразительного чтения, рецензирование, подготовка вечера.

Пронумерованные предварительные цели распределены по разделам и модулям программы равномерно.

Учебно-тематическое планирование по первому модулю – 18 часов, по второму – 16.

Разнообразие форм проведения занятий обеспечило успешное усвоение запланированного материала. Дети показали великолепные знания на открытых уроках – в двух творческих мастерских для учителей школы и для учителей области с курсов при ИАНРО. Многие из посетивших эти занятия учителей пожелали работать по этой программе.

Мнения учеников 9 б класса школы № 19 о творчестве Марка Сергеева (выходная диагностика):

«В своей поэзии М. Сергеев отразил всю красоту, суровость, величественность, необычайную силу природы Сибири и Байкала, помог понять нам прелесть жизни. В общем, элективный курс помог нам узнать больше об истории нашего края, полюбить поэзию и, конечно же, осознать чудо жизни» (Ольга Короленко).

«В курсе литературы в основном изучается лирика поэтов ХIХ века. Современной поэзии времени почти не уделяется. Работа по элективному курсу познакомила с творчеством интересного поэта Марка Сергеева, дала представление о темах поэзии ХХ века с такими вечными ценностями, как любовь, дружба, и о новых проблемах, характерных для нашего времени, - проблемах экологии, новых идеологий» (Алексей Якимов).

«– Что вы знаете о Марке Сергееве?

- А кто это такой? – так бы я ответил вопросом на вопрос, если бы меня спросили года два тому назад. Сейчас, благодаря знакомству с поэзией Марка Давидовича, я подружился с ним: с человеком и поэтом. Все его поэтические произведения – о человеке в разные его возрастные периоды, о любви к людям, к природе, а главное – к жизни. Оптимизмом и силой духа наполняют читателя его поэтические строки» (Юрий Чикмарев).

«Человек беспокойной судьбы, беспокойного времени, Марк Сергеев был всегда чуток к людям, к делам современников.

Знакомство с Марком Давидовичем помогло нам понять, как нам дорог родной край, как не безразлична его история. Стихи Марка Сергеева открыли для меня новый добрый мир, где царят красота и духовность» (Анастасия Шеметова).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1. Интерпретация стихотворения М. Сергеева «Я родился наконец!..», выполненная Дарьей Марковой (шк. № 19, 9 б).


 

Перед нами стихотворение Марка Давидовича Сергеева «Я родился наконец!..», тема которого – осознание чувства долга. Цель автора – показать, насколько важно чувство долга перед родителями, учителями, поэтами, Родиной и даже перед своими учениками.

Движение поэтической мысли передается с помощью смены картин. Стихотворение делится на пять строф, каждая из которых имеет определенную законченную мысль. Автор показывает многогранность чувства долга: долг перед теми, кто дал нам жизнь; долг перед учителями; долг перед теми, кто дал нам нравственное воспитание; долг перед Отечеством; долг перед учениками – ведь часто бывает, что учителя сами учатся у своих учеников.

Строки «Мне от них тепло и свет» и «Я у них в долгу» служат рефреном. Это усиливает эмоциональное напряжение и подчеркивает искренность чувств автора.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей. В этом двусложном размере стиха ударение падает на первый слог, и можно сказать, что автор писал это стихотворение, будучи в приподнятом настроении.

Эмоционально-смысловая целостность лирического произведения достигается путем того, что все пять строф связаны по смыслу, в каждой из них отчетливо звучит слово «долг».

Лирический конфликт находит свое разрешение в последней строфе, где автор как бы грустит о прожитых годах, но это – светлая печаль. Он осознает то, что ученики уже впереди него, и ему горько осознавать это, но, вместе с тем, он искренне радуется за них.

Стихотворение «Когда покой душевный сломан…» тоже принадлежит циклу «Время». В нем говорится о том, что не следует вымещать свою злобу на других людях, нужна лишь любовь к окружающим. Если не осознать это сейчас, может не хватить времени, чтобы понять, до конца осознать эту проблему и постараться исправить свои ошибки.

2. Стихотворение Анны Федчишиной (шк. № 19, 9б) «Он писал о любви»

Он писал о любви,
Он писал о разлуке,
Он писал о природе,
Он писал о тебе.

Он писал… В его строках
Серебрились моря,
И в бурливых порогах
Отражалась заря. 

Он писал… В его строках
Столько разных миров,
Столько ярких осколков
Пламенеющих слов!

И остались навеки
И слова о судьбе,
И слова о поэте,
И слова о тебе.