Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве
Библиотека, детский сад, ребенок: грани взаимодействия
Формирование духовной культуры личности во многом осуществляется через чтение. Привить детям любовь к книге – в этом видят свою основную цель сотрудники библиотеки и педагоги детских садов. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного образовательного учреждения – воспитать гармонично развитую личность – без взаимодействия с социумом, с социальными институтами.
Сотрудничество детского сада № 156 и библиотеки № 37 в рамках программы «Планета книг» началось в 2019 году. Был составлен подробный план совместной деятельности, направленной на повышение уровня познавательного интереса детей дошкольного возраста через приобщение их к чтению художественной литературы. План включал в себя определение сроков проведения мероприятий с указанием их формы и тематики. По окончании учебного года подводятся итоги работы, организуются выставки детских работ, викторины.
В ходе совместной деятельности воспитателей детского сада и сотрудников библиотеки применялись следующие формы работы:
1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, встреч с воспитателями и родителями.
2. Организация выставок детской художественной литературы.
3. Проведение сотрудниками библиотеки бесед, викторин с детьми по прочитанным книгам.
4. Организация встреч с поэтами и писателями – авторами книг для детей.
5. Организация акций «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку».
Начинать работу по привлечению читателей в библиотеку необходимо с самого раннего возраста. Если ребенок с дошкольных лет будет знать, где находится библиотека, то навсегда подружится с книгой и в дальнейшем чтение станет одним из любимых его занятий.
Посещать библиотеку дети начинают со средней группы. Прочитанные книги они приносят в детский сад. Наиболее интересные произведения мы читаем дошкольникам в свободное время, обсуждаем их, рассматриваем иллюстрации. Свои впечатления от прочитанного дети отражают в художественно-творческой деятельности. Герои книг оживают в рисунках и поделках, а в старых, знакомых сказках появляются новые герои, и с ними происходят удивительные приключения. Выставки детских работ мы проводим в ДОУ и в библиотеке, а придуманные детьми рассказы и сказки оформляем в книжки-самоделки.
Одной из важных задач программы мы считаем знакомство детей с творчеством иркутских писателей. В работе по развитию познавательного интереса к родному краю и истории Сибири мы опираемся на творчество Марка Давидовича Сергеева. Совместно с библиотекой № 37 Иркутска мы знакомим дошкольников с произведениями писателя, опубликованными в детском журнале «Сибирячок». Это издание – хранилище уникальных произведений Марка Сергеева. Мы будем и дальше с ними знакомиться.
Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого подхода, ведь именно в этом возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. От того, каким будет знакомство маленького человека с книгой и библиотекой, зависит, перерастет ли оно в крепкую дружбу на всю жизнь.
Наш опыт по литературному развитию дошкольников дает ощутимые результаты: выпускники ДОУ становятся постоянными читателями детской библиотеки, интерес к книге вызывает у них желание научиться читать самостоятельно, педагоги школы отмечают высокий уровень подготовки детей к обучению.