а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Как реализовать в детском саду проект 
«Сибирский писатель Марк Сергеев»

 

В дошкольном возрасте начинает формироваться начитанность: ребенок приходит в школу с большим и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Старшие дошкольники уже знакомы с русским и мировым фольклором, с классическими произведениями для детей русских и зарубежных писателей. Через книгу ребенок познает окружающий мир, узнает о добре и зле, смелости и трусости, дружбе и предательстве. Знакомство с произведениями детских писателей помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные ценности, развивать восприятие художественного слова. Электронные ресурсы и различные гаджеты не могут заменить общение с «живой» книгой. Именно художественной литературе даны большие возможности воздействовать на духовный мир человека, его мысли и чувства. 
Дети, полюбившие чтение, лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, хорошо владеют не только устной, но и письменной речью. Однако сегодня они все больше времени проводят за экранами цифровых устройств, нежели за чтением книг. К сожалению, постепенно исчезает такая замечательная традиция, как семейное чтение, а ведь именно в семье происходит воспитание личности ребенка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге, познакомить с произведениями, созданными замечательными писателями-сказочниками. К их числу относятся и авторы, которые творили на нашей земле, в нашем городе, которые писали о близком и родном – о сибирской природе, Байкале. Один из них – известный иркутский писатель, поэт, общественный деятель Марк Сергеев.
Мы подготовили информационный творческо-познавательный проект «Сибирский писатель Марк Сергеев», предназначенный для детей 6–7 лет (подготовительная группа), их родителей, воспитателей и работников библиотеки. Задачи проекта следующие:
– познакомить детей с творчеством Марка Сергеева;
– расширить интерес воспитанников к художественной литературе;
– формировать навыки устной речи, развивать языковое чутье, умение говорить правильно и красиво;
– совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, слушать и понимать произведения, инсценировать;
– способствовать созданию условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов. 
Цель проекта – содействовать развитию устойчивого интереса к произведениям детских писателей и становлению личности ребенка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
Проект реализуется в два этапа – подготовительный и практический. Подготовительный этап включает в себя анкетирование родителей; проведение акции «Подари книгу группе»; оформление родительского уголка (подбор тематических информационных материалов, статей); подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий. На этом же этапе совместно с детской библиотекой составляется план мероприятий по ознакомлению детей с творчеством писателя, выставок, экскурсий, происходит разработка сценариев мероприятий.
Практический этап включает в себя проведение занятий, организацию выставки книг Марка Сергеева «Капелька по капельке», «Море синее – Байкал», «Олень-драчун», «Книга веселого дятла», журналов «Сибирячок» с произведениями писателя, оформление экспозиции детских рисунков по прочитанным книгам. 
 Кроме того, для успешной реализации проекта важна деятельность детей и их родителей. Ребята участвуют в различных конкурсах, беседах, учат стихи, загадки, пословицы и поговорки о книге, реставрируют книги, иллюстрируют прочитанные произведения, участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх «Семья», «Театр», «Библиотека». 
В рамках проекта проходят беседы по темам «Знакомство детей с биографией Марка Сергеева», «Творчество писателя и его книги», «Книги о природе и ее обитателях», «Знакомство со сказками», «Беседы о животных и растениях родного края», «Для чего нужны книги». Изобразительная деятельность включает в себя рисование по теме «Книга моей мечты», коллективную работу по изготовлению поделок из природного материала по мотивам рассказов Марка Сергеева, создание обложки к книге «Море синее – Байкал» в технике аппликации.
Деятельность родителей включает в себя участие во всех мероприятиях, организуемых в группе, содействие в пополнении групповой библиотеки, обмен опытом на тему «Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников»; совместное творчество с детьми – рисование, лепка. 
От данной деятельности мы ожидаем следующие результаты: проявление интереса детей к чтению; пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы; положительные изменения в речи детей; повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка.