Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве
Парамонова, И. В. Конкурсы литературного творчества – технология развития духовных ценностей
Лицейская библиотека – центр неформального общения, хранительница культурно-просветительских традиций учреждения.
Библиотека лицея – его структурное подразделение, способствующее формированию культуры личности лицеиста, повышающее эффективность информационного обслуживания образовательного процесса.
Фонд библиотеки создавали учителя, дети, родители, спонсоры лицея.
Чем особенно гордится лицейская библиотека? В 2002 году она стала победительницей регионального конкурса «БиблиОБРАЗ» в номинации «Диалог» и финалисткой общероссийского конкурса.
У нас в лицее «живет» удивительная выставка – «Мое «окно» в мир книги», авторами которой являются учителя технологии, литературы, библиотекарь и, конечно же, дети. Эта выставка - единство мысли, души и кисти, способной выразить чувства и впечатления от книги на бумаге. Работает спецкурс «Библиотечно-библиографическое обеспечение научно-исследовательской деятельности учащихся». Его цель – научить ребят классическому и рациональному направлениям поисковой библиографической работы.
В библиотеке лицея существует фонд «Научно-исследовательские работы учащихся Иркутской области». Год его создания – 1995-й.
Лицейская библиотека славит и изучает имя великого Пушкина. Дни поэта «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» любимы всеми.
Библиотека – эпицентр духовных ценностей. Эпицентр – место, где что-нибудь проявляется с наибольшей силой. Мы полагаем, что «сокровищница книг» может и должна стать центральным местом воспитания Человека культуры, Человека, который, постигая и творя культуру, обретает свою духовную сущность.
Для культурно-просветительской деятельности библиотеки в лицее характерны следующие принципы:
-
принцип реалистического выбора информации, целесообразного выбора для решения задач библиотеки;
-
принцип ориентации на индивидуального читателя, и даже если это ориентация на группу, то на группу индивидуальностей;
-
принцип взаимодействия библиотеки и других структур лицея как взаимообогащающего взаимодействия.
Именно эти универсальные подходы являются и основой технологии организации участия лицеистов в конкурсах литературного творчества. Необходимо отметить, что дети и учителя лицея успешно и победно участвовали во всех трех областных конкурсах:
-
«Читать – значит творить!», 2004 год (12 учащихся).
-
«Хоровод дружбы вокруг Байкала», 2005 год (8 учащихся).
-
«По страницам книг Марка Сергеева», 2006 год (13 учащихся).
Работа начинается с создания временной творческой труппы (ВТГ) по подготовке к конкурсам. В группу кроме учителей русского языка и литературы, библиотекаря входят учителя истории, географии, изобразительного и прикладного искусства, технологии, психологи.
Первый этап
Сбор временной творческой группы педагогических работников при директоре. Знакомство с «Положением…», приказом.
Определение целей и задач конкурса, определение характера подготовки лицеистов для участия в конкурсе - глубоко индивидуального, основанного на мотивации, интересе и желании учащихся. Условия участия в конкурсе.
Второй этап
Сбор временной творческой группы педагогических работников. Представление детей - участников конкурса.
Третий этап
Сбор временной творческой группы педагогических работников и лицеистов – участников конкурса.
Знакомство со схемой, особенностями публичного выступления
Утверждение плана Недели публичных выступлений в лицейской библиотеке, формы отзыва.
Четвертый этап
Неделя публичных выступлений учащихся МОУ «Лицей №1» - участников конкурса в лицейской библиотеке.
Сбор отзывов.
Пятый этап
Декада публичных выступлений участников областного конкурса перед своей группой на часах общения, на уроках, в кружках и т.п.
Сбор отзывов.
Шестой этап
Оформление творческих работ и отправка в областную библиотеку.
Седьмой этап
Участие и подведение итогов участия в конкурсе.
Участие в конкурсе считается на всех уровнях важным этапом реализации инновационного образовательного проекта «Эпицентр», развития лицейской библиотеки как центра воспитания патриотических чувств молодого поколения, любви к малой Родине, становления гражданина.
Главная цель участия в областном литературном конкурсе, посвященном 80-летию Марка Сергеева, - знакомство юных читателей с творческой биографией и через богатое духовное наследие писателя пробуждение интереса детей к чтению книг, к самостоятельной творческой работе.
Наш земляк Марк Давидович Сергеев - один из талантливейших представителей культуры, обогативший своим трудом российскую литературу.
Как яркий самобытный художник слова свой творческий путь он начал в Сибири и посвятил этому краю многочисленные труды. Книги М. Сергеева наполнены неподдельным интересом к настоящему и историческому прошлому родного края, к его сибирской природе и к жителям - сибирякам.
Всё его творчество олицетворяет собой идейно-художественную оценку ценностей. Ведя высоконравственную беседу на страницах своих произведений, он воспитывает нас духовно, помогает понять истинное предназначение человека на земле, раскрывает все его самые добрые человеческие качества.
Перу писателя и поэта принадлежит не только цикл поэтических и прозаических сборников, адресованных как детскому, так и взрослому читателю, но и серьёзные литературоведческие работы, художественно-публицистические книги о декабристах, статьи, очерки, газетные рецензии, сценарии народных праздников. В них хрустальная чистота и правдивая простота писательского слога, не приемлющая фальши и лжи ни в содержании, ни в построении сюжетной линии, будь то очерк, рассказ или стихотворение. Но в каком бы стиле и о чём бы ни писал Марк Сергеев, он всегда и всюду оставался поэтом. Во всех его произведениях звучит поэтическая струнка и ясно ощущается лирическая проникновенность.
Именно об этом мы узнаём из рассказов участников областного детского конкурса.
В этом конкурсе приняло участие свыше 700 детей, проживающих в разных уголках Иркутской области. Результаты детских работ были высоко оценены членами жюри. В их числе особо отмечены литературные творческие труды учащихся МОУ "Лицей № 1" г. Усолья-Сибирского. Наши ребята заняли первые четыре призовых места и получили поощрительные призы и грамоты.
Каждая работа была интересна и отличалась своеобразием и своим пониманием духовного мира книг Марка Давидовича.
Все работы, выполненные лицеистами, можно разделить на несколько групп.
I группа. К первой группе относится синтез жанров, который можно заметить и проследить на примере работы учащейся лицея № 1 Зубаревой Александры, занявшей I место и получившей путёвку в международный лагерь "Океан".
Ее творческий труд создан по мотивам сказочной повести М. Сергеева "Капелька за капелькой". В своей работе Саша связывает воедино очерки - капельки своей жизни - со сказочными историями-капельками, описанными писателем. Юной участницей литературного конкурса было продумано всё: от занимательного содержания до каждой мелочи в оформлении работы. Работа выполнена в виде ярко раскрашенной книжки, а каждая книжная страница имеет свой определённый цвет и повествует о разных удивительных чудесах и благих делах, происходящих на свете. К описанию же занимательных и поучительных житейских историй юную лицеистку, на мой взгляд, увлёк серьёзный разговор самого писателя, который на страницах своей книги ведёт беседу о жизни, о явлениях природы, красоте родной земли, радостях дружбы и любви, смелых поступках и добрых, благородных делах. Сам неутомимый труженик, М. Сергеев просто, увлекательно, а главное, доброжелательно и ненавязчиво рассказывает о труде как насущной потребности каждого человека, пробуждая чувства добрые и искренние.
Побудила Александру Зубареву к выполнению работы по мотивам поучительных историй по сказке М. Сергеева учитель изобразительного и прикладного искусства Кислова Надежда Владимировна, она же явилась руководителем достойного похвалы труда.
II группа. Во вторую группу работ входят отзывы учащихся о тех или иных прочитанных ими произведениях писателя-сибиряка. В группу включено 6 творческих работ.
Участники конкурса |
Тема |
Руководитель работ |
Лемешева М. |
Мои впечатления от прочитанных произведений М.Д. Сергеева |
Парамонова И.В., заведующая библиотекой. |
Мочаловская К. |
Я хочу рассказать… |
Мизандронцева Г.А., учитель русского языка и литературы |
Мешкова А. |
Трилогия о жизни и смерти |
Пуговкина М.А., учитель русского языка и литературы |
Шаргородская М. |
Вечное движение… Поэтический календарь |
Пугачёва С.Н., учитель русского языка и литературы |
Беклемышева М., Галкина Е. |
"Один прекрасный миг..." |
Литвинчук С.Г., учитель географии |
Абрамова К. |
Моё любимое стихотворение М. Сергеева («Наталия Гончарова»). |
Мизандронцева Г.А., учитель русского языка и литературы |
Среди этих, отличающихся друг от друга своей оригинальной идеей работ, хочется выделить работу Лемешевой Марии, занявшей II призовое место на конкурсе. Маша пишет, что впервые она познакомилась с литературным творчеством Марка Сергеева на страницах детского журнала "Сибирячок", в котором печатались многие его сказки для детей в прозе и стихах. Вот как девочка описывает своё душевное состояние, прочитав познавательные рассказы писателя: "Поражают своей чарующей и захватывающей тайной его рассказы о сибирской тайге и её загадочных обитателях, о самом глубоководном и прекрасном в мире озере Байкал, о людях, живущих в Сибири. Ненавязчиво в шутливой форме детям преподавались уроки географии, биологии, астрономии… и что странно, когда учишь уроки, заданные в школе, никак не можешь запомнить сибирские географические названия или назначения предметов, а стоит прочитать сказки Сибирячка или боцмана Сармы и Мудрой вороны, сразу всё становится понятно. И уже не спутаешь весёлый, сильный, рабочий баргузин с разгневанной и грозной сармой".
Продолжая знакомиться с дальнейшим творчеством сибирского автора, Маша радуется любой новой узнанной полезной информации и доброму совету, полученному со страниц его книг.
Интересен писательский труд М. Сергеева и другим участникам конкурса, в том числе и Мочаловской Кристине, также занявшей II призовое место.
Кристине запало в душу одно из самых сильных стихотворений поэта "Баллада о тополях". Это - взволнованное повествование о судьбе целого поколения, переданное идущим от сердца к сердцу живым словом, чеканным ритмом, ёмким образом, не может оставить равнодушным никого. Это стихотворение - поэтический рассказ о друзьях-десятиклассниках, ушедших с выпускного вечера в июне 1941 года защищать свою Родину. По свидетельству автора, это стихотворение ещё и автобиографично, в нём сохранены действительные фамилии юношей - друзей поэта, погибших в боях за Родину.
Работа Кристины "Я хочу рассказать..." - это подарок поэту, дань его светлой памяти. Девушка рассказывает об одном событии из своей жизни, которое ей пришлось пережить, выступая на вечере, посвящённом юбилею Великой Отечественной войны перед ветеранами с поэмой М. Сергеева. Вот что она пишет: "Как сдавило вдруг горло! Как трудно вдруг стало дышать! Но я понимала, что должна прочитать это стихотворение до конца. Это был мой долг перед сидящими в зале, перед Марком Сергеевым, перед теми, "кто сажали эти тополя" и чьи могилы разбросаны "на тысячи вёрст". Зал плыл перед глазами, но я читала, а когда закончила, ветераны встали, а за ними поднялся и весь зал. Слёзы всё катились и катились по моим щекам. Это были самые горькие и самые светлые слёзы в моей жизни. Только в этот момент я по-настоящему поняла, что такое война. Я поняла всю её жестокость, губившую жизни и лишавшую людей будущего. Я была благодарна и поэту, который помог мне переосмыслить то, что раньше понималось как-то поверхностно".
III группа. Эти работы представляют собой творческое продолжение сказочных произведений писателя. Они наполнены нравственным содержанием и подкупают искренностью чувств, верой в добро и справедливость.
Это работы Корниловой Юли и Наумовой Екатерины, написанные под руководством учителя русского языка и литературы Елены Петровны Зуевой. Девочки продолжили истории писателя о Сене Оплошкине и других его сказочных героях.
В эту же группу творческих работ входит и стихотворение учащейся пролицейского класса Волковой Юлии. Своему стихотворению Юля дала название "Мы разные, но мы дружим". Оно является своеобразным продолжением поэтической сказки М. Сергеева "Глоток океана". Юля писала его под руководством своего куратора, учителя русского языка и литературы Елены Владимировны Кузнецовой.
IV группа. Извечную тему природы и человека через призму взглядов Марка Давидовича попыталась раскрыть в своей работе лицеистка Марина Игнатенко.
Её работа представляет собой литературный портрет Марка Сергеева.
Анализируя разностороннее творчество писателя на примере его лирических стихов, Марина как бы создаёт свой образ Марка Давидовича, увиденный ею.
Составляя портрет нашего земляка, Марина параллельно пытается ответить на вопрос, а какой же он, лирический герой? И вот как она об этом пишет: "Герой Марка Сергеева не может жить без природы: она неотъемлемая часть его жизни, а он - её малая частица. Автор олицетворяет природу, постигая её суть и истинное значение, соединяя природу и человека".
Изображение неразрывного единства человека и природы, неповторимость и важность каждого момента жизни - таковы главные мотивы творческих работ писателя.
V группа. Об этом единстве говорят и иллюстрации детей к произведениям Марка Сергеева, в частности рисунки Труфановой Анны к сказке "Глоток океана" и к её продолжению, написанному Волковой Юлей, и рисунки Наумовой Кати к своей творческой работе "Чудесное описание".
В этом учебном году в лицейской библиотеке на традиционных "Сентябрьских встречах" с пролицейскими классами выступили участники областного конкурса "По страницам книг Марка Сергеева", где они поделились своими впечатлениями о прошедшем конкурсе.