Сергеев М. Д. / Произведения
Иркутск
Иркутск – город исторический. Он играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны, он не случайно отнесен к городам-музеям, ибо сохранил много старины, романтический облик несуетной степенной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары. Улицы его – как срез времени, где наслоились века, сменяя друг друга. И, переходя из квартала в квартал, ты словно окунаешься в давно отшумевшее прошлое и вдруг выныриваешь из потока времен в день настоящий, наполненный неустанным гомоном машин, которым тесно в нешироких магистралях, в некоторую суетность и расхристанность, и нагромождение новых, с болью приживающихся архитектурных форм, от которых никуда не уйти, ибо нельзя остановить жизнь. Здесь соседствуют нарядное, торжественное сибирское барокко со строгим русским ампиром, с вызывающей нарядностью купеческих дворцов, соединивших, кажется, все стили – от мавританского до готики, плюс азиатские мотивы, а далее – изысканный неоклассицизм и лаконичная выразительность конструктивизма – эклектика конца XIX – начала XX века, к которой, наконец, в наши дни стали относиться с уважением, меньше внимания обращая на чистоту архитектурного стиля, больше – на неповторимость, особенность каждого здания. А между всем этим разнообразием – резные деревянные дома, главный предмет спора между старожилами города, которые мечтают сберечь в быстротекущем, все решающем и все меняющем времени целые улицы древних изб, заборов, надворных построек; и архитекторами, которым нужен центр для самоутверждения, для вынесения сюда жгучей современности. Впрочем, все здесь неоднозначно, потому что условия проживания в старинном неблагоустроенном доме куда как менее уютны, чем в нынешнем спальном районе, уставленном похожими друг на друга многоэтажками.
Как и все старинные города, Иркутск за историю свою не избежал многочисленных опустошительных пожаров, поэтому мало сохранилось в нем домов, стоявших в истоке его истории, когда не был он еще городом, а одним из сибирских острогов – деревянной крепостью, стоящей в соединении стремительной Ангары и степенного Иркута. От этой реки и название города – Иркутск.
В XIX веке известный русский публицист Николай Шелгунов так сказал об этом своеобразном и самобытном сибирском городе: «Иркутск... единственный город Сибири, имеющий городской характер... Как Англия создала Лондон и Франция Париж, так Сибирь создавала Иркутск. Она гордится им, и не видеть Иркутска – значит не видеть Сибири...»
* * *
Большая часть сибирских городов начиналась на берегах рек – единственных дорог древности. На вместительных кочах – огромных лодках, вмещавших две дюжины человек, да еще имущество, пищу и боеприпас, против течения на веслах и на шестах, а по течению движимых самой рекой, начинал казачий отряд путь свой сквозь неизведанные беспредельные просторы. Отправлялись едва сойдет лед, очистятся воды, двигались, ночуя на берегах, выставляя караулы, дабы уберечься от зверя, от набега неожиданного – остерегались. Поближе к листопаду, когда реки синели и тяжелели в предвестии стужи, находили место покрасивее да побогаче, чтобы и охота рядом была, и лес строевой, и для пашни первый простор, высаживались и перво-наперво ставили зимовье – дом, чтобы перезимовать, укрепиться. Иногда по новой весне сызнова пускались в путь, все далее на восток, – потомки диву даются, как это русский казак без тракторов-вездеходов и дорог за срок, укладывающийся в десятилетия, одолел и, в какой-то степени, первоначально обжил пространство от Урала до Тихого и Ледовитого океанов, а уж если место оказывалось и впрямь «угожим» – вкруг зимовья возникала крепость со всем, чему в ней надлежало быть: оборонным тыном, угловыми да проезжими башнями, с казенной избой, где писали свои «скаски», т.е. доношения, дьяки-писаря и правил воевода, с «царевым амбаром», куда складывали добытые охотой и полученные в качестве ясака меха – «мягкую рухлядь», как говорили в те поры.
Между учеными нет согласия по поводу времени основания Иркутска, между летописцами тоже. Одни относят это событие к началу XVII века, другие – к середине. Но издавна в «метриках» Иркутска обозначена дата – 1652 год.
В том году, на излете лета, поднявшись вверх по Ангаре – стремительной, дикой, своенравной реке с хрустально-прозрачной водой, холодной до ломоты в зубах, – казацкий отряд, руководимый боярским сыном (был такой чин в казачьей субординации) Иваном Похабовым, облюбовал место для зимовья: остров в слиянии рек Иркута и Ангары. С одной стороны – дикий, стремительный стрежневой ход, с другой – глубокая протока заменяли на первых порах тын, стали натуральными крепостными стенами. Из бревен, срубленных тут же, сложили казарму-зимовье, а задерживаться здесь не стали: Иван Похабов и его отряд двинулись за Байкал, облагать ясаком тех, кто еще не платил дань «Белому Царю».
А через девять лет, в 1661 году, другой Похабов – Яков, или, как тогда называли его, Якунька, углядел, что «место здесь угожее» – и «пашня есть и скотинной выпуск», и леса вокруг полны дичью, а вода рыбой, решил основать на правом берегу Ангары острог, назвав его Иркутским.
Приречная долина упиралась в невысокие горы — семь холмов, как в Риме и в Москве, –поросшие лесом. В пойменной низменности земля была плодородна, река, плавным полукольцом обнимавшая местность, была величественной, а вода ее, тысячелетиями отстоянная в Байкале, вкусна, как родниковая.
Иркутскому острогу повезло: возникший в долинах рек, служивших в давние времена главными транспортными артериями, на перекрестках возникающих и крепнущих торговых связей Запада и Востока, вблизи мест обитания сибирских народов – бурят, эвенков, якутов – он начинает играть все более и более важную роль в Сибири. В 1670 году через Иркутск в Китай проехал с бумагами первый гонец из Москвы, а 6 сентября 1675-го отправился в Поднебесную Империю первый посол, Сибирского приказа переводчик Николай Спафарий. И с этого времени Иркутск начинает играть все более важную роль в делах международных. В «Записках» о своем путешествии Спафарий отметил: «Острог Иркутский... строением зело хорош, а жилых казацких и посадских дворов с 40 и больши, а место самое хлебородное». Через тридцать лет после постройки первого зимовья, и через двадцать после рождения острога, в Иркутске «учинено» самостоятельное воеводство, острог стал городом. Сохранилась опись 1684 года, в которой с подробностями описан Иркутск конца XVII века:«... А по острогу строенья: 6 башен с мосты (мостами в те поры называли перекрытия между этажами. – М.С.), 3 башни покрыты тесом, 3 дранью, в двух башнях ворота проезжие створные... в той же острожной стене приказная изба, с сеньми покрыта тесом... Да на проезжей башне казенный амбар... Всреди острога церковь во имя нерукотворного образа господа нашего Иисуса Христа, да в пределе Николы Чудотворца, а под папертью кругом 6 лавок о двух житьях; колокольня рубленная шатровая с переходы, а под нею 4 лавки да амбар церковный, казенный...» Далее сообщается в переписи, что есть в остроге государев двор, где живут иркутские воеводы, жилье для служителей воеводской канцелярии, еще амбары с ледниками для хранения продуктов, погреб, баня, избы для холостых казаков, нечто вроде гостиницы для заезжих купцов, хранилища для мехов, караульное помещение. В башнях были прорезаны бойницы, на прочных помостах стояли пушки, под одной из башен была «пороховая изба», где хранилось оружие и боеприпас.
Главным бичом деревянных городов были пожары. Иркутск не представлял в этом смысле исключения, он горел часто и страшно. Первый «сатанинский огонь» выжег крепостные постройки и деревянную Спасскую церковь. Вместо нее построили каменную – она и осталась до наших дней памятником острога, древнейшим из сохранившихся строением Иркутска. Украшенная каменным узорочьем, строгим и нарядным, присущим сибирскому барокко, наружной стенной живописью, единственной в Сибири (сцены, соединившие библейский сюжет со взятым из жизни, но символизированным крещением аборигенов, новообращенных в православие), она стала для жителей современного города и памятью о его древности, и ориентиром, ибо была встроена в южную стену острога, и, стало быть, можно определить точно: где стояла деревянная крепость – Иркутский Кремль, как называли острог впоследствии, когда улицы вырвались за толстенные бревна тына, расширились, растеклись в долине, взобрались на Петрушину, Веселую, Кайскую и другие горы. Почти ровесник Спасской церкви собор Богоявления, построенный в начале XVIII века (заложен в 1718 г. на месте сгоревшей деревянной церкви). В какой-то степени напоминающий храмы Русского Севера, он отличается от них многими особенностями. Собор украшен изразцами, секрет изготовления которых на многие годы был утерян. Дело в том, что храм стоит над кипением Ангары, которая, прежде чем замереть на зиму под торосистым белым покровом, до середины января обычно спорила с крутыми сибирскими морозами, исходила клочковатым паром, а то и непроглядным туманом, заполнявшим улицы города. Зимой мороз ниже сорока, летом жара порой за тридцать, и все это – и стужу, и зной, и влагу – должны были веками выносить нарядные многоцветные, покрытые глазурью изразцы. В наши дни ситуация усугублялась еще и тем, что после постройки гидростанции Ангара в пределах города и вообще зимой, даже в самые крутые морозы, не замерзает, а только парит, парит... Иркутские художники после упорных и поначалу казавшихся безнадежными поисков нашли все же секрет стойкости и долговечности столь ранимого материала, и при реставрации собора Богоявления в 60-е годы нашего века четверики и восьмерики храма опоясали возрожденные узоры.
Постепенно весть о новорожденном городе, о его удобном месторасположении, о «выгодах, которыми пользовались обитатели», расходилась по всей Сибири, по европейской части России. Из уст в уста передавались слухи, что зверя пушного на берегах Ангары столько, что женщины-иркутянки, отправляясь поутру к зимним речным прорубям за водой, попутно коромыслом бьют драгоценных соболей – какая на шубу, какая на шапку. Люди прибывали: кто в поисках приключений, кто – судьбы, купечество с товаром и за товаром, мастеровые ради заработка. В 1697 году правительство прислало сюда 600 пашенных крестьян, в начале царствования Петра I прибыло немало стрельцов, сосланных после разгрома молодым царем их восстания. В первом году XVIII века в Иркутске было 726 жителей, а в 1722-м уже 3 447. По тем временам это был уже серьезный сибирский город.
* * *
В шестидесятые годы XIX века в Иркутск пришел знаменитый сухопутный тракт, называвшийся сперва Московской столбовой дорогой, потом получивший название Московский тракт. Трудно переоценить это событие, мир как бы сжался, уплотнился, до Москвы теперь было рукой подать – всего какой-то месяц в дороге – и ты у цели! Двинулись в столицу уже не по рекам обозы с мягкой рухлядью, потянулись из разных городов из-за Камня, как тогда называли Урал, купеческие караваны пообильнее, чем в прошлые времена, когда настоящая проезжая пора была лишь заматеревшей зимой, перекрывающей хрустальными мостами реки, умиротворяющей болотные топи. С 1768 года в Иркутске стали проводиться ежегодные ярмарки. Это подвигнуло местных купцов на создание стеклоделательных и шелкоткацких фабрик, строительство новых мельниц, пивоварен, кожевен и, наконец, на создание гостиного двора, в котором размещалось более двухсот магазинов и лавок. Построено это величественное сооружение было по проекту выдающегося архитектора XVIII века – Джакомо Кваренги. Гостиный двор время не сохранило, зато и до сегодняшнего дня украшает город так называемый Белый дом, прекрасных чистых линий ампирный дворец, поставленный несметно богатым купцом Сибиряковым на берегу Ангары, со временем ставший резиденцией иркутских генерал-губернаторов, а в 1918 году в нем разместился новорожденный Иркутский университет. Теперь здесь одно из крупнейших книгохранилищ России – Научная библиотека Иркутского государственного университета, хранящая неповторимые собрания книг многочисленных дореволюционных учебных заведений, из личных библиотек декабристов, иркутских писателей, выдающихся книгособирателей, в том числе собрание книг и журналов купца, почетного гражданина города Василия Баснина, где есть практически любое из периодических и повременных изданий XIX века, пушкинской и послепушкинской поры.
Иркутск, город, отдаленный от крупных центров страны, должен был в те времена сам производить многое. Путешественники, побывавшие в нем в разные годы, отмечают, что здесь обитают замечательные мастера-краснодеревщики, изготовляющие, нет – творящие мебель, которая способна сделать честь самому Петербургу и заграничным мебельным фирмам: ее отделывают не только красным деревом, но и своими, сибирскими материалами – тайга богата, в ней много необычных пород деревьев, чья древесина декоративна и благородна. Здесь пишут иконы, изготовляют нарядные серебряные оклады, здесь создают богатые кареты и легкие демократичные дрожки, приспособленные для сибирских дорог, о которых можно сказать бы стихами Петра Вяземского: «рытвины, ямы, канавы, ухабы – все, что в России зовется шоссе». Здесь куют оружие и изготовляют стекло способом, который еще не шагнул в Европу, а шагнув – приведет к революции в стекловарении: дело в том, что в XVIII веке живет в Иркутске замечательный ученый, воспитанник Ломоносова, близкий знакомый и ученик создателя классификации животного мира Карла Линнея, естествоиспытатель, ботаник, минералог, энциклопедически образованный Эрик Лаксман. Размышляя о том, сколь много изводится лесу для того, чтобы сжечь его и из древесной золы извлечь нужный в стекловарении поташ, он приходит к выводу, что нужно найти природную щелочь, или иной заменитель поташа. Он находит такое вещество, и вскоре под Иркутском, на заводе, который создает Лаксман вместе с компаньоном – купцом Солдатовым, появляется посуда из нового стекла – оно прозрачнее, чище, оно дешевле, чем все, что делалось раньше, вскоре лаксмановская технология побеждает во всем мире.
Так постепенно Иркутск становится «складочным местом России», серьезным торговым, административным и дипломатическим центром Восточной Сибири. Здесь оседают товары из Европы, Средней Азии, Китая – шелка и чай, серебряные руды, слюда, бытовое чугунное литье, посуда, меха, пшеница и рожь, кедровые, сосновые, лиственничные плахи, – товары привозные и свои, дары караванных путей и дары природы, – все соединяется в купеческом и ремесленном городе. Но здесь и центр международных связей, поэтому есть в городе, единственном в России после столицы, не только приходские школы, но и школа монгольского, японского, китайского языков, ибо через Иркутск движутся на восток – в Китай и Монголию – дипломатические, духовные, торговые посольства и миссии, здесь ведутся переговоры о государственных отношениях, границах и многом-многом еще.
В 1764 году последовал указ, которым Сибирь разделяется на два наместничества –Тобольское и Иркутское. С этой поры город над Ангарой становится на долгие годы столицей Восточной Сибири, опорным пунктом освоения, изучения огромной земли, лежащей меж южными песками и полярными тундрами у Ледовитого океана, меж Енисеем и тихоокеанскими островами, становится средоточием науки и культуры. Огромный интерес к Сибири, которая не только для Европы, но и для самой России все еще терра инкогнита, привлекает в Сибирь и убеленных сединой академиков, и юных адъюнктов, спешащих сюда за открытиями и, стало быть, за судьбой. Иркутск становится опорным пунктом для будущих историков Сибири, естествоиспытателей Санкт-Петербургской Академии наук, сюда все больше отправляют людей опальных, неугодных правителям России. Это, между тем, люди недюжинные, многознающие и многодумные. Они становятся своеобразным средостением между членами знаменитых экспедиций и любознательными сибиряками. Через два года после смерти Петра I, зимой 1727 года, в Иркутске, вызывая восторг и удивление горожан своим чернокожим ликом, появляется полукомандированный, полуссыльный Абрам Петров, знаменитый «арап Петра Великого», прадед Пушкина, позднее приобретший фамилию Ганнибал: инженер, крупный специалист-строитель, получивший образование во Франции, он будет строить в Забайкалье Селенгинскую крепость, перенесет немало трагических приключений, прежде чем покинет Сибирь. А еще позднее, уже при Екатерине II, сюда примчат в казенной карете «бунтовщика похуже Пугачева», как назвала его императрица, автора потрясающей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. Он, кстати сказать, в 1791 году писал в Петербург своему покровителю графу А. Р. Воронцову: «Иркутск... если можно проницать нашими взорами в будущее, он по положению своему определен быть главою сильный и обширныя области... Хотя путешествие мое и совершалось с большой поспешностью, я запомнил то, что меня более всего поразило. Иркутск есть город, который, особливо благодаря его обширной торговле, заслуживает внимания отменного. Он есть склад всего торгового дела сей губернии... Я познакомился здесь с г-ном Шелиховым, который только что вернулся из Охотска, куда он отправляется каждую весну, чтобы встречать свои корабли, прибывающие из Америки. Ваше сиятельство знаете его и читали описание его путешествия, которое только что напечатано в Москве...» Радищев встречался в Иркутске со многими поразительными горожанами, занесенными сюда и собственной волей и превратностями судеб. Одним из этих новых знакомых и был Григорий Шелихов. Теперь, наверное, кто-нибудь удивится и не поверит, что благодаря этому человеку — купцу и мореходу и его сподвижникам, в составе Иркутского генерал-губернаторства на переломе XVIII и XIX веков был Американский уезд: Аляска, Алеутские острова, Калифорния...
Восемнадцатый век — от правления Петра I до завершения царствования Екатерины II – памятен Иркутску таким количеством самых разнообразных экспедиций, оставивших след во всех сферах жизни России, каких не знал ни один город столь огромной страны. Здесь готовились в путь Первая и Вторая экспедиции Витуса Беринга – многим членам их суждено оставить имена свои на карте Севера и Востока. По топким улицам его ходил великий командор, в общественных и частных домах местные знатоки собирались вкруг ученых известных уже и тех, кому еще суждено прославиться на весь мир, здесь помощники Беринга готовили для экспедиций снаряжение, а так как таких академических и государевых путешественников было много, то в памяти иркутян впечатление оставалось надолго – и тем, что они пробуждали у молодых тягу к знаниям, и что брали энтузиастов в неисследованные еще дальние пределы, но и тем, что городу порой трудновато было собрать нужное количество канатов, мешков, коней и конной сбруи, продуктов и прочего. В «Иркутской летописи» П. И. Пежемского и В. А. Кротова сохранилась запись: «Такой огромной и ученой экспедиции в Сибири еще не было... она оставила в стране следы сильного негодования, вследствие тяжелой повинности, которой подвергались тогда еще малочисленные по Сибирскому тракту жители...» Они должны были выставлять множество лошадей, выделять проводников и переводчиков, перевозить сквозь таежные дебри корабельные снаряды и орудия, «перебросить» из Иркутска в Охотск многие тысячи пудов провианта и других припасов. Сверх того, в Иркутске нанимались и мастера, дабы вместе с охотскими корабельщиками строили и оснащали корабли для мореходной части экспедиции. Для молодого, еще только формирующегося края это было непросто. Но экспедиция, с другой стороны, положила начало многому, чем потом гордилась Сибирь, и что резко продвинуло Иркутск как средоточие культуры и науки на востоке России.
Эти экспедиции были побудителями и движения местного купечества к берегам океанов, ибо на возвратном пути не было конца рассказам о лежбищах котиков на незнаемых островах, о бобрах и прочей живности, сулящей купечеству несметные доходы. В истории исследования и, если хотите, обследования Тихого океана остались имена Трапезникова, Голикова, Бичевина, Лебедева-Ласточкина и других предшественников Шелихова, но наиболее всего вторая половина XVIII века отмечена деятельностью этого умного, крутого, предприимчивого, государственного ума человека. В середине века разворачивает «Русский Колумб», открыватель Аляски, островов Кадьяк и Афогнак, свою обширную деятельность, одолевая пучины незнакомого грозного океана. «И будучи сам на первом галиоте с женою моею, – писал Шелихов в «Записках», о которых упомянуто выше в письме Радищева, – которая везде со мною следовать и все терпеть трудности похотела, и двумя детьми, назначил на случай разлучения противными ветрами сборным местом остров Берингов. 3 сентября (1783 г.) пустились в назначенный путь, в котором 12-го числа сделавшийся шторм, продолжался двои сутки, разлучил все галиоты один от другова. Буря сия была столь велика, что лишались и надежды в спасении своей жизни...» Но уже ничего не могло остановить купца-морехода: ни взбешенный океан, поглотивший в пучины свои не один корабль, ни сложные, не сразу сложившиеся отношения с первожителями островов, ни вечная нехватка продовольствия, пресной воды, боеприпасов. Ставились избы, строились порты в бухтах, закапывались в берега островов и «самой матерой земли» Аляски медные доски с надписью: «Земля российского владения». И от берегов океана через всю огромную немеряную сибирскую тайгу текла мягкая рухлядь сперва в Иркутск, а потом за Уральские горы в Москву да Петербург. Медленно возникала, рожденная в мечтаниях Шелихова, Российско-Американская компания, которая осваивала американский материк от северной его оконечности до Калифорнии. Еще и сейчас на углу улиц Красного восстания и Ленина, против Крестовоздвиженской церкви, можно увидеть массивный толстостенный простой по архитектурным формам дом — бывшие казармы шелиховской компании: здесь обсуждались проекты, заключались контракты и договоры, отсюда отправлялись в путь на Камчатку на «самую матерую землю Америки» партии охотников, крестьян-хлебопашцев, мореходов и разведчиков, возможно, что здесь же или в соседнем, уже не существующем строении работала первая на востоке страны мореходная школа, в которой вместе с сибиряками проходили курс наук полтора десятка парнишек-алеутов: первые грамотные люди своего народа. Недавно в городе обнаружен дом, в котором, правда, уже после кончины Шелихова, располагалась взлелеянная им Российско-Американская компания.
* * *
Вот так описывает Иркутск начала XIX века писатель Матвей Александров, некоторое время прослуживший чиновником в Сибири: «На площадь большого гостиного двора каждодневно производилась перегрузка российских и китайских товаров и этою только извозною деятельностью оживлялась прекрасная площадь, украшавшаяся в то время домом генерал-губернатора. На так называемом малом базаре более было движения и житейской суеты с утренней зари и до позднего вечера. Тут продавалось все, кроме птичьего молока, как говорит русская пословица. Иркутск в то время имел физиономию чисто сибирского города. В продолжение дня по улицам двигался простой народ: женщины под накидками, мужчины промышленного разряда в синих кафтанах и буряты в своих национальных костюмах с озабоченными угрюмыми лицами. Окна домов, выходившие на улицу, задернуты были постоянно занавесками или закрыты китайскими шторами».
С того момента, когда возник посад, городские улицы застраивались хаотично; получив участок земли, горожанин ставил свой дом где ему заблагорассудится, поэтому к началу XIX века часть улиц, и особенно в центре, выглядела зигзагообразно. До поры до времени губернская власть это терпела. Но вот появился в Иркутске в 1806 году губернатор Николай Трескин. Человек жесткий и предприимчивый, он взялся за организацию жизни в городе и за приведение в порядок самого Иркутска с небывалым рвением. Вместе с воинским гарнизоном и полицией Трескин окружил пригородные леса облавой, истребив и арестовав множество разбойников, не дававших жизни купеческим обозам, так что купцы должны были для безопасности нанимать солидную охрану. Потом началась подсыпка болотистых и ухабистых улиц, и, наконец, дело дошло до генеральных линий центральных улиц и «прешпектов». Были поставлены вехи, определяющие красную линию, и хозяевам давался год для выравнивания своих домов по ранжиру. Жители отнеслись к этому распоряжению легкомысленно, не зная истинного характера нового губернатора. Через год и три месяца Трескин создал особую команду, поставил в ее руководство ссыльнопоселенца некоего Гущу, и эта «гущинская команда» отпилила безжалостно все то, что мешало улице быть прямой: у кого полкухни, у кого полспальни, у кого угол дома, у кого чуть не половину. Жители вопили, взывали к императору и к господу Богу, зато улицы стали «регулярными».
* * *
Серьезное влияние на судьбу города оказало пребывание здесь в должности генерал-губернатора крупного государственного деятеля России графа Михаила Сперанского. Человек недюжинного ума и огромной воли, многосведущий в науках и неординарно мыслящий, Сперанский стал ближайшим сподвижником императора Александра I. Его попытки преобразовать управление страной, его требование, дабы чиновники периодически сдавали экзамены по знанию своей профессии, а большинство злачных мест в те поры занималось не по деловым качествам, а по родственным связям, его нововведения во многих сферах жизни вызывали упорное сопротивление, бесконечные на него кляузы, так что в конце концов по прямому наговору и обвинению Сперанского чуть ли не в предательстве император сослал своего сподвижника в отдаленные губернии, а затем, решив вернуть, в качестве «испытания» назначил его наместником своим в Сибири. Ревизия Сперанского, установившая казнокрадство и поборы иркутских (и не только иркутских) чиновников, разбирательство многочисленных административных и финансовых злоупотреблений, подготовленные новым генерал-губернатором законы сибирской жизни, установления, регулирующие отношения между русским населением и народами Сибири, его «Устав о ссыльных», в котором подчеркивались права этих опальных, чья судьба до того не волновала государство и была отдана самовластию местного начальства, – все это позволило позднее говорить, что история Сибири делится на два периода: до Сперанского и после Сперанского.
Сохранилось любопытное его письмо к дочери, написанное 23 июля 1820 года: «...У меня вчера был обед, какой в Сибири только быть может. На одной стороне сидел архимандрит и свита его, сегодня отправлявшиеся в Пекин, на восточный конец света. На другой стороне – трое молодых морских офицеров, также сегодня отправляющиеся на Ледовитое море к белым медведям, к самому полюсу... Я думаю, Сибирь есть настоящая отчизна Дон-Кихотов. В Иркутске есть сотни людей, бывших на Камчатке, на Алеутских островах, в Америке с женами и их детьми, и они все сие рассказывают, как дела обыкновенные. Человек ко всему привыкает, а привычка к странствованию, к тому, чтобы искать похождений, кажется еще скорее других приходит».
Глубокий след в истории Иркутска и всей Сибири оставило пребывание здесь декабристов. Участники тайных обществ, восстания против «рабства дикого», как определил Пушкин александровскую эпоху, они были отправлены на каторгу и в ссылку «в ледяные пустыни Сибири» и провели здесь тридцать лет, а многие остались навсегда в стылой и суровой земле, покинув сей бренный мир. Пребывание крупнейших русских интеллигентов, просвещеннейших людей в Сибири не могло не сказаться на судьбе этой земли. Их пример возбуждал демократические настроения местной интеллигенции, декабристы несли просвещение в народ, во многих глухих местах зауральского края открывали школы, и не только для мальчиков, но и для девочек, опередив в этом Европейскую Россию. Хозяйственная деятельность сибиряков, наука, сельское хозяйство, медицина, культура – многие стороны жизни Иркутской губернии и других районов Сибири претерпевали облагораживающее влияние декабристов.
Представьте себе город, в котором около двух тысяч деревянных домов, менее ста каменных, церкви, монастыри, две сотни купцов, а всего населения под двадцать тысяч человек. И вкруг такого города в близлежащих деревнях поселяется целый отряд людей приметных, значительных, особенных – тут и Михаил Лунин, философ и писатель, один из острейших умов эпохи, тут и поэт, просветитель Владимир Раевский, тут и не лишенный дворянского звания, ибо рано отошел от тайного общества, но все же сосланный градоправитель Александр Муравьев, тут и один из авторов «Русской правды», замечательный музыкант, обучивший игре на фортепиано многих иркутян Алексей Юшневский, тут и выдающийся врач, рецепты которого еще долгие десятилетия после его отъезда из Иркутска пользовались доверием горожан, Фердинанд Вольф и многие еще (могилы Алексея Юшневского, Артамона Муравьева, Иосифа Поджио, Владимира Бечасного, Петра Муханова, Николая Панова и жены декабриста Екатерины Трубецкой, разделившей вместе с другими своими современницами судьбу опальных мужей, и до сегодняшнего дня вызывают у горожан, у многочисленных любителей отечественной истории, приезжающих сюда, священное почитание).
Особенно повезло Иркутску, что в середине сороковых годов XIX века в город разрешено было переехать из подиркутных деревень семьям Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В их домах ставились домашние спектакли, давались концерты своими силами и силами заезжих петербургских, итальянских, французских, датских музыкантов и певцов. Здесь собиралась молодежь – друзья, сверстники детей декабристов, и общение с людьми недюжинными было для них высшей школой разума, нравственности, поведения. «Истинное просвещение сделало то, – писал воспитанник декабристов, выдающийся врач и мемуарист Николай Белоголовый, – что люди эти не кичились ни своим происхождением, ни превосходством образования, а напротив, старались искренне и тесно сблизиться с окружающей их провинциальной средой и внести в нее свет своих познаний. Естественно поэтому, что они скоро завоевали себе общую любовь и уважение в Иркутске и благотворное влияние их на окружающую среду было глубоко... Каждый из них в отдельности и все вместе взятые – они были такими живыми и превосходными образцами культуры, что естественным образом поднимали значение и достоинства ее в глазах всякого, кто с ними приходил в соприкосновение, и особенно тех, в ком бродило смутное сознание «чего-то лучшего в жизни...» и нет сомнения, что весьма многие из иркутских чиновников и купцов только в силу этого непосредственного обаяния и просвещения почувствовали большую потребность в духовных наслаждениях жизни, стали больше читать и особенно стали заботиться о том, чтобы дать своим детям и по возможности совершенное образование. Недаром же с этого именно времени, т.е. с конца сороковых годов, которые считаются в России самым глухим и неблагодарным периодом в истории русского просвещения XIX века, в иркутском обществе обнаруживается первое стремление молодежи в русские университеты, которое, получив тогда первый толчок, продолжало с тех пор только прогрессивно расти и развиваться».
Мы позволили себе столь объемную цитату, ибо нет ничего достовернее свидетельства человека, который общался с декабристами, был их учеником, и стал одним из истинных интеллигентов России – главным врачом одной из первых в Иркутске больниц, позднее –лечащим врачом наших классиков – Некрасова и Салтыкова-Щедрина, другом знаменитого Боткина, автором приметных в русской мемуаристике «Записок».
Дом, принадлежащий семье Трубецких, отреставрирован в 1970, Волконских – в 1985 годах. Теперь в них – музей. Это не мертвое бесстрастное собрание раритетов – это живые дома, продолжающие, как некогда их хозяева, играть своеобразную роль в духовной жизни города, и позволим предположить, страны. По вечерам здесь зажигаются свечи, на этот огонек тянутся горожане и гости Иркутска. Звучит музыка, которая исполнялась здесь полтора века назад, читаются ученые трактаты, играются водевили, оперные певцы поют арии и дуэты из опер, старинные романсы. И кажется, что хозяева этих домов незримо сидят меж нами и благословляют нас сквозь толщу времен.
* * *
На памятнике в честь строителей Великого сибирского железнодорожного пути, поставленном в 1908 году там, где главная улица Иркутска обрывается аквамариновым свечением Ангары, пьедестал украшен тремя скульптурными портретами: покоритель Сибири Ермак, реформатор сибирской жизни граф Михаил Сперанский и генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский.
Знатоки событий отечественной жизни в конце XIX века уже говорили, что история Сибири делится так: от Ермака до Сперанского, от Сперанского до Муравьева и после Муравьева. И в самом деле, этот государственный деятель, человек конструктивного ума и твердой воли, так много сделал для нашего края в его переустройстве к лучшему, в его резком движении к прогрессу во всем – промышленности, культуре, политике, освоении богатств, образовании, – что и доныне туго заведенная им пружина жизни продолжает разматываться. Ему было 38 лет, когда 14 марта 1848 года он прибыл в Иркутск и показался местным чиновникам человеком малообщительным и нелюбезным, окруженным командой молодых чиновников, которых привез с собой. Он и в самом деле повел себя нестандартно: властители Иркутской губернии, которых он сменил, с опаской относились к декабристам – Николай Муравьев стал бывать в их домах. В 1849 году в Иркутск прибыли политические ссыльные – петрашевцы – вскоре они уже были сотрудниками местной печати. Гражданский губернатор Пятницкий написал в Петербург донос на «неуставные» отношения нового главы генерал-губернаторства к государственным преступникам, а Николай I на этом доносе написал: «Он единственный меня понял...»
В 1851 году в октябре на Большой улице открывается театр. «В первый вечер давала представление труппа устроителя театра Марковича, были поставлены три пьесы: «Русский человек добро помнит», «Девушка-моряк» и «Жена за столом, а муж под столом». Все места были заняты, билетов многим желающим недоставало». Через месяц учрежден Сибирский отдел Русского географического общества, сыгравший выдающуюся роль в развитии науки в Сибири. Этот отдел, позднее названный Восточно-Сибирским, отправлял экспедиции в неисследованные пространства Сибири, на Дальний Восток, в Монголию и Китай. Даже первая экспедиция знаменитого Н. Пржевальского была санкционирована им. В 1855 году при содействии Муравьева было заложено каменное здание Иркутского девичьего института, в 1857 вышел первый номер газеты «Иркутские губернские ведомости», в редакции которой сотрудничали политические ссыльные. Можно вспомнить многие еще реалии иркутской жизни того времени, когда главой Восточной Сибири был этот выдающийся деятель России. Можно вспомнить, например, что не кто-нибудь, а именно Муравьев первым высказал мысль о необходимости соединить Сибирь с Европейской Россией железной дорогой. И добивался этого. Но есть три главных момента в его разносторонней деятельности, которые навсегда оставили его имя в истории России, которые выделили его из целого ряда властителей, стоявших в разное время во главе Управления Восточной Сибирью: Амурская эпопея, заключение договора с Китаем и организация экспедиции адмирала Геннадия Невельского. Плавание по Амуру Муравьева со своим штабом, исследование берегов великой восточной реки, устройство поселений, не обходившееся без трагедий и подлинного героизма казаков и крестьян, закрепило огромный малонаселенный край за Россией. Экспедиция Невельского обследовала берега реки Амура, его устье и установила, что Сахалин, который до той поры считался полуостровом, на самом деле остров. Путешествие это было опасным. Жена Геннадия Ивановича Екатерина, разделявшая все тревоги и сложности плавания с мужем, рассказала в письме к друзьям такой вот эпизод: «18-го (июля 1851 г.) ветер был не так силен, но зато густой туман со всех сторон окружал нас... Мой муж был некоторое время на палубе, и вдруг я услышала его сбегающим с лестницы и бросившимся к кругу офицеров, где большая часть из них находилась в это время, крича им тревожным голосом: «Господа, взойдите все, сколько вас тут есть»... Я последовала за ним, но едва поднялась до верха лестницы, как увидела одного офицера, совсем бледного, одежда в беспорядке, который остановил меня, закричав: «Спуститесь вниз, Екатерина Ивановна, ради Бога, спуститесь!» Можете себе представить, в каком я была состоянии, войдя в каюту... В эту минуту показался мой муж... Я бросилась к нему, схватив его за руку и спрашивая его задыхающимся голосом о причине криков и шума, от которых дрожало судно. Тогда с ужасающим спокойствием он сказал: «Оказалась течь в трюме, и опасность велика». «Но мы должны умереть?» – шепнула я чуть слышно. – «Я не знаю, – возразил он, – по крайней мере мы сделаем все, что человечески возможно... Господь полон милосердия. Возложим нашу надежду на него одного». И он поспешно поднялся наверх».
Тихий океан постоянно доказывал, что его название парадоксально. И в самом деле, ненасытные штормы набрасывались на парусники, рифы прятали под вздыбленными пенными бурунами свои коварные кулаки, туман окутывал воду, сушу, затягивал небо, скрывая путеводные звезды. Но экспедиции адмирала Невельского во славу России в конце концов завершались благополучно.
И, наконец, третье важное событие, связанное уже с дипломатическим талантом Муравьева: заключение 16 мая 1858 года договора с Китаем о присоединении левого берега Амура к России. В тот день генерал-губернатор издал приказ, в котором были знаменательные слова: «Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Россия вышла к Амуру». За эти заслуги Муравьев был удостоен титула графа и к его фамилии добавилась приставка – «Амурский».
Вот почему на пьедестале памятника строителям Великого Сибирского железнодорожного пути рядом со скульптурными портретами Ермака и Сперанского появился и портрет графа Муравьева-Амурского.
«Иркутск, – писал в сентябре 1862 года известный путешественник, граф, теоретик анархизма Петр Кропоткин в «Московские ведомости», – довольно большой город, в котором считается в настоящее время до 28 тысяч жителей, город красивой наружности, с несколькими каменными и другими хорошенькими деревянными домиками, со множеством лавок (и несколькими фотографиями), расположенный на берегу Ангары, на большой равнине, обставленной горами. Впрочем, во всем этом нет еще ничего особенно оригинального. Но стоит побыть в Иркутске два-три дня, чтобы убедиться, что этот город нимало не похож на любой из великорусских губернских городов. А подумав немного, легко убедиться, что иначе и быть не может.
Иркутск – столица самостоятельной части Восточной Сибири, которая в высшей степени своеобразна; своеобразность страны должна была, конечно, означиться и на столице. При растянутости страны, при недостатке хороших людей на мелких местах требуется частая проверка действий чиновников при помощи доверенных людей, посылаемых от высшего начальства. Вот уже причина скопления в Иркутске множества молодых, деятельных людей. Постоянная бродячая их жизнь придает обществу особый колорит; в городе вечный прилив и отлив: стоит выехать из него на два года, чтобы, вернувшись, встретить наполовину новых лиц; тот уехал за Байкал, тот на Амур, а того взяла тоска по своим, уехал в Россию, и все это заменилось новыми приезжими, которых, особенно в последнее время, стало прибывать очень много.
Далее, Иркутск лежит на перепутье к новой стране (имеется в виду Приамурье. – М.С.) где несколько лет тому назад загорелась сильная деятельность: это сообщило сильный толчок иркутскому обществу, заставило его больше думать, говорить, горячее спорить...
Наконец, и сама отдаленность послужила Иркутску на пользу: отдаленность от патентованных центров тем уже полезна, что дает более простора самобытности. А главное, лишая возможности каждого выписывать себе все нужные вещи из Москвы, как это обыкновенно делается в других менее отдаленных городах, эта отдаленность развила торговлю, которая должна снабжать жителей всем нужным на месте, и действительно, в Иркутске... можно достать почти все...
Вот целый ряд обстоятельств, которые должны были сообщить Иркутску особенный характер.
Чем же он выразился?
Прежде всего, оживленностью, положительно несвойственной русским губернским городам: оживленностью на улицах, в гостиных, вообще в разговорах... Мне кажется, он столица, где лица Высшего круга менее обыкновенного заражены свойственною им замкнутостью и что хотя и туда пробирается петербургский элемент, который не прочь образовать свой кружок, но столкновение с действительной жизнью, разъезды по голым степям имеют удивительно отрезвляющее влияние».
* * *
«Прежде всего, своей оживленностью» Иркутск, несомненно, был обязан местному купечеству. Этот слой в Иркутске рос довольно быстро. И если в XVII веке его главным занятием была торговля, снаряжение обозов в Москву и в Китай, скупка пушнины у таежных народов, поощрение ремесленничества, поставка снаряжения и питания казачеству, продвигающемуся все дальше на Восток, то постепенно в их руках оказался лесной промысел, золотые и серебряные копи, а также многочисленные фабрики и заводы, производящие все на свете. Уже цитированный нами Петр Кропоткин писал, как помните, что отдаленность Иркутска от Москвы и Петербурга заставляла местных жителей все производить у себя – от упряжи и телеги до стекла и фарфора.
Да, купечество снаряжало корабли для плавания в Русскую Америку, содержало рудники со всеми их рабочими и техническими специалистами, да, бывало, что и придерживало в своих закромах обильный, скупленный ими задешево урожай, а потом, в недородный год продавало и пшеничку и рожь втридорога. Но, с другой стороны, являясь здесь хозяевами жизни задолго до того, как в этой роли стало выступать купечество Европейской России, ибо в Сибири не было помещиков, которые и в XVII, и в XVIII, и в первой половине XIX веков были главными поставщиками производимых в их имениях, на их предприятиях, в их деревнях насущных товаров, сибирское купечество по воле и поневоле должно было быть обеспокоено и обустройством жизни. Вот почему сегодня, оглядываясь в прошлое, мы обнаруживаем, что церкви, которыми славился Иркутск, городские школы, гимназии, больницы, сиротские дома, пожарные вышки, благотворительные банки, магазины, самые красивые здания, и до сего дня удивляющие неповторимой архитектурной фантазией, и многое, многое еще было рождено здесь купцами. Их лавками были уставлены главные линии улиц, их доходные дома, в которых сдавались горожанам квартиры, занимали целые кварталы. Их личные библиотеки удивляли библиофилов столиц и иноземцев, являвшихся по той или иной надобности в Иркутск. В ремесленных училищах, возведенных на их деньги, будущие мастера получали до двадцати профессий!
Сибиряковы, Трапезниковы, Солдатовы, Дудоровские, Мыльниковы, Баснины, Кузнецовы, Соломатовы и многие еще – все потомственные почетные граждане Иркутска, все купцы 1-й гильдии, действительные советники, многие удостоены дворянского звания. Но даже и то, что возникало в городе по указам императора, или по замыслам местной администрации – театр, Иркутский девический институт, городской музей и прочее, создавалось не без их участия. Усадьба Сибиряковых, самый красивый в городе дворец – Белый дом. С этой семьей связано многое: от создания этого здания, со временем ставшего резиденцией генерал-губернаторов, до портрета Гавриила Державина, ныне хранящегося в нашем Художественном музее, портрета, который великий русский поэт заказал итальянскому художнику Тончи, получив от Сибиряковых в подарок соболью шубу. До легендарного ледокола, носящего имя «Сибиряков», который первым из кораблей такого класса торил Великий северный путь по Ледовитому океану. Усадьба Басниных. Один из ее владельцев Василий Николаевич Баснин собрал уникальнейшую библиотеку, он выписывал все собрания сочинений, все столичные журналы в течение многих лет. Его коллекция древних гравюр с изображением европейских, российских, сибирских городов не имеет себе равных. Незадолго до кончины Баснин передал ее в Румянцевский музей в Москве, ныне это Государственная библиотека России. Усадьба Сукачевых. В ней ее владелец, городской голова Владимир Платонович Сукачев, основал городскую картинную галерею, старанием искусствоведов и музейщиков города превращенную в одно из выдающихся собраний страны.
Когда идешь по городу, купеческие голоса окликают тебя из глуби времен: Хаминов – и встает пред тобой гимназия (ныне в этом здании пединститут), драмтеатр, построенный по проекту академика, популярного архитектора XIX века Виктора Шретера – Иван Степанович Хаминов был председателем комитета по строительству театрального здания, и когда праздновалось открытие его, то генерал-губернатор Восточной Сибири вошел в ложу Хаминова и в его лице выразил благодарность всему иркутскому купечеству за столь драгоценный подарок городу. Базанова – сиропитательный дом (ныне глазная и отоларингологическая клиники). Трапезников – и вспомнится промышленное училище, в котором теперь биологический факультет университета, и первая в нашем городе оранжерея, которой все дивились – ведь в ней было много экзотических растений, одни названия которых вселяли восторг и уважение. Медведникова – и это значит, что мы стоим перед одним из корпусов сельскохозяйственного института, в котором на деньги купчихи Елизаветы Медведниковой было создано в 1838 году одно из самых первых в России учебных заведений для девочек-сирот разных сословий. При сиропитательном доме образован был банк, капитал его шел на нужды преподавательниц и воспитанниц, на будни и праздники. Второе, чья торговля простиралась от Харбина до Парижа... И все звучат, звучат голоса тех, от кого получили мы нынешний город в наследство. Во многом стараниями купцов в Иркутске в конце XIX века на 47 358 человек жителей работало 58 школ, в них занималось 4 834 мальчика и девочки – каждый десятый иркутянин учился. И это тоже выделяло Иркутск как приметный культурный центр России.
* * *
Ныне в Иркутске около 633 тысяч жителей. Его улицы заполнены машинами всех марок, множеством людей – коренных жителей этого края и тех, кто приехал сюда из дальних стран – по делу, по тяге ли к перемене мест, или привлечен сюда синим сиянием священного Байкала. Лесные окраины, еще лет сто назад полные зверя и дичи, ягод и грибов, ныне отодвинулись на добрый десяток километров в одну, другую, третью стороны, а на холмах и просторных долинах расположились многочисленные микрорайоны, застроенные современными девятиэтажными домами. Еще недавно, в связи с тем что горы близ Байкала молодые и рифтовая система еще подвижна и то и дело дает о себе знать землетрясениями, описания которых сохранились в исторических записях с XVIII века, строения здесь возводились не выше четырех этажей, их снабжали специальными антисейсмическими поясами. Затем появились серии, испытанные во время крупных, трагических подземных толчков в разных концах страны, и с 60-х годов нашего века Иркутск стал застраиваться распространенными «от Москвы до самых до окраин» девятиэтажками. Но дух города, его связь с давними и недавними днями сохраняет центр, нестандартный, особый, уютный. «До сих пор в Иркутске, – пишет немецкий писатель Питер Шютт, – сохранились целые кварталы деревянных домов. Резьбой по дереву, ажурным орнаментом искусно украшены островерхие крыши, оконные рамы и дверные косяки. Прикрытые слоем снега, дома дышат особым теплом и уютом. Я отнюдь не страдаю ностальгией, но в таком городе, как Иркутск, умиляюсь каждому знаку прошлого... Так возникает историческое самосознание, ощущение причастности к истории».
...Город бывает нарядным и праздничным в дни первого снега, когда предстает он перед глазами эдаким бравым парнем в белом дубленом полушубке, крепким, основательным, добрым. А в июне, когда нестерпимо горят на солнце белоснежные яблони, набирает силу сирень, но еще кое-где в местах, менее освещенных, таинственно светится черемуха, он кажется южным приморским городом, странно заброшенным в прибайкальские шири. Современный большой город с разнородной промышленностью, с развитой инфраструктурой, центр огромной области, - сбылось пророчество Александра Радищева – в 769,9 тысячи квадратных километров – хлебородных полей, богатой зверем и птицей тайги, о которой Антон Чехов говорил, что ее красота заключается в том, что тайга сама не знает, где у нее начало, а где – конец, с оленьей тундрой, могучими реками, с многонаселенными городами, стоящими на этих реках, перегородив стержень плотинами электростанций. И дивное диво Байкал тут же – рядышком: разрастающийся Иркутск уже выставил на его заветном берегу свои заставы, и поселок Лиственничное – место паломничества тысяч туристов изо всех континентов мира – считается частью одного из городских районов.
Сибиряки верят, что у первозданной красоты Байкала есть колдовская приворотная, влекущая к нему сила – поэтому и стремятся сюда люди ближние и дальние – повидать его, прикоснуться душой к его очищающей чистоте, ощутить высокую нравственность его существования на планете и, уехав, долго хранить в сердце его синеву.
Но, будучи административным центром, Иркутск не забывает о своем предназначении города, отнесенного правительственными постановлениями и самой историей к городам историческим. Он хранит и реставрирует свою старину, хотя время безжалостно, хотя сама жизнь вызывает напористые стремления потеснить древнюю застройку, но кварталы пока выдерживают напор времени, поражая наше воображение, связуя времена и судьбы. Вот почему гости чувствуют себя в городе уютно. Вот почему коренному иркутянину трудно покинуть свой город: переведенный в бытовые условия куда более благие, чем он имеет здесь, он все же мается, тоскует, стремится воспользоваться любой возможностью, чтобы снова душой прикоснуться к аквамариновому кипению Ангары, потрогать рукой шершавые бревна родного дома, пройти по набережной в надежде встретить самого себя, душу свою, для которой каждое дерево, каждое событие, сам дух городской и есть точка опоры.
Это называется притяжением Иркутска.
1984