
Сергеев М. Д. / Произведения
Марк Сергеев
Разговор девятнадцатый
Спор о справедливости, или Кому поставить двойку?
Сегодня по дороге в студию я увидел стайку девочек-школьниц, они столпились вокруг подруги и всячески её утешали. А та заливалась слезами, аккуратно вытирая ручьи на щеках платочком в клеточку.
– Что случилось? – спросил я. – Тебя кто-нибудь обидел?
Но девочка даже и не взглянула на меня, зато одна из подружек сказала:
– С ней поступили несправедливо. Вера Николаевна вызвала Катю к доске, а Витя стал подсказывать.
Тут Катя всхлипнула.
– А я и сама хорошо знала урок, всё-всё выучила!
– А Вера Николаевна, – перебила Катю подруга, – сделала Вите замечание, потом ещё одно, а потом посадила Катю на место и поставила тому и другому по двойке.
– Где же тут несправедливость? – удивился я. – Человек не знает нужный раздел математики или, скажем, правило русского языка, но благодаря подсказке получил хорошую оценку. Учить он этот материал не будет, учитель, поверив ученику, больше с него не спросит, и этот провал в знаниях будет камешком, с которого начинается лавина: в диктантах, в сочинениях или в контрольных по математике станут появляться ошибки, незнание будет крепнуть...
– Но Катя же знала! – перебили меня девочки все враз. И я никак не мог не поверить столь горячему заступничеству подруг: значит, Катя действительно знала материал. В чём же дело?
А мы, тем временем, поговорим с тобой о справедливости.
Справедливость должна быть нормой человеческих отношений: справедливо требовать, справедливо хвалить, справедливо делать замечания... Обратил ли ты внимание, что если и вправду виноват в чём-то недостойном, нехорошем, пусть и совершил ты это случайно, хочется, чтобы тебе скорее высказали недовольство или сделали замечание? Уж лучше пусть поругают, зато простят! Но если ты не виноват, а на тебя возвели напраслину, пусть речь идёт даже о пустяке, – как больно становится, каким обиженным чувствуешь ты себя оттого, что тебе не поверили!
Но если сам человек остро понимает: ко мне несправедливы! – он должен думать и о других, к которым он тоже, может быть, совершает несправедливость.
Разве не бывает так: одного хвалят за каждый пустяк, а у другого не замечают явных достоинств, добрых и хороших дел. Особенно это бывает, когда в класс приходит новенький или новенькая. Ух как придирчивы мы к ним! И то они делают не так, как мы, и это у них по-другому! А вдруг – лучше, чем у нас? Если хуже – нас бы не задело, а вот если лучше? Тут уж и кличка «задавака», и придирки к мелочам, и несправедливые обвинения. И как часто мы себя считаем правыми, хотя на самом деле проявляем жестокость и несправедливость.
Жил во времена Александра Сергеевича Пушкина знаменитый немецкий публицист и критик Людвиг Берне. Ему принадлежат такие слова: «Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб».
И если к человеку относятся несправедливо – ему недодают хлеба, хлеба нравственного, духовного, его держат на голодном пайке. Несправедливость плоха и для того, кого незаслуженно ругают, и для того, кого незаслуженно хвалят. Тот, кого ругают – лишается радости за сделанное добро, он постепенно может даже обозлиться на окружающих, если ему не хватит твёрдости характера, или же – если такого характера хватит – станет добиваться справедливости, будет тратить жар души своей не на само дело, а на его защиту. А тот, кого незаслуженно хвалят, постепенно станет убеждён, что похвалы эти заслужены, он станет переоценивать свои силы и, конечно, самого себя, он потеряет друзей, потому что любой, кто скажет ему правду, покажется ему не другом, а врагом. И при первой же беде, когда окажется такой захваленный человек в трудной ситуации, он будет сеять несправедливость, он станет подличать и унижаться, только бы его снова похвалили.
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её». Мы можем сказать, что наше советское государство сделало справедливость основой своего существования: воздавать человеку труда по заслугам, ценить в человеке достоинство, правдолюбие, умение работать, честно делать своё дело – это записано в строках Советской Конституции – основного закона нашей жизни.
Поэтому, друг мой, будь и ты справедлив: к самому себе, не давая себе поблажки, к товарищам и родителям, к учителям и ко всему, с чем сталкивает тебя жизнь.
А теперь вспомним сегодняшний случай, с которого началась наша беседа, и подумаем: кто же к кому несправедлив? Вера Николаевна к Кате? Катя к Вите? Витя к Кате? Или оба они к Вере Николаевне? Как по-твоему?
Наш разговор о справедливости, о случае в классе продолжили ребята из 8-го класса «А» школы номер шесть. Олег Клыков и два его товарища – они не написали своих имён, и поэтому придётся называть их только по фамилии – не столько ответили на мой вопрос, касающийся справедливо или несправедливо поставленных двоек, сколько привели новые примеры, показывающие, что у мальчиков развито это достойное чувство, что несправедливость ранит их. Я думаю, что и тебя тоже, и надолго остаётся в памяти.
Но сперва рассуждения ребят о том, что такое справедливость.
Вот что пишет Халдобин:
«Что такое справедливость? Многие скажут, что это лёгкий вопрос, и быстро на него ответят. Я думаю, что это не очень лёгкий вопрос. Справедливость – это когда все люди между собой равны. Вот иногда говорят: этот человек справедлив ко всем. Это значит, что он умеет рассудить спор, в котором досталось одному и другому. Иногда дома родители бывают несправедливы к нам, и мы обижаемся или спорим с ними и портим себе и им настроение».
А вот начало письма Смурыгина:
«Я думаю, что справедливость – это, во-первых, равенство людей, во-вторых, это когда ты и окружающие тебя люди относятся друг к другу взаимно вежливо. Если человек когда-то помог другому в беде, а потом сам попал в беду и попросил помощи, тот должен обязательно помочь человеку, и это будет справедливый поступок».
И, наконец, Олег Клыков:
«Справедливость – это совесть. Пo-моему, эти два чувства неизбежно связаны друг с другом. Если у человека нет совести, то он не может быть справедливым иным».
Мне бы хотелось подчеркнуть именно эту мысль Олега: «Если нет у человека совести – он ни может быть справедливым».
И в самом деле: совесть одно из тех высочайших чувств, что делают человека человеком, порождают в нём желание добра, честности во всём и, естественно, справедливости. И тут я хотел бы добавить к тому, что понимают ребята под понятием «справедливость», и ещё одно необходимое требование, проистекающее именно из нашей совести: справедливость – это ещё и высочайшая требовательность к себе. К себе прежде, чем к другим.
Действительно, это нелёгкий и неоднозначный вопрос, ибо каждый стремится включить в понятие справедливость свой характер, свой взгляд, свои дела, свои поступки, и сложность, пожалуй, главная, состоит в том, что мы легко видим просчёты других, а свои подчас не замечаем. Каждый раз, когда, на наш взгляд, несправедливо по отношению к нам поступают родители, мы реагируем болезненно, тотчас же решив, что правда на нашей стороне. А всегда ли она на нашей? Ну, скажем, вы просите деньги на билет в театр, а родители говорят: «Знаешь, сейчас нет денег, может быть, сходишь потом?» А тут ребята торопят, да вроде бы никогда родители не отказывали, а сегодня вот отказали. Все идут, а ты нет. Несправедливо? А если у родителей действительно серьёзные финансовые затруднения? Это ведь я, к примеру, сказал о билете в театр. Чаще идёт разговор о кроссовках, куртках, брюках-бананах, обо всём, что модно и – грустно произносить это слово – престижно, и уже речь идёт не о рубле, а о десятках и даже сотнях. Заметили ли мы, надевая моднющие фирменные вещи, что мать наша ходит в стареньком пальто, а она сама ведь ещё молода, и ей бы нужно что-нибудь купить себе? Хватает у нас справедливости сказать: «Мама, да проживу я без всего этого! Лучше себе купи туфли или пальто!» Часто мы так говорим? Думаю, что нечасто.
Прекрасный поэт-ленинградец, долгие годы живший и работавший в Сибири, Илья Фоняков написал недавно короткое стихотворение о детях своего, военного и послевоенного поколения:
Свои слова у времени любого,
Нелепые, смешные иногда.
Я с детства, например, запомнил слово
«Буза – что означает: «ерунда».
Мы говорили: «мирово», «железно»,
Махнув рукой, бросали: «А, ништяк!» –
И упрекать нас было бесполезно,
Что классики не изъяснялись так.
Да, наш язык звучал тогда не книжно,
Был грубоват, по правде говоря,
Зато словцо лакейское – «престижно» –
Дремало где-то в толщах словаря!
Нет, я не за то, чтобы люди, и школьники в том числе, одевались и как попало, и во что попало, но мне кажется, что выделяться в классе пиджачком или шикарной курткой несправедливо по отношению к товарищам, у которых нет возможности приобрести «дефицит», у которых родители СПРАВЕДЛИВО считают, что куда красивее выглядит мальчик или девочка, отличающиеся знаниями, начитанностью, умением всё делать добротно и хорошо. А ты разве считаешь не так?
«Однажды я ехал в автобусе, – рассказывает Олег Клыков. – Неожиданно на одной из остановок вошёл контроль. Безбилетников стали выгонять из автобуса. Я глянул в толпу безбилетников и заметил, что там нет ни одного мальчика или девочки. Там стояли солидные, взрослые люди. Хорошо одетые, сытые. Так неужели они не смогли оплатить проезд?»
Читаю вот эти строки и краснею за взрослых, уж такой поступок никак оправдать нельзя: из копеек складываются миллионы рублей, нужные государству для развития того же транспорта. И никак нельзя не согласиться с Олегом, когда он пишет: «Конечно, многие могут сказать: подумаешь, 6 копеек человек не заплатил, а вы уже панику поднимаете! Но ведь надо смотреть шире. Ведь на них смотрели десятки ребят, и, может быть, некоторые думали: «Они без билета ездят, а нам нельзя что ли?»
И впрямь, бессовестный поступок на глазах у других может притупить совесть и у тех, кто стал свидетелем такого поступка: «Ему можно, а мне что ли нельзя?»
А Смурыгин рассказывает, как он в кассу кинотеатра подал металлический рубль, а сдачи ему кассир не дала, пока не вмешался взрослый человек.
А Олег Клыков – ещё о друге своём Гоше, который лучше всех ребят класса собирал макулатуру, сдал её больше всех, но устал, решил маленько отдохнуть, а пионервожатая обозвала его лодырем, да ещё и заявила, что Гоша крадёт макулатуру. Два года прошло с тех пор, Олег стал уже старшеклассником, а обида на несправедливость по отношению к товарищу не утихает.
У меня, правда, возник вопрос: а как же товарищи, которые знали правду? Вступился кто-нибудь за Гошу? Рассказал директору школы или классному руководителю правду? Ведь справедливость – это ещё и не оставить товарища в беде! Может быть, даже и пострадать самому, но отстоять правду.
Запомни же: справедливость – чувство активное. «Быть добрым очень легко, – говорил Виктор Гюго, – быть справедливым – вот что трудно».