а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / Произведения

Марк Сергеев
Разговор четырнадцатый
Дружить вдвоём или всем классом?

Сперва я приведу тебе письмо. Его написала ученица седьмого класса Таня К. Ни фамилии, ни школы своей она не указала. Но когда ты прочтёшь письмо – ты поймёшь почему.
«Я учусь в 7 классе. Мне 13 лет. Я хочу рассказать вам о нашем классе. Наш класс, наверное, можно назвать дружным. Но настоящей дружбы у нас в классе нет. Все дружат как-то группами, кто потому, что рядом живут, кто потому, что общие интересы, кто потому, что старые друзья, а кто просто так. Никто не против личной дружбы, но иногда такая дружба «группировок» мешает нам. Хочется, чтобы все в классе дружили, а не так кто-то с кем-то. А как это сделать, мы не знаем. Посоветуйте нам, пожалуйста».
Ну что же, давайте порассуждаем.
Сперва сразу же отметим, что дружба ребят, объединённых общим интересом, личная добрая привязанность друг к другу, старая дружба – это прекрасно, дружный коллектив, любой, в том числе и классный, может сложиться только тогда, когда есть то, что Таня по ошибке назвала группировками, хотя и поставила это слово в кавычки.
А теперь давай представим, что пришёл в класс, где учится Таня, пионервожатый, прочитал письмо и сказал: «Ребята, как не стыдно! Давайте жить дружно». Что бы получилось? А ничего, разве что вожатого прозвали бы Леопольдом, как зовут кота в известных мультфильмах.
Или, представим, так случилось. Собрались ребята сами, всем классом, поговорили и искренне решили: с завтрашнего дня будем все дружить! И вот настало завтра, все пришли в школу, улыбаются друг другу, отличники стали подсказывать отстающим, все говорят: «Привет, друг! Как поживаешь, товарищ?». «А я сегодня с Таней в кино не пойду. Нехорошо ходить вдвоём». А Таня возьми да и обидься: «Чего же тут нехорошего? Значит, ты дружишь со всеми, а со мною уже не дружишь?»
Нет, ничего хорошего из этого не выйдет. Чувства ведь на то и чувства, что они возникают естественно, в процессе жизни, в процессе общей работы и общей заботы. Дружить с близким тебе по интересам человеком или потому, что вы взаимно друг другу нравитесь, – это одно, дружный коллектив – это другое. Тут надо приложить немало усилий, чтобы сплотить весь класс. И совершить такое чудо может лишь общее дело.
Замечательный писатель, автор мудрой сказки-притчи «Маленький принц», героический лётчик и глубоко сердечный человек Антуан Сент-Экзюпери так сказал об этом: «Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии». И далее: «Товарищи – только те, кто, держась за один канат, общими усилиями взбираются на горную вершину и в этом обретают свою близость».
И в самом деле, единственный рецепт в ситуации, о которой пишет нам Таня, – общее дело, такое дело, которое позволит каждому раскрыть неожиданные черты характера, о которых никто и не подозревал, такое дело, которое объединит всех в общем усилии. И тогда никому не будет мешать ни старая дружба, существующая между кем-то с самого раннего детства, ни первое проявление влюблённости, свойственное вашему возрасту – речь идёт о тех, кому тринадцать-четырнадцать лет, ровесниках Тани. Наоборот, каждый из этих маленьких коллективов внесёт что-то своё в большой классный коллектив, а дружный классный коллектив начнёт влиять на всю школу. Уж таковы особенности общественной психологии, что всё хорошее обязательно находит отклик.
Какое дело придумать? Это зависит от тебя самого, от твоих товарищей. В годы тяжёлых испытаний мы, в моём детстве, находили такое дело легко: работали на подсобном хозяйстве летом, потому что мужчины были на фронте, а женщины – в цехах заводов, мы изготовляли боеприпасы для фронта, выступали с концертами в госпиталях и в детских домах, да мало ли ещё дел у нас было.
– Э, – скажешь ты, – так то же время какое было: война!
Да, сейчас не война, но время не такое уж спокойное. Мир раскалён, гремят на планете бои. Помню, что, когда в конце тридцатых годов интернациональные бригады сражались с фашистами в Испании, – мы все носили испанки – шапочки, похожие на пилотки, писали письма испанским детям, готовили им подарки. А разве сейчас международная пионерская и комсомольская солидарность не требуют от вас активных действий? Разве не ждут школы Кампучии и Афганистана ваших дружеских писем, ваших подарков – различного рода школьных принадлежностей, наглядных пособий, сделанных вашими руками?
Американские вояки устанавливают вокруг нашей страны новые ракеты, угрожая нам войной. Разве в этой обстановке ваша учёба – отличная учёба – не есть дело важнейшее? Я знаю один десятый класс, который ответил на последние события решением учиться без троек! Что, думаешь, это легко? Ведь в классе разные ученики – и сильные, и те, что поотстали. Раньше как было – я получил тройку, ты – пятёрку – и лады, не двойка же. А сегодня моя тройка стала и твоей: ведь каждый стал ответственным за весь класс. И тут уж не надо было никого ни к кому прикреплять, на буксир брать. Сильные ребята сочли долгом своим перед Родиной поднять слабых, дружески, без натуги. А слабые позабыли своё небрежное отношение к учёбе, и оказалось, что некоторые из них – способные люди, только безответственно относились раньше к своей судьбе. А в иркутской школе № 65 провели вечер политической песни. И каждый класс готовил свою программу, сам оформлял сцену, сам репетировал, и даже те, что не пели, болели за своих ребят, и это, несомненно, сдружило всех.
Да мало ли у нас с вами серьёзных государственных дел, если подумать?
И ещё хорошо, когда у класса есть своя тайна. Хорошая тайна. Благородная тайна. Похожая на ту, что была у Тимура и его команды, или как у ребят в книге Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», или как в повести Анатолия Алексина «Говорит седьмой этаж», или в повести нашего земляка Геннадия Михасенко «Неугомонные бездельники».