
Сергеев М. Д. / Произведения
Марк Сергеев
Разговор двенадцатый
Всякое ли лыко нужно ставить в строку, или «Неправильная современность»
Ты, наверное, помнишь, что наши беседы начались с рассказа о девочке, что живёт в моём дворе. Она, как я уже говорил, очень любит остановить меня неожиданно и предложить: «Давай поговорим!» Теперь она подросла, даже, я бы сказал, совсем выросла, родители объяснили ей, что взрослым нельзя говорить «ты», поэтому обращение у неё изменилось, а просьба всё та же: «Давайте поговорим».
И вот как-то она рассказала мне, что их класс писал сочинение: «Что значит быть современным?»
– И что же значит быть современным? Как ты ответила?
– А я, – сказала мне Лена, – написала, что быть современным нужно изнутри, а не снаружи.
– Интересно, – сказал я, – поясни поподробнее.
– А чего тут объяснять. Значит надо головой работать, а не гоняться за шмотками.
– Фи, – сказал я, – что за словечки!
– Словечко как словечко, все так говорят.
– Понимаешь, Лена, в наш разговорный язык всё больше и больше входит жаргонных, то есть свойственных какой-то малой части общества, слов, носящих неуважительный, пренебрежительный характер, какие-то знаки, а не слова, и... – тут я хотел распространиться о том, как нужно беречь язык, но Лена меня перебила.
– Да как же ещё иначе это дело назвать, – удивилась она. – Джинсы, потёртые настолько, что, кажется, сделай шаг – они развалятся, но зато на них пришпандорена...
– Ой, Лена!..
– Ну, пришита фирменная этикетка какой-нибудь модной заграничной фабрики, а на майке, красивой, ничего не скажешь, написано: «Покупайте мыло» или на каком-нибудь иностранном языке: «Мужчина», а майка-то на девчонке. Шмотки и есть!
Тут я подмигнул Лене и сказал:
– Садись-ка, почитаем. Мне вот на радио дали почитать сочинения ребят двадцать седьмой школы, они, видимо, в один день с твоим классом писали на ту же тему.
– Интересно, – уселась на скамейку Лена, – что сообщают наши собственные корреспонденты из школы номер двадцать семь?
– Вот мальчик Турбин, Витя или Володя, он не написал имени, может быть, Вася? Потому что инициал стоит «В», полностью с тобой согласен: «К сожалению, – говорит он, – в нашей стране есть ещё мещане, которые за жевательную резинку или иностранные тряпки... Вот видишь, он нашёл словарное слово – «тряпки»...
– «Шмотки» лучше, – отрезала Лена. Ну что с ней сделаешь!
– «...или иностранные тряпки способны на любые унижения. Также современными нельзя назвать их (лжесовременников) потому, что они отходят от своей национальной культуры, меняя её на режущий уши рок...»
– Про рок я не догадалась...
– «По-настоящему современный человек, – пишет Турбин, – должен бороться с мещанством, мельчанием душ людских и вообще с теми явлениями, которые влечёт за собой НЕПРАВИЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ».
– Знаете, – перебила меня Лена, – по-моему, это очень здорово: «неправильная современность».
– Да, и мне тоже понравилось, захочешь – так не придумаешь лучше: «неправильная современность».
Так что же, всё-таки, друг мой, «правильная современность» и «неправильная современность?» Давай поговорим!
Была когда-то такая песня, её с удивлением мы, ребятишки, распевали в конце тридцатых годов:
На аллеях центрального парка
В ярких грядках цветёт резеда.
Можно галстук носить очень яркий
И быть в шахте героем труда.
«При чём тут галстук, – спросишь ты, – разве шахтёру нельзя носить галстук? Да взрослые многие носят его, если им нравится. Конечно. И всё же было время, когда носить галстук... считалось мещанством. Вот ведь какая история. Желая выбросить из жизни весь мусор старого мира, молодёжь двадцатых годов считала галстук буржуазным пережитком. Потом постепенно становилось в жизни всё на свои места, страна уже начала улыбаться над тем, что казалось таким серьёзным, вспоминая максимализм юношества, даже, как видишь, песня вполне разрешала носить галстук, да не какой-нибудь, а яркий, даже если ты не просто шахтёр и вообще рабочий, а даже если ты герой труда – то есть передовой человек.
Помню, как, вернувшись с войны зимой, стало быть, в военной шапке, весной я оказался без головного убора и помчался в иркутский универмаг покупать себе кепку. Однако ни в универмаге, ни в других магазинах кепок не было, а были шляпы, цвета ночного неба, синие-пресиние. Я уговорил ещё двух «страдальцев», и назавтра мы явились на занятия, как три близнеца. Сперва, естественно, на нас косились с улыбкой, потом достали из сундуков свои шляпы наши преподаватели, а теперь... как и галстук, носят шляпы все, кому хочется.
Наверное, всё-таки главное дело не в одежде. Мода меняется, да и не должна стоять она на месте, иначе всё станет скучным и однообразным, и в каждое время будут петь что-нибудь вроде старой песни: «Можно джинсы носить и дублёнки и быть в космосе парнем своим». Дело в том, как мы с тобой относимся, как мы с тобой ощущаем эту моду – как самое главное в жизни или как нечто приятное, и только. Если мода на одежду, на танец, на увлечение джазом в дискотеке стала для тебя самым важным, первейшим делом – тогда плохо, тогда в твоём сознании утвердилась НЕПРАВИЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ, ВНЕШНЯЯ, а внутренне ты ничем не отличаешься от любого модника и пустого человека любого времени, и при всех самых современных и сверхмодных нарядах ты старомоден, ты – плюсквамперфект – давно прошедшее время.
Что же значит быть и в самом деле современным человеком? Человеком своего времени. А какое оно, это время?
Во-первых, это время напряжённое. В мире беспокойно, правительство Соединённых Штатов Америки проповедует возможность атомной войны, думая, что можно поразить нас и остаться самим целыми. Их безумство может остановить только наша сила, только наш дух, сплочённость всех передовых людей мира. Понимаешь ли ты, что происходит, читаешь ли газеты, слушаешь ли радио, международные обзоры телевидения, понимаешь ли, в чём разница между стремлением Америки к мировому господству и нашим стремлением к миру на земле? Понимаешь ли, как снова и снова приходится напрягать нам все силы, чтобы не дать фашистам стать сильнее нас, а сохранить равенство в мощи?
Это надо знать, знать хорошо, ибо знание истины рождает верные убеждения. Человек, который понимает суть сегодняшних событий на земле, не наденет майку с американским флагом, как бы внешне она ни была красива, потому что такому человеку уже не безразлично: что стоит за рисунком на вещи, что обозначает иностранное слово на рубашке. Как хорошо сказал замечательный советский писатель Леонид Леонов: «Самые любимые, самые неотложные дела отступают перед опасностью, грозящей Родине».
Итак, первое, очень важное: твои убеждения, твоя вера в Родину, твоя забота, чтобы ей, а стало быть, и нам всем жилось лучше.
Человека делает современным, во-вторых, дело, которым он занимается. Смотри, как образно сказал об этом Александр Блок: «Труд – это написано на красном знамени революции. Труд – священный труд, дающий людям жить, воспитывающий ум, и волю, и сердце».
Действительно, слабовольный человек, который не может заставить себя честно делать своё дело, – вряд ли может быть примером истинного человека современности. «Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек в советском обществе». Это слова педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.
А теперь – открой свой дневник, посмотри на отметки за сегодня и вчера, за неделю, за месяц. Всегда ли ты был современным человеком по этой статье: любовь к труду, умение трудиться? Или у тебя в дневнике записана НЕПРАВИЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ?
Современным человека, в-третьих, делают знания. Такое количество всякой информации получаем в наши дни мы с тобой, что впору и растеряться: радио, телевидение, магнитофонные записи, газеты, журналы и многое-многое ещё, а также общение со старшими, со сверстниками, с руководителями кружков, кино, театр, подчас трудно во всём разобраться, всё запомнить. А, может быть, и не надо всё запоминать? Так уже построен в наши дни мир, что даже совсем юному человеку, школьнику, нужно учиться выбирать, главное. Как этого достичь? Если всё интересно, как тут узнать: что главное, что не главное? Одному главное – техника, другому – космос, третьему, может быть, выведение новых сортов растений, четвёртому – рисование, а мне, скажем, всё. Тут уж следует вспомнить знаменитую Лиду из стихотворения Агнии Барто; «Ну, я выбрала по фото, только мне и петь охота, и за кружок по рисованью тоже все голосовали». И вот приходит последний экзамен, вот и он позади, выходит такая Лида или такой Петя в жизнь и не знает, куда податься. В сказках перед богатырём стоял камень верстовой, на котором точно было написано, что найдёшь, что потеряешь, если пойдёшь влево, вправо или прямо. А перед выпускником школы – тысячи таких камней, да все без надписи или написано на них: завод, колхоз, институт, армия, транспорт и так далее. А куда хочется? А неизвестно: не задумывался человек. И идёт куда товарищ стопы направил, хорошо, если угадает свою судьбу. А если нет?
Поэтому начинай искать себя самого, дело своё как можно раньше.
Помню, в Иркутске-II в школе № 39 учился до войны мальчик Ильюша Кузнецов. Мы жили в разных посёлках, разделённых железной дорогой – Ленино и Ново-Ленино. Но все ребята-новоленинцы знали об Ильюше Кузнецове. Он ещё школьником увлёкся историей России, особенно, историей нашего родного края, и в газете иркутских пионеров «За здоровую смену» – была такая до войны – печатались его небольшие статейки. Как гордились ребятишки из 39-й школы, когда появлялась такая статья в газете, даже если была она всего в несколько строк. И когда Илья Кузнецов, окончив школу, пришёл поступать в Иркутский университет, он твёрдо знал, на какой факультет ему надо: конечно же на исторический. Теперь его зовут Илья Иннокентьевич, он профессор, доктор исторических наук. А всё началось в школе. Я не знаю, кто преподавал историю в 39-й школе до войны, но сейчас хочу поклониться человеку этому и упорству, целеустремлённости его ученика, достигшего цели. Все свои последние годы, до сегодняшнего дня, посвятил Илья Иннокентьевич розыскам материалов об иркутянах-участниках Великой Отечественной войны, и его книги открывают героические судьбы тех, о ком мы и не знали бы, если бы не труды Кузнецова. Вот что значит определить свой путь ещё в школе, задуматься о том, что увлечение может перерасти в судьбу лишь при одном условии: из огромного общего потока информации выбирать то, что нужно именно тебе, помня прекрасную поговорку Ломоносова, что НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК должен знать понемногу обо всём и всё о немногом.
«Будь мужчиной в учении, юноша! Твоё достоинство – учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!» – так резко сказал В. Сухомлинский.
Вспомни это высказывание, когда захочешь списать задачку или сочинение у товарища, – и тебе станет стыдно.
Многое нужно ещё, чтобы быть современным человеком. На уровне завершающегося двадцатого века нужна доброта, но и личная отвага, честность и совестливость, в конце концов, современность, правильная современность – это СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ. Об этом мы уже говорили с тобой, об этом ещё не раз поговорим.
Давай поговорим
о дружбе и о чести,
как плохо одному,
как хорошо всем вместе,
когда твои дела
и для других – отрада,
когда твоей мечте
и горы не преграда.
Непрост двадцатый век,
и в глубину Вселенной
уходит человек –
землянин современный.
Учёный? Космонавт?
Герой? Рабочий? Ясно:
соединилось в нём
всё лучшее согласно.
Двадцатый век непрост,
холодный ветер злится,
и заступил на пост
товарищ на границе,
где за чертою – враг,
где, вопреки запретам,
готовы для атак
крылатые ракеты.
И парень молодой,
сегодняшний военный,
управится с бедой,
землянин современный.
Учёный? Инженер?
Солдат? Рабочий?
Ясно: соединилось в нём
всё лучшее согласно.
Негромкий паренёк
среди поточных линий.
То красный огонёк
горит, то вспыхнет синий,
и робот-автомат
машины вяжет раму,
негромкий паренёк
даёт ему программу.
Учёный? Инженер?
Или рабочий? Ясно:
соединилось в нём
всё лучшее согласно.
Во всех отвага есть,
упорство, труд и знанья,
и доброта, и честь,
и гордость, и старанье.
И жажда больше знать,
их дружба – неизменна,
и каждого назвать
мы можем современным.
Так разгляди черты –
и вдруг поймёшь невольно
что современен ты
в обычной форме школьной,
скафандра, правда, нет,
о есть важнее что-то:
стремленье, дружбы свет,
учёба и работа!