
Сергеев М. Д. / Произведения
МЕЖ ПЕТЕРБУРГОМ И МОСКВОЙ
1. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТВЕРСКОЙ ДОРОГЕ
Сергею Давыдову
Хоть малиной не корми,
А в Малинники возьми.
А. С. Пушкин
в письме к Вульфу
Нет в Малинниках малинки...
То ли ехать, то ли нет?
По любви ко мне поминки –
свадьбу справила Аннет.
И не ждет меня к беседе,
и не плачет над стихом...
«Долго ль мне ГУЛЯТЬ на свете
То в коляске, то верхом»?
Переезды, перемены,
перелеты саранчи...
Остывают постепенно
африканские лучи.
Мысли катятся трезвее,
Сердце рвется на постой –
горьким холодом повеял
в душу год тридцать шестой:
мать, друзья...
Все – в Лету, в Лету...
Кто – безгрешен, кто – с грешком...
Долго ль МНЕ гулять по свету –
«то в телеге, то пешком»?
Вот качу на дрожках снова,
и дорога не тяжка –
мимо тихого Бернова,
мимо славного Торжка.
Прежде было – рад стараться! –
мимоходом попадал
то в Грузины – к Полторацким,
то к Олениным на бал.
«Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры...» –
мимолетная гроза!
Переезды, перемены,
перелеты саранчи...
Тайно точат Геккерены
огнестрельные мечи,
бенкендорфы в кабинете
в ярой злобе над стихом...
«ДОЛГО ЛЬ мне гулять на свете
То в коляске, то верхом»?
2. ГОСТИНИЦА «ПАРНАС» В БЕРНОВО
Георгию Граубину
Давай зарю погасим,
давай зажжем звезду.
Ночуем на Парнасе
у рощи на виду.
Во тьме, что нас укрыла,
каких-то звуков тьма:
легко и тихокрыло
там бьется речка Тьма.
Утыкан ближний ельник
огнями сигарет,
и рядом бродит мельник,
а мельницы-то нет.
Он смотрит сквозь березки,
отвесть не может взгляд:
там девочки-подростки
на жернове сидят.
Их смех игривый тонок,
в их песне – торжество.
Ах, нет среди девчонок
русалочки его.
Он вытер пот усталый,
и мысль его сожгла:
ты сам придуман, старый,
а мельница – была!
Над ней – воронье гайно,
и чуть вдали – дома,
и, видно, не случайно
ее крутила Тьма.
Скрипел помост неновый,
и месяц – лист кленовый –
плыл средь небесных льдин...
И проживал в Берново
проезжий господин.
Остроты из Вольтера...
Вот-вот она войдет,
красива, точно Вера,
что здесь – экскурсовод,
проста и нежеманна,
войдет внезапно Анна
и, поклонясь ему:
– Пойдем гулять на Тьму.
Давай погасим звезды,
давай зажжем зарю.
А рано или поздно,
о том не говорю:
последнее явленье,
за коим – перерыв:
так чисты уверенья,
так близок их разрыв.
Он в путь-дорогу снова,
в Москву, в толпу огней...
Он встретит Гончарову
и женится на ней!
3. ПОГОСТ ПРУТНЯ
Александру Гевелингу
Антенн коленчатые прутья,
и весел бег машин, и лих...
Не странно ли? – к Погосту Прутня
спешат невеста и жених.
Ждет дома скатерть-самобранка,
родня с подарками в руках...
Сидят шоферы за баранкой,
как ямщики на облучках.
Нарядно, ярко и тревожно
пружинят легкие шары –
намек, что в жизни – все возможно,
что все непрочно до поры.
Иной пошутит: «Все так просто
и параллель найти легко:
от ЗАГСа, мол, и до погоста
не так уж, в общем, далеко!»
А я стою под птичьим граем
у самой церкви, в темноте,
и вижу: рыжий луч играет –
посланец неба – на фате.
И роз пунцовое горенье
у скромной мраморной плиты:
«Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты...»
...Ах, что за ком подходит к горлу!
Не надо свадьбу торопить –
еще успеем крикнуть «горько!»,
попеть успеем и попить.
Пускай продлится дуновенье
надежды, веры и мечты:
«Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты...»
Не надо трогать их, не надо
(вороний грай, моторов хрип...) –
они сейчас в аллеях сада,
в Михайловском, у старых лип.
О память, не твои ли плутни
их в миг единый увели
из древнего Погоста Прутни,
из милой их тверской земли?!
И кажется невесте – странно,
что он покуда не сказал:
«О бог мой, Анна, свет мой, Анна,
я столько перьев истерзал,
я письма комкал в нетерпенье,
бранил тебя, и стыла кровь...
И ты явилась – вдохновенье
и жизнь, и слезы, и любовь!»
Она сказала: «Помнишь, милый?»
...Вставали сумерки с реки,
и луч с фаты ушел к могилам,
где спят солдаты-тверяки.
День гас. И гости не видали
как в этих сумерках седых
убитые – из гулкой дали -
благословляли молодых.
Их имена не канут в Лету:
они спасали в том бою
и Керн, и Пушкина, и эту
новорожденную семью.
ОТРАЖЕНИЯ НА ВОДЕ
1. НА БАШНЕ ПСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
То леса, то поля, то дома –
этот радостный мир разноликий
от реки, что зовется Великой,
до реки, называемой Тьма!
Юный Пушкин, живи и твори,
филигрань свое вечное слово,
то у Вульфов, в Тригорском, у Пскова,
то у них же на тихой Твери.
...Я на ветхую башню взберусь –
там твой вздох очарованный замер –
и увижу твоими глазами
эту старую псковскую Русь,
эти пажити, эти пруды,
эту груду взметнувшихся облак
и почувствую дерзкий твой облик,
отраженный в просторе воды.
Здесь стоять, замирая, пока
в глубине твое слово забьется...
Ах, недаром Великой зовется
эта скромная, в общем, река.
И сходить от всезнанья с ума,
и следить за судьбой твоей снова.
Нет, недаром в Твери, у Бернова,
бьется речка по имени Тьма.
Там у мельницы взмахи легки,
рыбья молодь сплавляет колечки...
И до Черной погибельной речки
расстоянье – короче руки.
2. ОТРАЖЕНИЯ НА ВОДЕ
Снимаю слои
с озерной притихшей воды,
сначала свои
снимаю с нее отпечатки,
вчерашние тучи,
грозы мимолетной зачатки
и позавчерашнего утра
подтаявшие следы.
Снимаю слои –
отражения веток и птиц,
и зиму, и осень,
и лета хмельные набеги,
снимаю года
и улыбки неведомых лиц,
пришедших сюда
и ушедших отсюда навеки.
Снимаю слои.
И притих у Тригорского лес,
и благовест вдруг
разлился, и печален и весел.
Я годы на ветках
прибрежных деревьев развесил,
как ретроспективу
страданий, любви и чудес.
Еще отраженье:
февральский крутой снегопад,
и тройка спешит,
и холодные искры вздымает,
и вьюга на плечи
коротенький гроб поднимает,
и спешились люди,
и кони устало храпят.
И мечутся бесы
у скованных стужей ракит,
хохочут и воют
от полночи и до рассвета.
Тайком от России
увозят сквозь вьюгу поэта,
и кражи бесстыдной
Россия царю не простит.
Что русскому гению
поздние слезы мои?
Летят сквозь века они
звездными листьями клена...
Скорее за дело!
И с озера я исступленно
снимаю,
снимаю,
снимаю,
снимаю слои!
И вот уже сцена,
в которую вход воспрещен,
уже одевает ее
полукруженье тумана:
мгновенье – в озере
он и прелестница Анна,
и ночь укрывает навеки их
звездным плащом.
3. ОДНА СТРОКА
Внезапно в жестокий мир
бетона и стекла,
в квадрат-микрорайон
и в типовые стены
вошла одна строка –
«Печаль моя светла...»,
как тайный знак судьбы,
как ветер перемены.
А почему печаль?
А только потому,
что лет моих вино
в душе перебродило.
А почему светла?
А только потому,
что в чистоте вина
его хмельная сила.
Я время лью в стакан
отважною рукой
(вот – половина, вот –
уже почти до краю...).
Печаль моя светла,
и пушкинской строкой
последнюю главу
я в жизни отпираю.
Кто знает: сколько дней,
часов или минут,
открытий и потерь,
порывов и терпенья
до тихой той реки,
чей дикий берег крут,
где черная, как ночь,
течет вода забвенья?
А старое вино
так молодо пьянит,
надежды и любви
приоткрывая дали...
Так не кончайся, жизнь,
ведь мы еще зенит,
еще и полпути
с тобой не миновали.
Последняя глава –
все новые дела,
все новые летят
ко мне навстречу птицы,
печаль моя – светла,
любовь моя – светла,
душа моя – светла,
и в ней строка искрится.