а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / Произведения

Как Сибирячок в город ездил

Как-то летом Сибирячок пришёл к Байкалу рано поутру. Солнце хоть и проснулось только что, а уже было жаркое. Вспыхнули миллионами огоньков кусты, осыпанные росой. У самого берега резвился в воде омулёк, нырял, выпрыгивал.
– Весело тебе? – спросил Сибирячок.
– Ага! Солнце светит, вот я и урыбаюсь! Давай поныряем!
– Я никогда ещё не нырял, – сказал Сибирячок. – Но, между прочим, почему бы не попробовать!
Он осторожно спустился с камня, залез в воду, и она легко закружила малыша, ведь он был совсем лёгонький.
– Теперь делай вот так, – предложил омулёк, подпрыгнул и нырнул носом вперёд, скрылся под водой, снова появился рядом с Сибирячком. – Понял?
– Конечно, понял. Я же вообразительный.
– Не вообразительный! – крикнула с кедра Ворона. – А сообразительный!
– Почему же, уважаемая Ворона, я ведь вообразил, как там хорошо в воде. А раз вообразил – значит, вообразительный.
– Ты давай не рассуждай, ты ныряй!
– Сейчас, омулёк. Сию минуту. – И он подпрыгнул чуть-чуть, перевернулся головой вниз, но ничего не получилось – вода изо всей силы выталкивала его. – Я слишком лёгкий, оказывается.
– Придумал, – зашумел омулёк. Негромко зашумел. Ведь рыбы, как известно, шумят так тихо, что никто ничего, кроме самих рыб да Сибирячка, не слышит.
Омулёк позвал своих братьев и сестёр, они прицепились к рубашке Сибирячка и потянули его на дно. Глаза малыша залило водой, он ничего не видел. Нырять с открытыми глазами нужно уметь. Тут рыбёшки отпустили его, и он взлетел вверх с невероятной скоростью. Если бы обеспокоенная Ворона не поймала Сибирячка, он мог бы долететь до самого неба. И даже выше. Хотя выше неба ничего не бывает.
Ворона подхватила малыша на лету, принесла к кедру, посадила обсыхать под веткой, на которой висел принесённый из города плакат «Осторожно, дети!».
– В городе я встретила директора издательства, и он сказал мне, что мальчики и девочки из самых разных городов и деревень прислали ответы на наши загадки. Их надо оценить по справедливости!
– Как же я попаду в город? – удивился Сибирячок.
– Нужно найти транспорррт! Крррасота, он к нам уже идёт.
В ту же минуту из леса показался олень, на спине которого сидела цапля. Она выклёвывала из шкуры оленя насекомых, присосавшихся к его телу, цапле было вкусно, оленю приятно.
– Привела? – обрадовалась Ворона.
Цапля кивнула:
– Олень любезно согласился доставить Сибирячка в город.
– С удовольствием, – улыбнулся олень, – только в городе я плохо олентируюсь.
– Со мной не пропадёшь!
И они отправились в город: Сибирячок с мешком лесных подарков – на спине могучего оленя, казавшейся ему большой поляной или серым ковром, по которому можно бегать. А над ними – нетерпеливая Ворона, которая обгоняла их, улетев далеко вперёд, то возвращалась, если лесная тропа раздваивалась и олень не знал, в какой стороне город.
И вот лес кончился, олень пошёл по асфальтовой дороге, шарахаясь от рокота автомобилей и резких гудков. Ворона теперь сидела на его спине рядом с Сибирячком и чуть что подхватывала малыша, чтобы он не свалился под колёса. А лесной человечек смотрел во все глаза на огромные дома, короткие и длинные, на звонкие степенные трамваи, на несуетные троллейбусы и шумные пронырливые машины, на торопящихся людей и особенно ребятишек, которые столпились на тротуаре и, не выбегая на проезжую часть улицы, провожали оленя, Ворону и чудного малыша, прыгающего от радости на оленьей спине.
Внезапно на светофоре загорелся красный свет, машины остановились: и «Волги», и «Жигули», и ЛАЗы, и многие ещё.
Если ты знаешь, какие машины бегают по дорогам, то отгадаешь их на рисунках. И, пожалуйста, напиши Сибирячку их названия – он ведь тоже должен их запомнить.
А олень шёл себе дальше и чуть не попал под тяжёлый, мощный самосвал, пересекающий дорогу. Он остановился как вкопанный (олень, естественно, а не самосвал) и сказал:
– Я же предупреждал, что в городе плохо оленьтируюсь!
Тут с тротуара подбежал мальчишка, взобрался на спину оленю, взял малыша на руки и сказал:
– Я тебя знаю! Ты – Сибирячок! Я читал твою книжку, она есть у меня дома. А ещё я знаю все дорожные знаки, даже те, которых нет, поехали!
Теперь, видя, что малыш в полной безопасности, Ворона снова поднялась в воздух, летела медленно, показывая оленю путь. А когда надо было остановиться, садилась к нему на спину, рядом с мальчиком, которого, как выяснилось с пути, звали Степаном. Он нарисовал карту города, а на ней знаки.
И если ты знаешь правила дорожного движения, то ты, конечно, все их узнаешь. А если с правилами не знаком, то постарайся поскорее их запомнить, потому что на улице нельзя быть, как говорит Ворона, «некрамотным». Очень опасно это, очень.
Возле пятиэтажного тёмно-серого дома, облицованного снизу коричневыми кафельными плитками, Ворона попросила остановиться, слетела на подоконник и трижды ударила клювом в стекло. Окно растворилось, директор книжного издательства выглянул и радостно закричал:
– Ура! Они приехали!
Тут выбежали редакторы, художники, писатели и самые грамотные на свете люди, которых называют корректорами, потому что они исправляют в книжке все ошибки. И пригласили Сибирячка, и Ворону, и оленя, и даже мальчика Степана к себе в гости.
А когда все расселись в кабинете, а олень стал у стола, а Ворона, как всегда, устроилась на подоконнике, директор издательства передал Сибирячку письма. Их читали вслух и радовались, какие догадливые у нас малыши, как правильно ответили на вопросы и как верно отгадали загадки.
Вот некоторые из писем ребят:
«Здравствуй, Сибирячок!
Очень обрадовалась, когда папа купил мне эту книжку. Я учусь во втором классе. Очень люблю читать. Из вашей книги узнала много интересного о Байкале, о временах года, о городах Сибири. Нам такие книги нужны, даже моей маме, она воспитатель детского сада. Книга очень яркая, спасибо художникам, поэтам, писателям. Учусь я на 4 и 5, пою в школьном хоре, занимаюсь в музыкальной школе. Было бы замечательно иметь книгу «Сибирячок» № 2.
Галя Анцифирова из посёлка Железнодорожный
Усть-Илимского района».
«Здравствуй, дорогой Сибирячок!
Пишет тебе Глызина Алёна, мне 10 лет, а живу я в городе Ангарске. Мне очень понравилась твоя книга. Я даже разгадала следы в ней, а ты знаешь, чьи они? Ну, если не знаешь, я тебе напишу. Это следы волка, белки, лося, зайца. Слушай отгадки на листья: это клёна, осины, берёзы и рябины, а на загадки: это ромашки, бабочка, пенёк, заяц, метель, крокодил, крапива, рубанок, пароход, утюжок, веник, ручеёк, подсолнух, топор, сосульки».
«Уважаемая редакция, Сибирячок. Пишет вам ученица 2 «Г» класса школы № 14 Нетёсова Лена. Мне очень понравилась книга – «Сибирячок» № 1. Потому что там интересные рассказы, сказки, легенды, стихи, повести и даже загадки. Мне понравились все рассказы, но больше всего повесть В. Астафьева «Дядя Кузя – куриный начальник». Там много смешного и серьёзного. Это очень хорошая книга.
Лена Нетёсова из города Иркутска».
«Сибирячок, я пишу тебе письмо от всего класса. Сибирячок, приезжай к нам в школу. Дорогой Сибирячок, ответь нам, пожалуйста, на такой вопрос. Знаешь ли ты правила дорожного движения? Сибирячок, если сможешь, приезжай в любое время ко мне в гости.
Юля Блем из села Введенщина Иркутской области».
«Здравствуй, Сибирячок. Пишет тебе Поддубный Рома. Я читал твою книгу. Она мне очень понравилась. Я живу в деревне Тимирязево Тайшетского района. Учусь в 3 классе на 4 и 5, но иногда мелькают тройки. Живу хорошо. Помогаю маме мыть посуду, убираюсь, ношу дрова. Читаю в 1 минуту 82 слова. Сибирячок, напиши ещё книгу».
«Здравствуй, Сибирячок! Я прочитала твою книгу. Она мне очень понравилась. Особенно загадки и стихотворение «Безымянная речка», она похожа на песню. И ещё легенда «Богатырь Байкал». Я живу хорошо, помогаю маме, учусь на 5 и 4.
Аня Красовская из города Усть-Илимска».
«Пришли, пожалуйста, фотокарточку твою. Я тебе шлю свою фотокарточку. Учусь в 4 «А» кл.
Вера Буянова из посёлка Надеждинска Иркутской области».
«Здравствуй, Сибирячок!
Я прочитала твою книгу, и она мне очень понравилась. Я узнала про тебя, о твоих делах, о вороне, которая тебя всему учила. Так как мы с тобой знакомы уже, я напишу немного о себе. Живу я в Братске, учусь в школе № 38, в 5 «А» классе. У меня мама, папа, две сестры и братишка. Мне эта книга очень понравилась. И я хочу, чтобы таких книг, как «Сибирячок», было больше. Я очень люблю загадки, Стихи, рассказы — и хотелось больше бы их прочитать. До скорой встречи, Сибирячок!
Витченко Марина из города Братска».
А когда все письма были прочитаны, Сибирячок развязал свой узелок, в кабинете сразу запахло лесом, смолой, потому что на столе появились шишки полные семян.
Вот мой подарок ребятам. И в то же время загадка: на каких деревьях растут эти шишки? А?
Есть шишки у сосны,
У кедра и у ели,
У лиственницы есть 
Со смолкой на бочку,
И если вы, друзья,
Их распознать сумели,
То шлите свой ответ
Скорей Сибирячку.
И уже когда лесные гости собрались домой, директор вспомнил, что многие ребята попросили прислать им портрет Сибирячка.
Сибирячка посадили на стул, он никак не мог сидеть спокойно, пока его рисовал художник, наконец портрет был готов, и Сибирячок посылает его Вере Буяновой и вам, дорогие друзья.
Сибирячок, Ворона и Степан уселись на спину оленя. Мальчика довезли домой и пригласили в гости, в тайгу. Он хотел было проводить их до опушки леса, но олень сказал:
– Не надо. Спасибо. Я теперь в городе так же хорошо оленьтируюсь, как в лесу. До свиданья!