Михасенко Г. П. / О жизни и творчестве
Прописан в ребячьих сердцах
Вот и дочитал ты полную событий книгу о ребячьих заботах и затеях, об изобретательных мальчишках и рассудительных девочках, о трудном детстве, о добрых побуждениях и озорных делах. И хотя действие одной из повестей происходит в войну, а второй – сразу после нее, ты все равно узнал, должно быть, в героях книги и себя, и своих сверстников, хотя меж тобой и ребятишками тех времен пролегло полвека. Уже не одно поколение юных читателей дружит с кандаурскими мальчишками и неугомонными бездельниками, которые обязаны своему появлению на свет прекрасному писателю Геннадию Михасенко.
В 1988 году в Иркутск собрались на совещание детские писатели изо всех концов Сибири: от Сахалина и Камчатки до| Омска и Новосибирска. То-то было разговоров о стихах и повестях, о сказках и приключениях, ведь разговор шел о том, как сделать книги для ребят поинтереснее и повеселее. На этом-то совещании хабаровская писательница Тамара Чинарева вдруг увидела Геннадия Михасенко. И удивилась. Дело в том, что, когда Тамара была школьницей, ей подарили книгу «Кандаурские мальчишки», которую она без конца перечитывала. А теперь это уже любимая книга Тамариной дочери, и девочка не расстается с книгой так же, как некогда ее мать. Вот и казалось писательнице, что уж Геннадий-то Михасенко – убеленный сединами старик. А оказалось, что это еще довольно молодой, озорной веселый сказочник и повествователь.
Давайте и мы познакомимся с автором только что прочитанной книги.
«Живет в Братске писатель» – так названа была много лет назад одна из первых публикаций о Геннадии Павловиче Михасенко. Да, живет писатель в Братске, и вся его человеческая и творческая жизнь связана с этой землей, с этим краем, который был выбран им самим навсегда.
Студент инженерно-строительного института, новосибирец, побывав во время преддипломной производственной практики на строительстве Братской ГЭС, в самом начале ее сооружения, когда бурлила еще молодая сила первостроителей, когда бытовая неустроенность соседствовала с мечтой о том, каким он будет, рождающийся Братск, попросился после учебы сюда на постоянную работу. Так в 1959 году на грандиозной стройке века, как писали тогда, появился молодой инженер. Здесь, в часы, свободные от многотрудных занятий проектировщиков, окрепло его перо, здесь стал он профессиональным писателем, членом творческого союза, прибавив к техническому образованию еще и Высшие литературные курсы.
Геннадию Михасенко повезло на литературных наставников: его первыми советчиками были опытные литераторы: Евгений Филиппович Иванов, руководивший долгие годы литературным объединением при областной молодежной газете, и Сергей Павлович Залыгин, нынешний главный редактор журнала «Новый мир», живший в те поры в Новосибирске, и только что приехавший после окончания Ленинградского университета молодой поэт Илья Фоняков. Требовательные художники, они учили трудной работе со словом, упорному овладению фактом, деталью, эпизодом, фразой. Сперва не просто было решить: что выбрать? Тянуло и к стихам, и к прозе, пробовал работать над пьесой, писал понемногу автобиографическую повесть, она со временем и стала главной и решающей заботой, принесла, настоящий, прочный успех. И все же первой книгой, увидевшей свет, стал сборник веселых стихов для детей «Фантазеры» – нехитрые поучительные истории из мальчишеской жизни. Книга, хотя и не принесла автору большого удовлетворения, все же определяет характерные особенности творческой индивидуальности будущего писателя: потребность высказать свое заветное через стихи сохранится на всю жизнь. Пробуют рифмовать герои его прозаических книг, сам писатель неизменно пользуется стихотворной формой для дружеских приветствий, поздравлений, посвящений, и, кроме того, главными героями его произведений навсегда останутся мальчишки, фантазеры, изобретатели, искатели мозолей, синяков, и, в первую очередь, интересных дел.
Выступая в одной из передач иркутского телевидения, Геннадий Павлович сказал: «Я
пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям. Михасенко остался верен не только своим героям, но и своим читателям: мальчишкам и девчонкам... «до 16-ти». Его творческие усилия направлены к одной цели – к разрешению загадки характера ребенка, духовной сути подростка, самосознания подростка на пороге юности. Все книги писателя, несмотря на разнообразие материала, последовательно выстраиваются в единую цепочку, представляющую собой биографию послевоенного поколения. И точкой отсчета этой биографии естественно становится Великая Отечественная война.
Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в г. Славгороде Алтайского края в семье кадрового военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а мать с сыном перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошло детство, опаленное войной, здесь происходили те события, о которых позднее по живым воспоминаниям расскажет Геннадий в своей автобиографической повести «Кандаурские мальчишки».
До конца войны, до мирных дней, прожили мать и сын, горячо веря в возвращение отца. И он пришел, принеся в дом память о павших товарищах, о фронтовом братстве и удивление, что под таким огнем уцелел.
После войны семья переезжает в Новосибирск, с этим городом связаны школьные и институтские годы будущего писателя, его первые корреспонденции в молодежные газеты о школьной и комсомольской жизни, первые стихи и первые рецензии на книги и кинофильмы, с которыми он начал выступать в областной печати. В 1954 году Геннадий поступает учиться в Новосибирский инженерно-строительный институт на гидротехнический факультет, одновременно участвует в семинарах молодых авторов, проводимых Новосибирской писательской организацией. В это время и возникает у него замысел книги «Кандаурские мальчишки». Скоро работа захватывает его целиком, страница за страницей складывается рукопись. Ее с интересом читают друзья-литераторы, товарищи по перу даже рекомендуют ее к выпуску в свет, но издатели не торопятся – уж очень непохожа эта повесть на слащавые, привычные школьные повести, которые в то время были в чести. И только после того, как на Всесибирском совещании детских писателей Леонид Соболев, председатель Союза писателей РСФСР, похвалил горячо рукопись Геннадия Михасенко, поздравил Сибирь с рождением нового детского писателя, а крупные деятели литературы, прибывшие из Москвы и городов Сибири, поддержали его, «Кандаурких мальчишек» опубликовал журнал «Сибирские огни», а затем повесть была выпущена отдельным изданием.
Первая книга принесла писателю широкую союзную известность, с нее-то и началась творческая биография писателя. Нет в ней батальных картин, события происходят в глубоком сибирском тылу, но вся повесть пронизана высочайшим напряжением сил взрослых и детей, устремлением к желанной победе над фашизмом. Отцы и братья на фронте, а женских рук на все не хватает. И стар, и мал знают: нужен хлеб, чтобы победить.
– А кто, кроме нас, может дать хлеб? – говорит Дарья, председатель колхоза. – Никто. Значит, для нас не должно быть усталости.
И малые ребятишки, только переступившие порог школы, встают в рабочий строй, становятся пастухами, чтобы освободить взрослых для полевых работ. Чистый язык, точные, запоминающиеся картины жизни, которые нельзя придумать, глубокое проникновение во внутренний мир маленького гражданина – все это определило успех повести, и читатель страны сразу отметил для себя новое имя: Геннадий Михасенко, сибиряк.
С каждой новой книгой писателя герои его подрастают, все ближе они к сегодняшнему дню, к острым проблемам современного бытия. Писатель неизменно утверждает мысль о том, что ребенок, в такой же мере, как и взрослый, – это социальный человек в социальном мире. И поэтому в книгах писателя ребячья жизнь неразделима с биографией времени. Ребята вовлечены в борьбу с мрачным сектантством («В союзе с Аристотелем»), активно сражаются с обывательским сознанием («Неугомонные бездельники»), приобщаются к великим преобразованиям жизни («Пятая четверть»). Повестью «Милый Эп» о социально-нравственных проблемах подростков, вступающих, в юность, логически завершается первый цикл повестей – возрастной виток от поступления в школу до окончания ее, разговор о детстве, как серьезнейшем и важнейшем этапе в жизни человека. Мальчишки и девчонки, населяющие книги Михасенко, по его собственному выражению, «не заготовки для будущих людей, но уже люди», поэтому их поведение оценивается с полной мерой писательской требовательности, в соизмерении поступков с нравственными законами, законами чести, справедливости, мужества, верности.
Следующий цикл-виток открывается повестью «Я дружу с Бабой-Ягой», в котором автор обращается снова к жизни младших школьников. Закономерность продолжается. Каким будет новый цикл, покажет будущее. А пока писатель пробует силы в разных литературных направлениях: создает сказку «Тирлямы в подземном королевстве», на основе повести создаст пьесу «Милый Эп», и нет в стране ни одного ТЮЗа, на сцене которого не прошла бы она с неизменным успехом. С таким же интересом встретил «Милого Эпа» и зарубежный юный зритель. Повесть-сказка о тирлямах, вышедшая отдельной книгой, стала кукольным спектаклем. И писатель почувствовал вкус уже к собственно драматургии, пьеса «Остров Тэнга» – остросюжетное произведение для юношества – открывает возможности Михасенко-драматурга, но и говорит о нем, как о гражданине, чутко воспринимающем заботы времени: старшеклассники отважно вступаются за «свой» остров, которому грозят гибелью деловые люди, стремящиеся поскорее выполнить план, не считаясь ни с чем. Близ большого химического комбината чудом сохранилось озеро с чистейшей водой, на котором обширный остров Тэнга – излюбленное место ребячьих игр и отдыха взрослых. И вот это-то озеро ради минутной экономии времени, чтобы вовремя «отрапортовать», готовы уничтожить «комбинатские», и среди них – родители ребят, вставших на защиту природы. Просто мальчишки и просто девчонки, живущие еще вчера своими личными делами и заботами, вдруг становятся не просто группой ребят, а несгибаемым коллективом, настолько убежденным и сильным в своей правоте, что взрослые вынуждены отступить. Пьеса написана до того, как в годы перестройки началась всеобщая борьба за сохранение природы, но сильная по авторской позиции тогда, она и сегодня сохранила свою праведную силу.
Сказка о странных жителях – тирлямах, была первой пробой пера в ином, чем реалистические повести, жанре. Михасенко прочно входит в сказку. В 1987 году выходит его полная неудержимой фантазии сказка «Земленыр, или Каскад приключений». Это воистину каскад, ибо одно необыкновенное событие сменяется другим, из одной опасности герои сказки попадают в другую. И за всем этим необычным переплетением необычных событий идет рассказ о доброте и человечности, об ответственности и справедливости, о мужестве и достоинстве, о рыцарях, мечтателях и фантазерах, без которых не могут жить ни сказка, ни быль. Тут царствуют изобретательность и фантазия, и все же оторваться от реальности, от повседневной жизни, от действительности писателю не удается, да к этому он и не стремится. Так и существует он на свете, перенося многое из своей жизни в сказку, а из сказки – в свою жизнь. «Новое детство ждет новых сказок. Значит, они будут», – пишет Михасенко в предисловии к «Земленыру...» и садится за стол выполнять эту непростую задачу. Но уже в издательстве лежат его «Дачные сказочные повести». А новые поразительные истории тем временем пишутся на лоскутках бумаги – обертках конфет. Ведь и в самом деле, конфеты имеют сказочный вкус!
Пробуя свои силы в разных родах и жанрах, Михасенко остается верен себе, он остается бессменным часовым детства и юности, он навсегда прописан в их широтах.
В чем особенность творческой личности писателя? В связи его творчества с современностью, с насущными проблемами духовной и социальной жизни. В истинной достоверности, верном понимании мироощущения и психологии ребят. В умении создать незаёмные выразительные детские характеры. В добром таланте. В вере в человека. Эти особенности находят живой отклик в сердцах читателей. Сколько писем хранится в писательском архиве, на полках издательств и Центрального Дома детской книги в Москве.
– Что вы! Ведь это точно про нас, все-все, как у нас, – защищает от критических нападок повесть «Милый Эп» украинская школьница Юля Деменкова. И прикладывает к письму свои талантливые иллюстрации любимой книги.
Многие читатели спрашивают: как познакомиться с героями той или иной повести, интересуются, где они сейчас живут, чем занимаются.
Юных корреспондентов так захватывает достоверность происходящего, что несовпадение имени автора и героя-рассказчика зачастую приводит их в недоумение!
Но одного я не могу понять, как это автора книги звать Миша, а на обложке – Геннадий Михасенко.
Чистый свет детства излучают книги Геннадия Михасенко, и даже те из них, которые повествуют о темном, драматическом, устремлены к светлому, справедливому, доброму. Гуманистическая суть творчества писателя не исключает мотивы тревоги, беспокойства за судьбу каждого ребенка в напряженном и сложном сегодняшнем мире. У Феди и Димки в повести «Я дружу с Бабой-Ягой» отец «по алкогольному слабоумию для семьи и дела воспитания – ноль», не поэтому ли мальчики становятся «санитарами леса» – собирают порожние бутылки и сдают их. Замечает писатель и тревожный конформизм подростка. Страницы с описанием берегов Братского моря, заваленных топляками, и взрослого читателя трогают своим гражданским пафосом.
Чистый свет детства неугасимо живет в самом писателе. Не случайно многое в его книгах почерпнуто из собственной биографии, собственного детства. Нетрудно разглядеть лицо автора во многих героях, его личную судьбу в их судьбе. Автобиографичность не скрывается Геннадием Павловичем, прямое свидетельство тому посвящения, предпосылаемые книгам: то друзьям детства, то брату Жене, который, ничего не подозревая, дал обильный материал для книги, то друзьям отрочества, то сыновьям.
Реальный факт всегда служит Михасенко основой произведения, будь то реалистическая повесть или сказочное повествование.
Вот почему так обстоятельно изучает он жизненный материал, старается вжиться в ситуацию. Именно для этого работает Геннадий Павлович в Братском специализированном военно-морском лагере «Варяг» комиссаром, к большой радости ребят. Однако, задумав написать книгу о юнгах Братского моря, он проверяет, уточняет свои наблюдения в других пионерских лагерях. С радостью узнает он, что под Талнахом, за Полярным кругом, есть военизированный лагерь «Мальчишки Севера».
– Я бросил все, и уехал туда, и прожил у мальчишей целую неделю. До обидного мало, – говорит Михасенко.
Зато как было уплотнено и спрессовано время, сколько новых впечатлений получено, сколько наблюдений проверено.
Геннадий Павлович – подлинный педагог не только в книгах своих, но и в жизни. Вот он затевает в семидесятые годы на Братском телевидении, которое тогда имело свою программу, интересный клуб «Золотой ключик», своеобразную школу юного филолога, и становится постоянным ведущим всех передач клуба. Вот выступает он в школьных и студенческих аудиториях, в библиотеках, пишет статьи на педагогические темы. Вот работает комиссаром морского лагеря, становится другом трудных и увлеченных ребят. При этом успевает заняться изучением иностранных языков – немецкого, английского, французского, польского, испанского... Владеет ими свободно и потому часто оказывается в роли переводчика для многочисленных гостей Братска. А когда иркутская писательская организация принимала у себя лауреатов Гонкуровской премии, крупнейших писателей Франции – Эрве Базена, Жана Беарна, Армана Лану, которого, к сожалению, уже нет в живых, то работал с ними Михасенко. Он ведет большую переписку с теми, с кем подружился во время своих зарубежных поездок и встреч на Земле сибирской, и письма им пишет на их родных языках.
Вспоминается один из литературных вечеров в Иркутске. Неожиданно на этот вечер пришел гостивший в городе американский журналист. Он выступил на вечере с приветственной речью, которую тут же перевел Михасенко, а потом прочитал по-английски стихотворение о море. Михасенко в качестве любезного ответа под гром аплодисментов прочитал по-английски стихотворение Пушкина «Я вас любил».
Многообразная личная одаренность писателя передается его литературным героям: многие из них рифмуют, упражняются в языках, овладевают техникой рисования. Михасенко принципиально считает, что нет человека без таланта, и в ребячьих характерах он всегда старается высветить, выявить творческую способность личности, а значит поднять ее над заурядностью житейской, вдохнуть веру в ее собственные силы. Воспитанию добрых чувств служат книги писателя. Тому же служит и его собственная жизнь, он сам – Человек и Гражданин Геннадий Павлович Михасенко.
Остается добавить, что две представленные в этой книге повести составляют единое целое. Они как бы продолжают друг друга, и в «неугомонных» узнаются те самые «кандаурские мальчишки», которые видели жизнь и широко и в то же время по-детски. Зовут, правда, их по-другому. Но характеры узнаются. Дело в том, что обе повести имеют один и тот же источник, из которого писатель черпает живую воду для своих книг: это его собственное детство. Обе повести биографичны, многие эпизоды были взяты из жизни самого Геннадия, или его брата, либо происходили с его друзьями по Кандаурам и Новосибирску. Конечно, никакого настоящего сочинения не бывает без придумки, без авторской фантазии, но книга лишь тогда оказывается правдивой, когда в основе даже самых фантастических событий лежит подлинная жизнь.
И если тебе не хочется расставаться с ребятами из только что прочитанных повестей, найди другие книги Геннадия Павловича Михасенко – и в добрый путь