а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М.Д. / Литературные вечера

Чародей добра

Как все сказки настоящих сказочников, сказки Марка Давидовича Сергеева с наслаждением читаются людьми всех возрастов. Чтобы стать сказочником, требуется не только стремление к добру, литературный талант, но и немалый, иногда очень трудный жизненный опыт.
Его вдосталь имел Марк Сергеев. Он родился 11 мая 1926 гола в г.Енакиево. на Украине, в семье строителя. Отец Марка Сер-геева строил школы, больницы, шахты и вместе с семьей переезжал с одной стройки на другую. В 13 лет будущий поэт попал в Сибирь и с тех пор считал себя коренным сибиряком. Жилось ему трудно, но счастливо. Трудно, потому что была война, голод и разруха. Счастливо, потому что, вернувшись с фронта, он закончил Иркутский университет и стал писателем. Но до того. как стать профессиональным писателем. Марк Сергеев был рабочим и журналистом, библиотекарем и лектором, пешком обошел берега Байкала, сплавлялся по бурным рекам на лодке и забирался в самые дальние уголки тайги. Вот почему, когда Марк Сергеев одну из своих сказок начинает строчками "Знают сказку лесные чащи. надо в чащах бывать почаще", он знает, что говорит.
Писатель выпустил более тридцати книг для детей. Его стихотворные сказки и повести-сказки увидели свет в Иркутске, в Москве, во многих городах Сибири, были изданы в Японии. Монголии. Венгрии. Югославии, Эстонии.
Сказки Марка Сергеева исполнены добра к людям, любви к природе. бесконечным радостным удивлением перед красотой мира, верой в способность человека жить мудро. Эти свойства сказочника не только заложены в самой натуре писателя, они отражают и его собственный жизненный опыт.
Сказка не должна быть просто выдумкой, она должна обязательно опираться на реальную жизнь. Жизнь, о которой узнал не понаслышке, а видел сам. своими глазами. Однажды писатель А.Шаров сказал:
"Сказочникам необходимо идеи добра и справедливости поверять реальным творением справедливости". Невозможно представить, чтобы человек, который в жизни был бы жесток, стоял на стороне неправедного дела, мог писать сказки, в которых детям внушаются идеи добра и справедливости!
Все мы родом из детства, а значит, из сказки. А потому, пусть знакомство с творчеством М.Д. Сергеева для младщих школьников начнется с его замечательных сказок.
Мы предлагаем провести следующие мероприятия:
1. "Волшебные, веселые, забавные" -  беседа-диалог.
2. "Волшебные, веселые, забавные" -  книжная выставка.
3. "Мой подарок писателю" -  конкурс рисунков к стихам и сказкам М.Сергеева.

ВОЛШЕБНЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ

  Беседа-диалог

Сказочник: Шел по городу Волшебник... Стоял хмурый денек, солнце пряталось за тучки, нс? у Волшебника было хорошее настроение. А надо сказать, что настроение у Волшебника было всегда хорошим, ведь он был Добрым Волшебником. И там, где он проходил, становилось светлей и радостней: взрослые улыбались, дети переставали плакать, даже солнышко, стряхнув с себя тучку, засветило; весело загомонили птицы.
Волшебник подошел к голубой скамейке в сквере и присел. Рядом стояли легкая, шумная березка и пышная, молчаливая красавица-ель. Они скучали. Но когда пришел Волшебник, они зашумели кронами и стали рассказывать свои истории. А Волшебник сидел тихо, издали могло показаться даже, что он заснул, но он слушал и запоминал.
Добрый Волшебник любил путешествовать. Он забирался в таежные чащи и жители тайги рассказывали ему свои сказки. Он путешествовал по морю-озеру Байкал, и тогда свои сказки рассказывали нерпы и рыбки, и даже байкальская волна. Волшебник возвращался в город и шел к детям. Он знал - дети ждут ею сказок. Он очень любил приходить в детскую библиотеку (ведь здесь дети чаще всего берут книги сказок). Здесь он превращался в Сказочника и дарил всем свои новые сказки.
А имя Волшебника - Марк Сергеев. Вы удивляетесь, почему имя не сказочное? Но ведь, как известно, волшебники и феи родились среди людей.
Давайте отправимся во владения Сказки. Посидите и послушайте.
Волшебник: Вы знаете, что в обычной жизни нерпа питается рыбой? А вот в стихотворении 'Тлоток океана" нерпенек дружит с омульком, хотя омулиха-мама не раз предупреждала:
- Доведет тебя
дружба с нерпенком
до лиха.
Разозлится и съест он тебя,
 дуралей.
Свою старую маму,
сынок,
пожалей...

Но случилась с нерпенком беда:
он  заболел, он  совсем занемог, он белый-пребелый лежит, как зима,
он тихий-претихий лежит, как зима,
как будто бы маленький белый сугроб
 на летней воде позабыла зима.
Читатель: А что же омулёк?
Волшебник:  Он дружбу понимал всерьез
и для спасенья друга
готов был ринуться в мороз,
пройти жару и вьюгу.
Пусть будут сети на пути
и щуки-великаны,
но только б другу принести
глоточек океана.
Оказывается, чтобы спасти нерпенка, нужен был всего лишь "глоточек соленой, глоточек зеленой, глоточек студеной целебной воды".
И бесстрашный омулек отправился в дорогу.
Волшебник: А знаете ли вы, где живут нерпа и омуль?
Читатель: В Байкале.
Волшебник: А что такое Байкал?
Читатель: Озеро.
Волшебник: А что такое озеро?
Читатель: Это много-премного воды...
Волшебник: А море?
Читатель: Это - если слить вместе много-премного озер.
Волшебник: А что такое океан?
Читатель: Это - если слить вместе много-премного морей.
Волшебник: Вы уже много знаете, однако же не все. Вот. оказывается, какой путь проделал омулек, чтобы принести другу спасительный глоток океана.
Волшебник: А вы знаете, кто такой друг?
Читатель: Это самый лучший товарищ. Если надо - он все для тебя сделает: выручит в беде, поделится самым последним. А если придется - даже принесет в ледяной фляге глоточек океана.
Волшебник: Вот теперь вы знаете все.
Ведущий: Вы, должно быть, любите сказки? Их вам рассказывают мама или папа, или бабушка. А хотите послушать сказки, рассказанные Холодильником? Да-да, Холодильником! Вы скажете, что такого на свете быть не может? Значит, вы не поверите, если я расскажу историю о том, как холодильник охотился на волка или спасал олененка? Но ведь может рассказать сказку Кот ученый, почему же не может благородный Холодильник?
Посидите тихо и послушайте:
Я не чайник, я не будильник, Я Дед Морозу друг и брат. Я знаменитый Холодильник -совершенный аппарат!
Так стоял в уголке на кухне и пел благородный Холодильник. А когда настала ночь и все легли спать, он стал рассказывать истории из своей жизни.
Гулял однажды Холодильник по лесу. Вдруг навстречу к нему выбегает Зайчишка. Дрожит весь.
- Ты что? - спрашивает Холодильник.
- За мной Волк гонится, съесть хочет!
- Не вижу никакого Волка, - сказал Холодильник. - А там, за деревом, собака прячется. Волк рассердился:
- Какая я тебе Собака? Я Волк. Гроза лесов! Сейчас вот съем тебя!
Теперь рассердился Холодильник. Изловчился он, дверцу раскрыл. Волк с разбегу и влетел внутрь. Дверца - хлоп! Готово! Попался серый. Поморозил-поморозил Холодильник Волка, да и выпустил обратно. Волк отогрелся, да как побежит! Говорят, что этот Волк Зайцев больше не ловит...
А однажды, гуляя по берегу реки. Холодильник спас олененка, который оказался далеко от берега на льдине. А еще помог ребятам в летнюю жару устроить сверкающий каток во дворе. А еще... Хотя другие истории о белом друге вы прочтете сами.
Сказочник: Заканчивается одна сказка, заканчиваются вместе с ней чудеса. Но стоит перевернуть страницу и - новая сказка, новые чудеса.
Вот какую историю о том, "как медведь решил будьдозером стать", рассказала лесная чаща.
Волшебник: Медведь - хозяин полян, владыка тайги.  Силен когтистый, зубастый зверь: и сосну повалит, и по болоту пройдет. Но с бульдозером тягаться бесполезно: он не зверь, а "бульдозер железный". И Мишка, проиграв машине в силе, решил пойти работать на стройку:
На стройку,
Прошу Вас.
Примите меня!
Я буду работать.
От всех не отстану.
Я, может быть, тоже
Бульдозером стану!
Вот такие чудеса случаются в лесной чаще. Вы можете себе представить, что будет на свете, если исчезнут краски?
Читатель: Мир станет черно-белым.
Волшебник: И правда - люди, солнышко, стволы берез, веселая речка и взлохмаченный пес - все станет бесцветным. А без желтого солнышка на земле ничего не видать. Что делать? Три краски- подруженьки три, решили все исправить. А были они: желтая, синяя, красная. Желтая краска покрасила, будто вымыла мылом, солнышко. Синяя - небо и речку, которые/встретившись с нею. синеют, синеют, синеют". Красная краска раскрасила клумбу. А все вместе краски нарисовали на небе радугу. И при этом они напевали такую песенку:
Знайте, взрослые и дети:
Мы - важнее всех на свете!
Если только нас не стало бы,
-вмиг исчезли все кварталы бы,
и без нас бы не было
ни домов, ни мебели.
Знайте, взрослые и дети.
все исчезло бы на свете –
и трава зеленая,
и лесные лилии,
и дворцы с колоннами под густыми кленами...
Хвастливая песенка, не правда ли? Но кто поспорит, что они не правы?!
Волшебник: Вы любите сидеть в тишине и фантазировать, размышлять? Лучше, конечно, это делать не на уроке (хотя в классе и стоит тишина), а дома, уютно устроившись в кресле. Можно щеку подпереть рукой, а можно подремать, положив голову на подлокотник. И приснятся вам истории, необычней которых нет.
Сказочник: ...Шел снег, белый декабрьский снег. Дети во дворе лепили чудо-город с башенками и круглыми воротами. Иногда кто-нибудь из детей подставлял теплую ладошку снежинкам.
Они приземлялись (точнее - "приладонивались") и таяли. Но одна снежинка не растаяла, а вдруг стала переливаться всеми цветами радуги. Это была "Нетающая Снежинка". Если положить ее на стол, стол заговорит. И игрушки заговорят. Если посмотреть сквозь нее - увидишь чудесный мир. Но увидеть его может лишь добрый человек. Девочка Соня была злой девочкой. Она могла обидеть брата, отнять игрушку, нагрубить старшим. За это ее превратили в снежную бабу.
Читатель: Но разве все в этом мире злые?
Волшебник: Нет. Добрых, конечно, больше! Сонин брат, которого она обижала, отправился выручать сестренку. Он не согласился променять ее ни на какие игрушки, ни на какие сокровища. Даже отдал волшебную Нетающую Снежинку. И Соня вернулась. А снежная баба исчезла. Брату и сестре было очень-очень весело. Взявшись за руки, они шли домой. А мир им казался населенным только Добрыми существами.
Читатель: Скажите, пожалуйста, а почему в сказках Марка Сергеева чудеса происходят не за тридевять земель, в неведомом царстве-государстве, а в наше время, среди нас - мальчиков и девочек?
Волшебник: Да потому, что волшебно все вокруг человека: Река, Лес, Медведь. Волшебна и добра лесная Чаща, волшебен Туман Туманыч, и светлая, нежная березка учит злого мальчика Петю быть волшебником, т.е. любить все живое... и даже неживое.
Читатель: А как же это?
Сказочник: А вот послушай. (Прочитать полностью или фрагменты сказки "Сказка о Пете, который был шкафом").
Сказка совсем небольшая. Но посмотрите, сколько времени пролетело-пробежало с той поры, когда Петя стрелял из рогатки, таскал собак за хвосты, у малышей пряники отбирал, березку зря порубил, до той минуты, когда он пожалел старую этажерку и пыльный шкаф на чердаке и спас их от пожара. Целая жизнь. Ведь в той жизни он был злым, а в этой - стал добрым. Вы думаете, это невозможно? Но ведь сказка и есть сказка...
Читатель: Почему у сказок Марка Сергеева всегда счастливый конец?
Сказочник: Это самая главная сказочная тайна: к героям сказки, мальчикам и девочкам, зверям и рыбам, в самый трудный момент на помощь приходят не только феи и волшебники, но и деревья, травы, цветы, птицы. И в этом нет ничего удивительного...