а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / Литературные вечера

Библиотекарю

Когда-то Марк Сергеев написал для ребят в шутливой манере свою биографию. Там были такие строки:

Сказки вы мои читали?
А стихи мои читали?
Выше руки, кто читал!

Хочется, чтобы ребят, прочитавших книги поэта, с годами не уменьшалось. Хочется потому, что Марк Сергеев был необыкновенным человеком и писателем. Реалист и романтик, сказочник и фантазер, он обладал счастливым даром не только сочинять веселые стихи и самые невероятные истории, но и заражать своих читателей задором, оптимизмом и верой в чудо. «Книги мои для ребят всегда рождались вот на этом соединении правды и сказки, потому что издавна памятна каждому из нас истина: «Сказка ложь, да в ней – намек», – говорил Марк Сергеев.

Произведения Марка Давидовича для детей очень увлекательны, искренни, написаны доступным, понятным юным читателям языком. В стихах и сказках ребята узнают себя, видят как бы со стороны свои поступки, хорошие и, может быть, не очень, но показанные автором доброжелательно, с улыбкой, без назойливой нравоучительности. Марк Сергеев населяет свою художественную страну детства самыми разнообразными героями. Знакомясь с ними, маленький читатель учится доброму, неравнодушному отношению к друзьям, животным, природе.

А природа в стихах и сказках писателя занимает особенное место. «Присмотрись к деревьям внимательно, - говорит поэт, - и увидишь кедровку на кедре, ворчунов-грибов, снежинок, летящих на Витим, туман, который разгоняет байкальский ветер сарма. Присмотрись внимательно, и увидишь свою Родину, Сибирь, в которой мы живем».

Стихи и сказки Марка Сергеева полны не только веселого озорства, игры и забав, но и серьезных размышлений. На этом их свойстве во многом построены данные рекомендации. Мероприятия, предлагаемые вашему вниманию, включают в себя чтение вслух стихов поэта, чтение по ролям, отгадывание загадок, литературную викторину и, конечно же, инсценировки, ведь даже небольшое стихотворение поэта может стать маленьким спектаклем.

Надеемся, что предлагаемые вашему вниманию методические материалы помогут в работе по организации чтения детей в детском саду, школе или библиотеке.

 

«Небылицы переходят все границы»

Книжная выставка

Тексты к выставке

Знают сказку лесные чащи.
Надо в чащах бывать почаще.
Присмотрись к деревьям внимательно -
сто историй прочтёшь
занимательных.
(М. Сергеев)

Кто-то книжку прочитает, скажет:
- Что-то здесь не то!
Так на свете не бывает!
Не бывает. Ну и что?
(М. Сергеев)

Выставка может состоять из двух разделов:

1. Занимательные истории.
2. Сибирячок и его друзья.

 

Книги для выставки

Стихи

В чудесном доме / рис. В. Дружинина и В. Фридемана. – Иркутск : Обл. изд-во, 1950. – 15 с.
Вот так дождик! : Загадки / рис. В. Фридемана. – Иркутск : Кн. изд-во, 1957. – 23 с.
Китайские загадки : для мл. шк. возраста / рис. Н. Яцкевича. – М. : Дет. лит., 1959. – 12 с.
Как краски пошли гулять / рис. В.В. Тетенькина, В.К. Фридемана. – Иркутск : Кн. изд-во, 1961. – 27 с.
Сказка о рассеянном музыканте и бурундуке – учителе пения : для мл. шк. возраста / ил. Э. Гроховского. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1962. – 21 с.
Веселые беглецы : для мл. шк. возраста / ил. Е. Галей. – М. : Дет. лит., 1963. – 36 с.
Глоток океана : для дошк. и мл. шк. возраста / рис. И. Оффенгендена. – М. : Сов. Россия, 1964. – 19 с.
То же / рис. Х. Аврутиса. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1965 – 31 с.
Как медведь решил бульдозером стать : для дошк. возраста / рис. В. Дувидова. – М. : Дет. лит., 1965. – 16 с.
Книга веселого дятла : для дошк. возраста / рис. В. Дувидова. – М. : Дет. лит., 1966. – 16 с.
Забавные сказки / рис. В. Тетенькина и В. Фридемана. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. – 96 с.
Олень-драчун : для дошк. возраста / рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1974. – 24 с.
Ребята, пощупайте уши! – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 128 с.

Проза

Волшебная калоша, или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы : [повесть-сказка для мл. шк. возраста] / ред. В.Г. Волкова ; худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Кн. изд-во, 1958. – 99 с.
То же / рис. А.П. Крылова. – М. : Дет. лит., 1965. – 126 с.
Машина времени Кольки Спиридонова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1964. - 87 с.
Капелька по капельке : повесть [для мл. и сред. шк. возраста] / рис. В.Ю Лосина и др. – М. : Малыш, - 1965. – 128 с.
То же / худож. Э.С. Гороховский. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1965. – 79 с.
Разноцветные истории : кн.-игрушка с вкладышем для раскрашивания / рис. Э. Булатова и О. Васильева. – М. : Малыш, 1970. – 22 с.
Сказка о нетающей снежинке и другие удивительные истории / ил. Р.Н. Бардиной. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 87 с.
Вот так чудеса : повести и сказки : для мл. возраста / худож. Р.Н. Бардина. – Иркутск : Вост.-Сиб. изд-во, 1976. – 356 с.
Море синее – Байкал : рассказы для дошк. возраста / худож. А. Аземша. – М. : Малыш, 1983. – 26 с.
В соболином краю : рассказы для детей шк. возраста / худож. В.А. Фролов. – М. : Малыш, 1984. 26 с.
Разноцветные сказки / худож. В. Нагаев. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1996. – 160 с.

 

НеБЫЛИцы от Марка Сергеева

Беседа-обзор

«Это было давно: шел первый год войны, и мы, мальчишки и девчонки, живущие на Лисихинском кирпичном заводе, создали форпост имени Чапаева – самую первую в Иркутске тимуровскую команду.
А вскоре нам пришлось кормить весь коллектив завода, потому что мужчины ушли на фронт, женщины встали в цехах на их место, а подсобное хозяйство, где садили для заводской столовой картошку, где сеяли овес для лошадей – главной тягловой силы тех времен, было предоставлено нам. Мне было четырнадцать лет, и я назначен был комиссаром малышни, а трудились мы от света до света, и без взрослых было не просто. Чтобы угомонить ребят, которые от переутомления так были обычно возбуждены по вечерам… я стал рассказывать все, что знал. А потом… пришлось мне придумывать сказки самому. И я придумал сказку про золотые колосья, сказку о том, как наша работа на подсобном хозяйстве помогает фронту. Надо было видеть, как слушали малыши эту сказку про них самих, как работали они назавтра в поле, выдергивая цепкий пырей и колючий осот! Наверное, тогда я и стал детским писателем», – вспоминал Марк Сергеев о своем военном детстве.
Родился писатель на Донбассе, в городе Енакиево. Настоящее его имя - Марк Давидович Гантваргер. Это потом, когда он приехал в Иркутск, прошел войну, окончил университет и стал писать для взрослых и детей, взял себе псевдоним Марк Сергеев. Первая его книга стихов «В чудесном доме» была написана для детей.
Несколько лет подряд в цикле передач Иркутского радио Марк Сергеев вел с ребятами серьезный разговор о жизни, обо всем, что их окружает, волнует, делает счастливыми или несчастными. Ребята делились с ним, как с другом, самыми сокровенными мыслями, переживаниями. А потом слушали ответы писателя.
Эти дружеские беседы Марка Сергеева начинались словами: «Давай поговорим…» В них он рассказывал ребятам, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть.
Во всех своих книгах для детей, а их у писателя вышло более тридцати, автор помещает ребят в мир добрых дел, благородных поступков, веселых историй. Этот сказочный мир живет по законам доброты, радости и справедливости.
Сюжеты для своих сказок Марк Сергеев находил всюду, стоило только хорошенько оглядеться:

Знают сказки лесные чащи,
Надо в чащах бывать почаще.
Присмотрись к деревьям внимательно –
Сто историй прочтешь занимательных.

Живя в Сибири, Марк Давидович много километров прошел пешком, был в Бурятии, Якутии, плавал по Енисею, ночевал с байкальскими рыбаками под лодкой, был на перекрытии Ангары и Енисея, жил в вагончике на трассе «Абакан - Тайшет». И когда редактор одного детского издательства обратился к нему с просьбой написать книгу о Сибири для ребят, писатель согласился.
Вернулся он домой и придумал такую историю: «Едут в поезде малыши. Просыпаются утром, глядят в окно. А там лес, и лес, и еще лес! «Что это?» – спрашивают они у родителей. «Сибирь!» – отвечают те.
Вот еще ночь прошла. Выглядывают ребята в окно: а там синева, синева, синева, и волны с белыми гребешками, и чайки кружат. «Ой-ё-ёй! – закричали малыши, – уже Черное море!» «Нет, - сказали им, - это все еще Сибирь. Байкал!»
А потом еще одна ночь прошла, смотрят в окно ребятишки: а там горы, одна выше другой. Скалы, потемневшие от времени, птицы над ними кружат. «Ой, уже Урал!» – закричали малыши. «А вот и нет, - сказали им, - это все еще Сибирь. Саяны!» А потом была степь и море хлебов. И это тоже была Сибирь – сибирская целина. Вот какая большая и разнообразная земля Сибирь!
Написал я так и подумал: ну и много узнают ребята из такой книги? Что Сибирь большая, что на ней есть леса, поля, горы и море – озеро Байкал? Не маловато ли? И тут вспомнил, как вместе с актером Иркутского драматического театра Василием Васильевичем Лещевым были мы в Тункинской долине, в Бурятии, и там в волны Иркута бросили бутылку с письмом. Долго ждали мы: поймает кто-нибудь нашу посланницу, напишет нам письмо? И не дождались. Погибла, видимо, наша бутылка. А может, и уплыла незамеченная из Иркута в Ангару, из Ангары – в Енисей, из Енисея – в океан! Стоп! Да вот же она, книга…» - вспоминал писатель историю создания необычного по форме повествования «Капелька по капельке».
Героиня новой сказочной повести – обыкновенная бутылка. Ее вместе с запиской бросили в Байкал. Путешествуя по воде до самого Ледовитого океана, она собирает множество интересных историй, рассказанных разными людьми. Из этих посланий можно узнать, как выглядит глубоководная байкальская рыбка голомянка, как называется город, под которым – прозрачный камень, а над городом – разноцветный, и где сложили единственный в нашей стране мраморный вокзал.
Веселая песенка бутылки: «Хоть я того не чаяла – от берега отчалила, и – капелька по капельке – я книгу соберу» - звучит над байкальскими волнами, и одно за другим продолжают поступать сообщения, например такое: «Нашел вашу бутылку в месте географической несправедливости». А где такое место у нас в Сибири и что это за географическая несправедливость, ребята узнают в самом конце книги. Так, послание за посланием, и создавалась эта книга - «Капелька по капельке».
Сколько ребят увлеченно играли в «кругосветное путешествие» вместе с автором-почтальоном! Капелька по капельке постигали они красоту сибирской земли и узнавали ее историю. Много раз звучали страницы «Капельки…» во всесоюзной радиопередаче «Пионерская зорька». И сегодня эта книга, хотя и написанная несколько десятков лет назад, не одно открытие подарит тем, кто начнет ее читать.
А со сказкой «Волшебная калоша» вышла совсем другая история. Началось все со школьных сочинений. «Одна моя знакомая учительница - вспоминал Марк Сергеев, – однажды дала пятиклассникам необычную тему для сочинения в классе: «Я – невидимка», чтобы каждый представил себя невидимкою и рассказал, что он в такой ситуации стал бы делать. И ребята написали! Одна девочка хотела проникнуть в кондитерский магазин и съесть сто пирожных сразу! Девочка, конечно, не подумала, что сто пирожных стоят много денег, а стало быть, у продавцов, которые несут ответственность за товар в магазине, начнутся большие неприятности. И тут я подумал, что в моей сказке невидимка будет любить… пирожные? – нет, ведь герой мальчишка! Тогда что же? Ну, конечно же… пирожки!» Так появилась сказка «Волшебная калоша. Марк Сергеев ее очень любил.
А в другой своей повести - «Машина времени Кольки Спиридонова», тоже фантастической, автор отправляет героев в глубину веков к первобытным людям, а после - в далекое будущее, заставляя читателей с волнением следить за приключениями полюбившихся героев.
Сказочные повести «Волшебная калоша» и «Машина времени Кольки Спиридонова» увидели свет в Иркутске, Москве, в городах Сибири, были переведены на многие языки мира и полюбились ребятам Японии, Монголии, Венгрии, Югославии и Эстонии.
Мальчишки и девчонки разных поколений любили сказки в стихах «Как краски пошли гулять» и «Сказку о рассеянном музыканте и бурундуке – учителе пения». Марк Давидович Сергеев писал для детей веселые стихи, сочинял истории, полные захватывающих приключений, юмора и самых благородных чувств.

Знают сказку лесные чащи,
Надо в чащах бывать почаще.
Присмотрись к деревьям внимательно –
сто историй прочтешь
занимательных.
Сказки ходят в оленьей связке,
в каждой речке плещутся сказки,
сказку в гнезда кладут кукушки,
сказку детям бормочут лягушки…
У костра,
на лесной опушке,
сказку с ягодой съешь и с грибами,
да держи язык за зубами,
да скорей навостри-ка уши.
Начинается сказка.
Слушай.
(Как медведь решил бульдозером стать)

Если послушать сказку писателя, а еще лучше – прочитать самому, то можно узнать, почему медведь решил бульдозером стать, а Туман Туманыч возомнил себя всемогущим:

Я – волшебник
великий,
могучий.
Я – рождаю косматые тучи,
облака я угрюмые множу.
Я СЕГОДНЯ
ВЕСЬ МИР
У-НИЧ-ТО-ЖЖЖЖЖУ!
УНИЧТОЖУ – И ВСЕ!
(Туман Туманыч)

Но читателям совсем нестрашно, потому что Туман Туманыч – хвастун, беспомощный перед байкальским ветром.
Герои сказки Марка Сергеева «Глоток океана» непоседа нерпенок и маленький омулек живут по закону большой дружбы.

Был у нерпы ребенок,
забавный нерпенок.
Только был непослушным
ребенок с пеленок…
<…>
Плавал в маминой шляпе
с большими полями
и, не слушаясь папы,
дружил с омулями.

«…За жизнь я написал много сказок, веселых стихотворений и рассказов о нашей сибирской природе и тем счастлив. Может, и тебе, мой маленький друг «Сибирячка», попадались мои книги. Я очень надеюсь, что они тебе понравились», - писал Марк Давидович читателям журнала «Сибирячок».
Этот журнал – особая страница в творчестве и жизни писателя.
«Много сердца и души отдал Марк Давидович нашему журналу. Для него «Сибирячок» был прекрасной планетой детства, где всю свою фантазию, все знания родного края, все давние задумки он воплощал в журнале», - вспоминает редактор журнала Светлана Асламова.
Было много споров, каким будет главный персонаж журнала, кто напишет о нем сказку. А написал ее Марк Сергеев. Сказка получилась очень интересная, таежная. (Можно прочитать или рассказать сказку.) Ее главный ге6рой Сибирячок родился из орешка.
Марк Сергеев придумал также Ворону и боцмана Сарму. И Сибирячок, и боцман Сарма на страницах журнала рассказывали много сказок, различных историй, например: «Как Сибирячок читал лесную книгу», «Сибирячок и его друзья играют в слова», «Сибирячок получил приглашение в детский сад», «Боцман Сарма приветствует вас», «Загадки боцмана Сармы».
Писательница Светлана Волкова придумала аптекаря Анти-Оха и лешего Кешу, а стихи о них написал Марк Сергеев.

Снег замел пути-дорожки,
по тайге проходу нет…
Но, смотрите, - на обложке
Кеши-лешего портрет!
Он к такому непривычен,
он смущается слегка…
До чего же симпатичен
Леший – друг Сибирячка!

(Можно показать обложку журнала.)

Сколько Марк Сергеев написал сказок, стихов о Сибирячке и его друзьях! Пожалуй, не было ни одного номера, где бы нас не ждала встреча с любимыми героями. «У Марка Давидовича было много интересов и пристрастий, но все же самой светлой отдушиной в его жизни – мне так кажется – был наш журнал», - вспоминает Светлана Асламова.
«Можно войти в этот прекрасный дом?» - с такими словами появлялся он на пороге редакции.

В нашем тридевятом царстве,
В славном детском государстве,
Много сказок и чудес.
Здесь растет волшебный лес,
В нем такое происходит!
Здесь под кедром Леший бродит,
Здесь вам даст целебный мох
Наш аптекарь Анти-Ох,
Славный боцман наш Сарма
(У него историй тьма!)
Пригласит вас в свой распадок,
Загадает сто загадок.
Приходите, в добрый час!
Будет весело у нас!

Такие стихи он написал на пригласительном билете. Это приглашение и по сей день остается в силе.
Сказочный мир Марка Сергеева не перестает привлекать нас своей фантазией, искренностью чувств, добрым смехом и шуткой.

Жил на свете кот Муркот,
Утром пил мясной компот.
Ровно в полдень на обед
Ел котлеты… из конфет.
А под вечер кот Муркот
Доставал перцовый мед.
Жить не мог он без чайка
Из крутого… чеснока.

Был пирог на ужин нужен –
Из лаврового листа…
И хвалил Муркот свой ужин:
- Ах, какая вкуснота!
Кто-то книжку прочитает,
Скажет:
- Что-то здесь не то!
Так на свете не бывает!

Не бывает.
Ну и что?

Но писатель-то знал, что его читатель верит ему, и потому с удовольствием сочинял веселые сказочные истории. Он даже свою биографию рассказал ребятам в шуточной форме.

Дорогие мои дети,
Я открою вам секрет:
Я учился в классе третьем
Ровно-ровно в десять лет.
Кончил школу я, ребята,
Здравствуй, университет.
А войну я был солдатом –
Пролетело десять лет.
Как теперь мой возраст взвесить?
Кто даст правильный ответ?
К десяти прибавить десять
Будет ровно… двадцать лет.
А потом, признаюсь, дети,
Новый путь я начинал:
Журналистом был в газете,
Книжки детям сочинял.
И служил в библиотеке,
Молодой я был поэт,
Незаметно пролетело
Ровно-ровно десять лет.
Как теперь мой возраст взвесить?
Кто даст правильный ответ?
К двадцати прибавить десять
Будет ровно… тридцать лет!
А потом писал я книжки
Развеселые для вас,
Их читали ребятишки
И взрослели тот же час.
И слыхал я то и дело:
- Погляди! Идет поэт!
Незаметно пролетело,
Ой-ё-ёй, аж тридцать лет!
Как узнать мне ухитриться,
Кто подскажет из ребят:
К тридцати прибавить тридцать –
Будет ровно шестьдесят.
А еще один десяток?
Ну, считайте посмелей!
Получается, ребята,
Ровно… ровно… юбилей.
Так меня вы сосчитали,
День за днем – итог не мал!
Сказки вы мои читали?
А тихи мои читали?
Выше руки, что читал!

Сегодня Марка Сергеева нет с нами, но он оставил нам свои книги, подарил свой сказочный мир, в котором живут благородные герои, правят законы дружбы и всегда побеждает добро.

 

«Капелька по капельке - я книгу соберу»

Литературная викторина
по книге «Капелька по капельке»

Хоть я того не чаяла –
От берега отчалила,
И – капелька по капельке –
Я книгу соберу.
    Марк Сергеев. Капелька по капельке

Ниже кроме ответов на вопросы викторины указывается «капелька» (глава), в которой этот ответ можно найти.
После проведения викторины хорошо бы поговорить с ребятами о том, как сегодня можно продолжить книгу. Пусть ребята расскажут свои истории. Можно, в продолжение одной из «капелек» книги, поговорить, например, о большом значении для сохранения природы Байкала рыбных заводов «наоборот», которые не перерабатывают рыбу, а –напротив – занимаются ее искусственным воспроизводством. Это Большереченский, Селенгинский и Баргузинский рыбоводные заводы.
Можно попросить ребят оформить свои истории в виде посланий, а потом провести выставку работ или сделать коллективный сборник.

Вопросы викторины

1. Как называется город, под которым – прозрачный камень, а над городом - разноцветный? (Слюдянка. Капелька шестая.)
2. В каком городе есть вокзал, который построен из чистого мрамора? (В Слюдянке. Капелька шестая.)
3. В каком городе поставлен памятник первой русской женщине-путешественнице, исследовательнице Центральной Азии? Назовите ее имя. (В Бурятии, в г. Кяхте; Александра Викторовна Потанина. Капелька четвертая.)
4. Как называется рыбка, живущая в Байкале, у которой большая плоская голова и почти прозрачное нежное тело? Эта рыбка совершенно особенная – живородящая. Вместо икры у нее появляются на свет мальки. (Голомянка. Капелька седьмая.)
5. Какое самое древнее озеро в мире и сколько ему лет? (Озеро Байкал, ему 22 млн. лет. Капелька седьмая.)
6. Всем известно, что Америку открыл Колумб. Кто открыл Америку с севера? Назовите имя российского Колумба. (Григорий Иванович Шелихов (1747-1795) первым вступил на полуостров Аляску. Капелька десятая.)
7. В каком городе была издана первая книга, написанная детьми, и как она называлась? (В Иркутске; «База курносых». Капелька десятая.)
8. Назовите, где находится подводная каменная «третьяковка» - древняя картинная галерея? (В п. Балаганске на каменных островах Братского моря. Капелька тринадцатая).
9. «Нашел вашу бутылку в месте географической несправедливости». Где это место и о какой географической несправедливости идет речь? (Это место, где Ангара впадает в Енисей. Она несет больше воды - шестьдесят процентов, а воды Енисея составляют сорок процентов. Тем не менее считается, что не Енисей впадает в Ангару, а наоборот – Ангара в Енисей. В этом и заключается«географическая несправедливость». Глава 47. «Теперь наша бутылка в океане».)
10. Какие ангарские пороги дали свое название железнодорожной станции? (Станция Падунские пороги. Капелька четырнадцатая.)
11. «Сорок Енисеев». Где такое место на карте? (Там, где сходятся Бий-Хем и Каа-Хем («Большая река» и «Малая река»), река делится островами на сорок русел – «Сорок Енисеев». Две саянские реки, стекаясь, рождают Енисей – «Большую воду». Капелька пятнадцатая.)
12. Где находится обелиск с надписью «Центр Азии»? (В Тувинской республике, в городе Кызыле. Капелька шестнадцатая.)
13. Есть у Байкала много ветров, но четыре – самые главные. Назовите их.
(«С юга идет теплый ветер... Култук называется».
«А поперек Байкала дует свежий ветер... Баргузин называется».
«С севера «горный» ветер идет. А еще его зовут ангара».
«…Есть такая падь между гор, на северо-западе, прямо против острова Ольхон. Имя у нее, у пади, обыкновенное – Сарма… И ветер оттуда дует, с той стороны, – тоже сарма». Это самый сильный ветер на Байкале. Капелька вторая.)
14. Все рыбные заводы выпускают рыбу консервированную, соленую, копченую. А есть на Байкале рыбзавод, который, как в шутку говорят, делает «все наоборот». Какую рыбу выпускает этот завод? (Речь идет о Большереченском заводе, разводящем и оберегающем рыбу. Этот завод выпускает живую рыбу (выращенных в искусственных условиях мальков) в Байкал. Капелька пятая.)
15. Какая байкальская рыба может сказать о себе: «И мы летали!» И почему?
(Байкальский осетр. Из икры осетра получают мальков и, пока они еще крошечные, не больше спички, на грузовых самолетах их отправляют в далекое путешествие, чтобы поселить в новых пресных морях, где они будут размножаться. Капелька пятая.)
16. Какой город был заложен на острове Дьячьем? (Иркутск. Капелька десятая.)
17. Едешь по тайге, как вдруг прямо из чащи выезжает трамвай? В каком это городе? (В Ангарске. Капелька одиннадцатая.)

 

Поиграем-угадаем

Цикл литературных игр

Подскажи словечко

Отгадайте загадки и назовите имена литературных героев, придуманных Марком Сергеевым.

Он сперва был просто юнга,
Удалой и полный сил.
И от Севера до Юга
Весь Байкал исколесил.
(Боцман Сарма)

Кто слывет веселым малым, -
Рот не заперт на крючок?
Он сегодня стал журналом.
Звать его… (Сибирячок).

С кем знакомы все на свете –
Лось, ворона и сверчок?
Знают взрослые и дети:
Звать его… (Сибирячок).

Заходите, ребятишки!
Выпьем чаю в добрый час.
Я страницы новой книжки
Прочитаю вам сейчас.
Я ж не зря бродил по свету,
У меня историй тьма.
Вам подарит байку эту
Федор Карпович… (Сарма).

Кто там едет по барханам
Без тропинок, без дорог?
Травы ищет спозаранок -
Наш аптекарь... (Анти-Ох).

Даже сам Кощей Бессмертный,
Уж на что товарищ вредный,
А как станет шибко плох,
Так кричит: «Отдам полцарства
За веселые лекарства,
Что готовит… (Анти-Ох)».

Кто принес такое заявление?

«На стройку,
Прошу вас,
Примите меня!
Я буду работать,
От всех не отстану.
Я, может быть, тоже
Бульдозером стану!»
(Медведь)

Кто пел эту хвастливую песню?

Знайте, взрослые и дети:
Мы – важнее всех на свете!
Если б только нас не стало, -
Вмиг исчезли б все кварталы,
И без нас бы не было
Ни домов, ни мебели.
(Краски)

Загадки боцмана Сармы

Как-то при плохой погоде,
Утром – в двадцать
Три часа,
Я поплыл на пароходе,
Поднимая паруса.
Горизонт сперва
Был светел
Миновали третий пост,
Как ударил южный ветер
Под названием «норд-ост»!
Я штурвал кручу,
Как бублик!
Где тут небо, где земля?
- Эй, - кричу, -
Сверните кубрик –
Главный парус корабля!
В тучах плачут чайки-грифы,
На волнах бычки ревут.
Вдруг – глядим –
Навстречу рифы
Черной стаей к нам плывут!
Ну, теперь корнету амба!
И, чтоб всем
Не потонуть, -
- Эй! - кричу, -
Спускайте камбуз,
Мы на нем
Продолжим путь!
Рано утром – ночью
Лунной,
Посреди песчаных вод,
Потонула наша шхуна –
Наш могучий пароход.
Вот и берег: скалы, сосны,
Солнце рвется в высоту.
- Эй! - кричу, –
Сушите весла -
Есть веревка на борту!

Нас встречали на рассвете,
Как героев, в поздний час.
Все иркутские газеты
Целый год хвалили нас.
А в одной толстенной книжке
Посвятили нам аврал!..

Что хохочете, девчонки?
Что хохочете, мальчишки?
Я ж ни капли не соврал!

Задание для ребят

Действительно, тут есть над чем посмеяться. Боцман Сарма нарочно все перепутал в своей веселой байке. Попробуйте догадаться, почему мальчишки и девчонки хохочут. Отгадайте все его «перепутаницы».

Подсказки боцмана Сармы

• Двадцать три часа никак не могут быть утром, ведь это без часу полночь.
• На пароходе есть машина, гребной винт, парусов нет.
• «Норд» в переводе значит «север», а «ост» - восток. Стало быть «норд-ост» - ветер северо-восточный, а никак не южный.
• Попробуйте-ка свернуть кубрик. Ведь это жилое помещение в трюме корабля. В кубрике отдыхают и занимаются своими делами матросы, свободные от вахты.
• Чайки носят разные названия: поморники, крачки, водорезы, моевки, клуши, а большая полярная чайка носит имя бургомистр, это слово в переводе значит «председатель горсовета». А еще чаек называют по цвету их оперения: белые, серебристые, розовые, сизые. Есть даже чайка-хохотун, потому что ее крик похож на хохот. Так прозвали одну из наиболее крупных черноголовых чаек. А вот грифами чаек не называют никогда, ведь грифы - это огромные хищные птицы, живущие не на море, а в горах. И едят грифы не рыбку, как чайки, а в основном кормятся падалью, хотя и нападают порой на сусликов, ягнят и черепах.
• Бычки, как известно, рыба. Реветь они не могут. Есть, правда, бычки - коровьи дети, но речь-то не о них!
• Рифы – это подводные камни, опасные для корабля. Но плавать, тем более собираться в стаи они, естественно, не могут.
• Обычно при кораблекрушениях спускают на воду шлюпки – вместительные лодки, которые всегда имеются на борту корабля. А на камбузе плавать ну никак нельзя – ведь это же кухня!
• Раннее утро - утро и есть, а лунной ночью оно никак считаться не может.
• Песок, конечно, может течь под напором сильного ветра, но песчаной воды не бывает.
• Шхуна – это парусный корабль, корвет – тоже. Поэтому пароход так называть нельзя.
• «Сушить весла» - эта команда обозначает, что нужно перестать грести и поднять весла над водой. А на веревку их вешать не надо – это же не белье.
• Со временем в байке постоянная путаница: рассвет ведь – ранний час, а вовсе не поздний.
• Аврал никому посвятить нельзя, это не рассказ, не сказка, не статья, а срочная работа на корабле. В газете тоже не бывает аврала, зато там есть подвал. Так называется материал, расположенный в нижней части газеты. Правда, есть еще подвалы в домах, но в газете они не поместятся.

 

Сказки из одной связки

Кроссворд

Герои Марка Сергеева, чьи имена надо вписать в кроссворд, «живут» в разных сказках. Если вы его отгадаете, то узнаете название книги, под обложкой которой они все вместе собрались. А заодно назовите, из каких сказок эти литературные герои?

 

Вопросы

1. Как звали зверька, на спине которого музыкант свои ноты написал?
2. Во что превратился Петя, герой одной из сказок Марка Сергеева?
3. Как звали героя сказки, которого от скитаний удержал тополиный пух?

4. Он дружбу понимал всерьез
и для спасенья друга
готов был ринуться в мороз…

Как звали этого храбреца?
5. Что бы ни пытался нарисовать мальчик Антон, у него получался один зверь, только разного цвета. Что это был за зверь?
6. «Какой я тебе Бобик! – кричит, – я гроза лесов!» О каком герое идет речь?
7. Нетающая… Кто?

8. Я – волшебник великий могучий,
Я – рождаю косматые тучи…

Кто этот хвастун?
9. Персонаж сказки, от которого сбежали краски.
10. О ком это говорится: «Он песню придумал о жизни лесной»?
11. «Только был непослушен ребенок с пеленок…» Как звали этого проказника?

Ответы

1. Бурундук («Сказка о рассеянном Музыканте и бурундуке – учителе пения»).
2. Шкаф («Сказка о Пете, который был шкафом»).
3. Андреюха («Сказка о тополином пухе»).
4. Омулек («Глоток океана»).
5. Заяц («Коричневая сказка»).
6. Волк («Как холодильник охотился на волка»).
7. Снежинка («Сказка о нетающей снежинке»).
8. Туман («Туман Туманыч»).
9. Художник («Как краски пошли гулять»).
10. Музыкант («Сказка о рассеянном Музыканте и бурундуке - учителе пения»).
11. Нерпенок («Глоток океана»).

Название книги – «Разноцветные сказки».

 

Театр книги

«Глоток океана»

Инсценировка сказки

Действующие лица: Ведущая, Мальчик, Омулек, Нерпенок, Нерпа-мама, Омулиха-мама, Таймень, Чтец (1) – мальчик, Чтец (2) – девочка, Окунь.

Ведущая (обращаясь к Мальчику): Ты знаешь, кто такой омуль?
Мальчик: Рыба.
Ведущая: А ты знаешь, где живет омуль?
Мальчик: В Байкале.
Ведущая: А ты знаешь, где лежит Байкал?
Мальчик: В Сибири.
Ведущая: Ты многое уже знаешь, однако же не все.
Послушай-ка, что я тебе расскажу…

Был у нерпы ребенок,
Забавный нерпенок.
Только был непослушным
Ребенок с пеленок:
И друзей,
И соседей,
И старую мать
Он проказами
Очень
Любил
Донимать.

Чтец (1 ): То холодную льдину
Притащит в квартиру,
То без спроса напьется он
Рыбьего жиру,
То глотает сосульки,
Как фокусник шпаги,
То в Байкал он ныряет,
Исполнен отваги.

Ведущая: А нерпятам -
Это известно давно -
В раннем возрасте
Плавать
За-
пре-
ще-
но!
Мать ему говорила…

Нерпа-мама: Беды не наделай!
Ты ж покуда малыш еще,
Беленький,
Белый.
Вот разгонит весна
Ноздреватые льды,
Так
Хоть месяц ты
Не выходи
Из воды!
Ветер в льдины ударит
И сильно, и грубо,
Потемнеет твоя
Белоснежная шуба.
Вот тогда,
Мой нерпенок,
И только тогда
Для тебя неопасною
Станет вода.

Ведущая: Только мать за порог,
Как в любую погоду
Лез нерпенок в сырую
Байкальскую воду.
И на льдину –
Ну что с непоседы возьмешь! –
Он тайком выходил
Погулять без калош.

Нерпенок (хвастливо, поправляя шляпу на голове):
Плавал в маминой шляпе
С большими полями
И, не слушаясь папы,
Дружил с омулями.
Как-то в сети попал
Озорной омулек,
Так я
Бедняжку
Из плена извлек.

Ведущая: Омульку говорила
Не раз омулиха…

Омулиха-мама: Доведет тебя
Дружба с нерпенком
До лиха.
Разозлится
И съест он тебя,
Дуралей.
Свою старую маму,
Сынок, пожалей…

Чтец (2): Но случилась с нерпенком
Беда, беда.

Нерпа-мама: Эй, врачи,
Поскорее
Сюда, сюда!
Эй, премудрый таймень,
Ты халат свой надень,
Видишь, жар у нерпенка
Пятнадцатый день!
Он родился зимою,
Был в белую шубу одет он,
Чтоб никто на снегу
Нерпенка увидеть не смог.
Время шубу менять –
Белый берег раскрасило лето,
А малыш – точно снег,
А нерпенок совсем занемог.
Он белый-пребелый лежит, как зима,
Он тихий-претихий лежит, как зима,
Как будто бы маленький белый сугроб
На летней воде позабыла зима.

Ведущая: Плачет мама.
И папа нерпенка жалеет.
Но от слез разве шуба его потемнеет?
Все соседи ревут,
И от этой беды
Прибавляется
В море-Байкале
Воды.

Чтец (1): Ходят волны тревожные
В белой пене,
Буря громко стучится
В квартиру тайменя:
- Эй, премудрый таймень,
Ты халат свой надень,
Очень болен нерпенок
Пятнадцатый день!

Таймень: Простите…
Что громко так стучите?
Ученейший таймень я,
Но стар я тем не менее.
Вы б лучше не стучали,
А на своей спине
Нерпенка покачали
И принесли ко мне…

Нерпа-мама: Он градусник ставил нерпенку,
Пощупал нерпенку печенку,
Потрогал мохнатую шубку,
Приставил к спине его трубку.

(Таймень приставляет трубку к Нерпенку и внимательно слушает. У Нерпенка шея укутана шарфом, а на голове – шапочка.)

Таймень: Послушать мне вас разрешите…
Дышите…
Теперь не дышите.
Странно!
Болезнь неизвестна почти,
И только глоток океана
Поможет малышку спасти.
Глоточек зеленой,
Глоточек соленой,
Глоточек студеной
Целебной воды.

Ведущая (обращаясь к Мальчику): Ты знаешь, что такое озеро?
Мальчик: Это много-премного воды…
Ведущая: А море?
Мальчик: Это – если слить вместе много-премного озер.
Ведущая: А что такое океан?
Мальчик: Это – если слить вместе много-премного морей.
Ведущая: Ты уже немало знаешь, однако же не все. Послушай-ка, что было дальше…
Нерпа-мама: Убита горем нерпа-мать
Не может есть,
Не может спать
От думы неустанной,
От беспокойства:
Где достать
Глоточек океана?!
В Байкале чистая вода,
В Байкале вкусная вода –
Холодная,
Зеленая,
Да только не соленая.

Отец – хороший был пловец,
Но постарел уже отец,
На полдороги силы
Бедняжке не хватило.
Так труден путь
И так далек –
Быстрины
И пороги…

(В это время Омулек надевает рюкзачок, поправляет бескозырку, на цыпочках выходит на передний план.)

Чтец (2) (показывая на Омулька):
Но верный
Храбрый омулек
Готовится к дороге.
Он про запас
Еды припас,
Из дома вышел тихо.
Он выбрал час,
Когда как раз
Дремала омулиха.

Омулек: Я дружбу понимал всерьез
И для спасенья друга
Готов был ринуться в мороз,
Пройти жару и вьюгу.
Пусть будут сети на пути
И щуки-великаны,
Но только б другу принести
Глоточек океана.
Он белый-пребелый лежит – океан,
Он грозный-прегрозный лежит – океан,
Студеную воду из рек и морей
В огромных ладонях
Собрал океан.

Ведущий: Плыл денек омулек,
Плыл второй,
За волною волну рассекал,
Но опять
Впереди,
Позади
И с боков
Все Байкал да Байкал.
Омулек полежит на спине,
Отдохнет среди губок на дне
И опять все вперед,
Все вперед,
Все вперед,
В тишине,
В глубине.

Чтец (1): Вдруг кто-то полосатый,
Как тигр, издалека
Метнулся из засады,
Напал на омулька.
То близок, то далек он
(Крадется и хитрит),
Морской разбойник
Окунь –
Прожорливый бандит.
И так он говорит…

Окунь: Подоспел, омулек,
К сроку!
Видишь: точит свой нож
Окунь.
Видишь: точит свой нож,
Значит, ты не уйдешь,
Никуда
От меня
Не уйдешь!

Чтец (2): Обо всем от страха
Омулек забыл.

(Омулек мечется в разные стороны.)

Чтец (2): По воде с размаху
Он хвостом забил.
Мчится вглубь,
В сторонку,
В синий полумрак.
А за ним вдогонку
Полосатый враг.
Вдруг видит омулек:
Рыбачья сеть.
В такой сети
Пришлось ему висеть:
Запутался
И выбраться б не смог,
Когда б ему нерпенок не помог.
Малыш глядит на сеть,
Да неспроста…

Омулек: Ага! Она не очень-то густа!
Я проскочу,
А кто-то наверху
Поймает окунишку
На уху!
Пройду
Преграду без труда,
А окунь –
Ни туда и ни сюда.
Забился он, запутался в сети…

Окунь: Браток, прости!
Я ж пошутил,
Мы, окуни, добры…

Ведущий: В ту ночь
Малыш доплыл
До Ангары.

(Появляется Мальчик.)

Ведущий (обращаясь к Мальчику): Ты знаешь, сколько сыновей у Байкала?
Мальчик: Триста тридцать пять…
Ведущий: Ты прав, столько рек ему приносят воду. А сколько у Байкала дочерей?
Мальчик: Совсем мало/
Ведущий: Сколько же?
Мальчик: Одна Ангара. Она вытекает из Байкала и спешит к Енисею-реке.
Ведущий: А куда бежит Енисей?
Мальчик: Прямо-прямо в океан.
Ведущий: О, ты даже это знаешь! И все-таки ты знаешь не все. Вот послушай-ка, что было дальше…

Чтец (1): С неба падает тихо
Звезда-уголек.
На перине волны
Задремал омулек.
Ангара к Енисею спешит.
И во сне
Путешественник едет
На мягкой волне.
Качается перина,
Удобная перина.
Но вот загородила
Дорогу ей плотина.
О камень разбивается
Упругая волна,
Боками упирается
В два берега стена.
А в той стене,
А в той стене
Машины – быстры,
Волна ударит по волне –
Сверкают искры.
А в той стене,
А в той стене
э-
лек-
тро-
станция,
И ток,
Рожденный в глубине,
К заводам тянется.
По проводам,
По проводам
Все дальше,
Выше
Пошла вода,
Пошла вода!
Огнями стать спешит вода
Под каждой крышей.
Вошел в дома электроток,
Гудит в машинах…
Заплакал горько омулек
Перед плотиной.

Омулек: Не переплыть,
Не обойти
Преграды странной.
Как тут нерпенку принести
Глоточек океана?
Глоточек соленой,
Глоточек зеленой,
Глоточек студеной
Целебной воды?

Чтец (2): Просыпаются рано
Подъемные краны,
Достают они солнце
Из речного тумана.
Солнце в небе повесят –
Сияй во всю мочь!
И глядят великаны:
Кому бы помочь?
Над плотиной стоит
Добряк великан.
- Кто там плачет с утра? –
Удивляется кран.
- Отвечайте скорей,
А иначе
Мы и сами
От горя
Заплачем…

Чтец (1): Он взял омулька на ладошку,
Сказал:
- Не робей, омулешка!
Беду мы немедля поправим,
Тебя к океану отправим.
Я знаю:
В реке ты,
Как рыба в воде,
Но надо спешить,
Раз товарищ в беде.
Ты год будешь плыть
По Сибири по всей –
Длинна Ангара
И велик Енисей,
Покуда лекарство прибудет –
Нерпенка на свете не будет.
Нет, ты не по рекам,
А лучше
Помчишься
На туче летучей.

Чтец (2) (поднимая руки): Он тучу-летучу
К плотине привел.
Моторы на туче-летуче завел.
- А ну-ка, без шума и лени
Лети-ка ты, туча, к тюленям!
А ты, омулишка, везучий.
Счастливого плаванья в туче!

Чтец (1): А нерпенку все хуже и хуже,
Вся родня только плачет и тужит.
Сам премудрый таймень
Затянул свой ремень.
Двести тысяч лекарств
Он испробовал в день:
Аспирин,
Глицерин,
Панадол, кофеин,
Валерьянку,
Касторку
И
Пе-ни-цил-лин!
Но пилюли и разные капли
Не спасают больного ни капли.
Он белый-пребелый лежит, как зима,
Он тихий-претихий лежит, как зима,
Как будто бы маленький белый сугроб
На летней воде позабыла зима.

Чтец (2): Вдруг туча
В Байкал уронила звезду.
А это из тучи-летучи
Смельчак омулек
Соскочил на ходу –
В чешуйки ударился лучик.
И белая фляга
Из чистого льда
В глубины Байкала нырнула.
В той фляге - вода,
Живая вода,
Полна океанского гула.
Полярные ветры,
Полярные льды,
Сиянья полярного полосы –
Все спрятано
В этом глоточке воды,
Добытой у самого полюса.
В глоточке соленой
В глоточке зеленой,
В глоточке студеной
Целебной воды.

Ведущий (обращаясь к Мальчику): Ты знаешь, кто такой приятель?
Мальчик: Это человек, с которым ты хорошо знаком, с которым играешь в футбол или в лес по грибы ходишь.
Ведущий: А кто такой товарищ?
Мальчик: Это самый лучший приятель.
Ведущий: А кто такой друг?
Мальчик: Это самый лучший товарищ. Если надо – он все для тебя сделает: выручит в беде, поделится самым последним, сделает так, чтобы тебе было хорошо. А если придется – даже принесет в ледяной фляге глоточек океана.
Ведущий: Да, больше мне рассказывать нечего… Теперь ты знаешь все.

 

«Ворчуны»

Ролевое чтение стихотворения


Чтец: Под осиной подосиновик сидит.
На осину подосиновик сердит…

Подосиновик: Мне осина заслоняет неба синь!
Ну кому какая польза от осин?

Чтец: Под березой подберезовик сидит.
На березу подберезовик сердит.

Подберезовик: Назовешь ли это деревом всерьез?
Ну кому какая польза от берез?
Лучше бы я вырос под осиной!

Чтец: Под осиной подосиновик торчит.
Под березой подберезовик ворчит.
Я бы их пересадил,
Но, ей-же-ей,
Ни вкусней они не станут,
Ни умней.

 

«Снегопад»

Инсценировка стихотворения

Действующие лица: Ведущий, Дети (3–5 человек) в костюмах снежинок.

Ведущий: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Ведущий: Кто вы?
Дети: Белые снега.
Ведущий: Как живете?
Дети: Мы летим.
Ведущий: Как далеко? 
Дети: На Витим.
Мы устали,
Долог путь…

Ведущий: Так садитесь
Отдохнуть.

Дети: Мы боимся.
Ведущий: А кого?

Дети: Только ветра одного.
Ветер - волк,
Глаза горят.

Вместе: Наши перья
Вниз летят.
Наши перья
Вниз летят…

Ведущий: Над Витимом
Снегопад.

 

«Кедровка»

Ролевое чтение стихотворения

Ведущий: Что делаешь, Кедровка?
Кедровка: Над кедрами кружу.
Ведущий: Зачем, Кедровка, кружишь?
Кедровка: Да… шишки нахожу!
Ведущий: Зачем кедровке шишки?
Кедровка: А в них орехи есть.
Ведущий: Зачем тебе орехи?
Кедровка: Детишки просят есть.
Для дочерей-кедровок,
Для сына моего
Вкусней семян кедровых
Не сыщешь ничего.