а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Михасенко Г.П. / Литературные вечера

Внимательный ли ты читатель?

Методические рекомендации по работе с произведениями Г. Михасенко, Г. Машкина, Г. Кунгурова, В. Распутина
 с учащимися 6 - 7 классов

Литратурная игра имеет целью дальнейшее ознакомление чита-телей с творчеством иркутских писателей.
В игре принимают участие один или два класса школьников, за-ранее прочитавших произведения, рекомендованные библиотекарями (см. библиографический указатель "Иркугские писатели - детям". - М., 1995). Подсчёт баллов может производиться при помощи жетонов. Члены жюри (1-2 человека) подсчитывают баллы и выявляют  победителей в конце игры.
План проведения игры:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Конкурсы:
а) Разминка;
б) Из какого произведения выпали страницы;
в) Внимательный ли ты читатель;
г) Угадай героев по описанию:
3. Подведение итогов. Награждение участников.
Во вступительном слове ведущий рассказывает о значении сибир-ской литературы, называет фамилии известных иркутских писателей.

Конкурс-разминка

1. Назовите произведения Геннадия Михасенко. ( "Кандаурские мальчишки",  "Неугомонные бездельники",  "Милый Эп",  "Пятая четверть, или Гость Падунского Геракла" и др.).
2. Кто написал повесть "Синее море, белый пароход"? (Г. Маш-кип).
3. За какие произведения Валентину Распутину присуждены Государственные премии? ( Повести "Живи и помни", "Пожар" ).
4. Назовите фамилии иркутских поэтов. ( Ю. Черных, М. Трофи-
мов, А. Кобенков, М. Сергеев, Е. Жилкина др.)
5. Какие произведения Юрия Самсонова вы знаете? ( "Мешок снов", "Стеклянный корабль", "Максим в стране приключений").
6. Назовите иркутских писателей-сказочников. (С. Волкова, В. Стародумов).
При выполнении всех последующих заданий может использоваться система жетонов.

Конкурс: Из какого произведения выпали страницы!

По описанию, взятому из книги, назовите  автора и заглавие кни-ги.
1. "И вдруг где-то рядом раздался дикий крик... В тальнике стоял человек, высокий и тёмный. Густота зарослей и солнце, бившее прямо в глаза, мешали разглядеть, кто же это. Он не двигался и, казалось, тоже был ошарашен всем происходящим.
( Г. Михасенко. "Кандаурские мальчишки", с. 43)
2. "Сердце замерло - я повис над рокочущей пропастью. Потом скользнул вперед и вниз. Но тут чьи-то большие руки поймали меня сзади. Слева я увидел на спасательной руке только три пальца. И еще я заметил, как самопал и одна ракета выскользнули из кармана и плес-нули в тяжёлой волне. Я и не пожалел об этом."
( Г. Машкин. "Синее море, белый пароход", с. 31)
3. "Она удалялась, почти не двигая ногами, уплывала, как какой-то солнечный парус по нашему захламлённому двору. Вот скольз-нула за садик, ещё раз мелькнуло за планками белое и - всё.
Шмыгнув глазами и убедившись, что никто не видел нашего сви-дания, я захлопнул дверь и, счастливый, запрыгал по комнатёнкам, насвистывая про пыльные тропинки далёких планет, где останутся наши следы. Я любил ... (Томку)! И улавливал иногда и в ней ответные симпатии, но какие-го вялые и туманные..."
( Г. Михасенко "Неугомонные бездельники", с.6 )
4. "Теперь он стоял на самой вершине скалы. Вокруг разливалось море лесов, по долине извивалась чёрная речка. Солнце прыгало золотыми пятнами по снежным вершинам далеких гор. (Он) набрал грудью воздух, гордо вскинул голову, и поплыло над лесами и горами:
- Воля!
Эхом прокатилось это дорогое слово."
( Г. Кунгуров. "Артамошка Лузин", с.257 )

Конкурс:  «Внимательный ли ты читатель ?» 

Г. Кунгуров "Артамошка Лузин".

1. "Крепость, обнесённая стеной, называлась Иркутским городком". Кто запомнил, как выглядел этот городок? Опишите, пожалуйста. (На бревенчатой стене виднелось несколько возвышений - "обламов". В обламах зияли черные дыры - бойницы: для стрельбы из медных мушкетов и пищалей. Вдоль наружной стены городка - глубокий ров, а за ним - неприступные заграждения. Над стеной Иркутской возвышалось шесть бревенчатых башен. Башни имели тесовые шатры для караулов.)
2. Как назывались ворота "для въезда и выезда из городка"? По-чему их так называли?
(Мельничные: "через них ездили на мельницы, стоявшие на реке Ушаковке".
Заморские: "через них шла дорога в далёкий неведомый Китай".
Монастырские: "через них горожане ходили и ездили в приго-родный монастырь".)
3. "За Иркутской стеной стоял густой лес; место это жители прозвали Потеряхиной: там часто терялись коровы горожан". Где же это место - "Потеряхина" - в Иркутске? (Троицкая церковь, с 30-ых годов в ней размещался планетарий, а настоящее время церковь восстановлена.)
4. Как звали друга Артамошки Лузина?  (Чалык)
5. Чалык - коренной житель Сибири. Какой он националь-ности? (Эвенк)
6. Любимое блюдо эвенков? (Сырая печень)
7. Как эвенки называли медведя? (Дедушка )
8. Кроме эвенков коренные жители Сибири - буряты. Как называлось бурятское селение? (Улус)
9. В книге часто говорится о налоге, которым облагались коренные жители Сибири . Как он назывался ? ( Ясак )
10. Какие предметы нужны были Чалыку, чтобы развести костёр? (Прут, огниво, сульта - сухой мох ) ( с. 150 ). (Помните, Чалык нашёл сухую лиственницу, повалил, "засунул руку в пустое отверстие пня, вытащил большой пучок темно-жёлтой массы и сказал:   "Это сульта - сухой мох, огонь её хватает шибко".)
11. Объясните фразу Чалыка "Сайбу найдёшь - доброго человека найдёшь", (с. 163).
("Таёжные кладовые - сайбы - ставят кочевые эвенки в глухих местах, на зимних пастбищах...  В кладовую бережно складывали всю зимнюю одежду, пушнину, запас еды. Всё покрывали берестой. Сайбы священны. Если в тайге случится беда, падут олени, сгорит ли чум или случится другое несчастье, то может такого человека спасти от смерти чужая сайба. Если человек, взявший что-либо в дом из сайбы, умрёт, не успев расплатиться, то всё равно его родичи долг обязательно вернут. Задумался Чалык: "Как долг отдавать буду, где найду доброго хозяина? ")
12. "Не успел воевода и рта раскрыть, вбежал растрёпанный ка-зачий доглядчик: - Батюшка воевода, на Ангаре струги!"
Что же это за "струги" появились на Ангаре? ( с. 237 )
( Струги - быстроходные корабли, сделанные из досок).
13. Братский острог. Ярмарка. Ходят между рядами наши герои, слюнки бегут, глаза разбегаются.
Как называются ряды на ярмарке? Расскажите о них.
( Ряды: "купеческие", "обжорные", "сладкие")  (с. 191)
"В обжорных рядах варится в котлах похлёбка, на раскалённых углях жарится мясо, рыба, пирожки, пышки. Чад, перегар масла смешиваются с запахом ситного хлеба, лука, чеснока."
Сладкие ряды: Леденцы, медовые лепёшки, пастила ягодная, крашеные узорчатые пряники - кони, рыбы, птицы - лежали грудами ).

Г. Машкин "Синее море, белый пароход"

1. События в книге происходят на Сахалине. А что вы знаете об этом острове?
2. Главный герой повести Гера (Герка). Назовите его полное имя. (Герасим).
3. Как звали друзей Герки, которые остались на материке? (Песик, Скулопендра, Борька).
А новых, с которыми он подружился на Сахалине? (Сумико, Ивао).
4. Вспомните японские слова, которые часто встречаются в кни-ге...
(Сайонара - до свидания, аригато - спасибо, мидзу нурул - теплая вода и т. д.)
5. Что означает частица "сан", которую употребляют герои по-вести? (Кимура-сан, Гера-сан, Ге-сан, и т. д.?  (Уважительное отношение.)
6. Кому принадлежат эти слова: "Один нам нужен памятник для всех - мирная жизнь" (Переселенцы ведут на пароходе разговор о войне. Как встретятся русские и японцы? Победители и побежденные? "Один нам нужен памятник для всех - мирная жизнь, - сказал Семён, затянулся и выпустил волнистое кольцо дыма" ).
7. Что символизирует, по вашему мнению, белоснежный пароход, плывущий по морю?
( Белый пароход - символ будущей счастливой жизни, без вражды, непонимания, без войн, плывущий по синему морю, бесконечному, как сама жизнь).

Г. Михасенко  "Кандаурские мальчишки"

1. Где происходит действие в повести Геннадия Михасенко? (В деревне Кандаур.)
2. Как называлось озеро, в котором любили плавать мальчиш-ки? (Крутышка.)
3. В какое время происходят события в повести? ( Великая Оте-чественная война.)
4. Какое серьёзное дело доверили ребятам взрослые? (Пасти овец.)
5. Что им по этому случаю подарил Анатолий, бывший пастух? (Шикарный бич, кожаный, с медными блестящими кольцами.)
6. Какое происшествие случилось у ребят в то время, когда они пасли овец? (Бандит напал на Хромушку.)
7. Шуркина сестра Нюська очень сильно болела, все думали, что она не выживет. Что помогло Нюське выжить? (Мясо овцы.)
8. С какими ещё опасностями, трудностями пришлось столкнуться ребятам, когда они работали пастухами?
9. Что было написано на ноже, которым ранили Хромушку и кому он принадлежал? ( ТИМ -  Тихон Иванович Мезенцев, житель де-ревни.)
10. Как повлияла на ребят дружба с братьями Кожиными? (Начали читать книги.)

Г.Михасенко  "Неугомонные бездельники"

1.Кто главные герои повести?
2. Как звали Генкину собаку, и какими способностями она обла-дала? (Король Морг. Умела петь).
3. После драки с мальчишками из соседнего двора герои повести представили себя похожими на былинных богатырей:
На Илью Муромца - ...  (Славка). На Алёшу Поповича - ...    (Борька). На Добрыню Никитича - ...  (Вовка).
4. Как называлась организация, группа, которую создали друзья? (Союз Четырёх, затем  - "Союз Чести".)
5. Какой девиз придумали члены Союза? (Быть всегда и всюду вместе - вот девиз "Союза Чести").
6. Чем же занимался их Союз? (Убирали дворы, ставили спектакли.)
7. Кто может назвать любимое занятие главного героя повести Вовки?   ( Игра в шахматы.).

В. Распутин "Уроки французского"

1. Какое время описывает автор рассказа? (Послевоенное, конец 40-х годов.)
2. Что побудило мальчика, героя рассказа,  играть в "чику"?    (Нужны были деньги на молоко.)
3. Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Почему он, несмотря на унижения, вернулся в компанию ребят? (За то, что рано выходил из игры.)
4. Как вы думаете, почему Лидия Михайловна, узнав, что мальчик играет на деньги, не наказала его? (Поняла, зачем он это делает, знала, что он голодает.)
5. Почему Лидия Михайловна выделила именно этого мальчика для занятий французским языком? Что она придумывает, чтобы по-мочь мальчику? (Хотела его подкормить, отправляет ему по почте посылку.)
6. Чем она рисковала, решившись играть с мальчиком на день-ги? (Быть уволенной с рабогы )

Конкурс: "Узнай героя по описанию"

1. "...Подходя к камню, чуть приседая, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся - шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую чёлку наверх, небрежно сплёвывал в сторону, показывая, что дело сделано..."
(Вадик; В. Распутин. "Уроки французского" )
2. "...Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос распух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина...". (Главный герой рассказа В.Распутина "Уроки французского" )
3. "...был неизменным оруженосцем. Штаны его по-прежнему поддерживались одной лямкой, по-прежнему лицо его было смешным и чумазым, а большие уши улавливали каждое слово, каждый звук. Когда я смотрю на его уши, мне всегда кажется, что вот-вот они зашевелятся и шлёпнут его по щекам..."
( Колька; Г. Михасенко. "Кандаурские мальчишки" )
4. "У ... на лице не было такого постоянного выражения радости, какое было у Кольки. Он смеялся, когда смеялись все, но рот его не был раскрыт в ожидании чего-то необыкновенного, ... тащил бич, перекинув его через плечо... Кепка сидела на его голове, как всегда небрежно - козырьком вбок...
( Шурка;  Г. Михасенко. "Кандаурские мальчишки" )
5. " ... шагал широко, засунув руки в карманы галифе и таким образом поддерживал их, потому что верёвочка сползала... ...Был похож на босяка, на бродягу, который кого-то ограбил и всё снятое наце-пил па себя: и пилотку, и штаны-бутылочки, грязные и обтрепанные снизу..."
(Петька-лейтенант; Г. Михасенко. " Кандаурские мальчишки" )
6. "Но ... молчал, задумчиво шевеля своими полными, как гороховые стручки, губами. Он был молчун, ... и это ему шло, потому что, когда он говорил, у него зубы стучали, не как ... пишущая машинка, но постукивали ... Свою полноту он старался скрыть тем, что носил узкие штаны ... В карман даже рука не лезла."
( Славк;  Г. Михасенко.  "Неугомонные бездельники")
7. Он "ростом мал, но широк в плечах и крепок телом, как мед-вежонок. Скуластое лицо его обветрилось, а щеки рдели цветом спелой брусники, под чёрными полосками бровей искрились узенькими прорезями раскосые с хитринкой глаза".
( Чалы;. Г. Кунгуров. "Артамошка Лузин" )
8. "...Коренастый, голова сдавлена с полюсов, лоб узкий, нос торчал фигой, рот с мясистыми губами - до ушей, которые кругло отто-пыривались, как ручки сахарницы. Даже кепка сидела на нём широкая и плоская. Весь он был так сплюснут, что только, пожалуй, отражение в самоваре имело бы нормальный вид."
( Блин блином. Г. Михасенко "Неугомонные бездельники" )
9. "К нам подкрался высокий лохматый дядька в морском буш-лате и клёшах. Под бугром его носа, напоминающего валенок, топорщились усы из медной проволоки".
( Дядя Семён; Г. Машкин. "Синее море, белый пароход")
В конце игры участники подсчитывают жетоны. Это позволит выявить победителей игры.

Литература:

Кунгуров Г. Артамошка Лузин: Истор. повесть. - Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1979.
Машкин Г. Синее море, белый пароход: Повесть. - М.: Дет. лит., 1982.
Михасенко Г. Кандаурские мальчишки: Повесть. - М.:Дет. лит., 1983.
Михасенко Г. Неугомонные бездельники: Повесть. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972.
Распутин В. Уроки французского: Рассказ. – М.: Сов. Россия 1981.