Горбунов А. К. / Литературные вечера
Если прочитать названия книг нашего земляка Анатолия Горбунова «Чудница», «Осенцы», «Звонни-ца» не на бегу, не скользя взглядом по буквам, а вчувствовавшись в колдовство слов, вслушавшись в их не-объяснимую музыку, то эти названия приоткроют нам тайну души поэта, пером которого водит сама народная речь с ее завораживающей сказочной мелодией.
Родился Анатолий Горбунов на Лене-реке, в царстве доверчивых зверей и птиц, хрустальных родни-ков и синих озер. Охотник и рыбак, травник и путешественник, свои книги он пишет у костра, на лесных привалах. В них запах тайги, шепот ручья, а главное - любовь к родному краю. В предисловии к книге «Чуд-ница», которая вышла в столичном издательстве, один московский критик писал: «Можно без конца ци-тировать живописную, напевную речь А. Горбунова…»
В 2000 году в Иркутске вышла в свет книга стихов для малышей «Журчинки». Есть в «Журчинках» потешки и скороговорки, считалки и загадки. Без прямого назидания, с шуткой-прибауткой, в игре Горбу-нов учит ребенка добру, раскрывает перед ним мир родной сибирской природы и убеждает в возможно-сти жить с нею в ладу. Живые, искрящиеся весельем стихи, словно продолжающие народные сказки, по-тешки, забавные песенки, стали хорошей основой для предлагаемого сценария литературного праздника.
ОТРАЖАЮТСЯ В ЖУРЧИНКАХ
СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ
Литературный театрализованный праздник
по творчеству Анатолия Горбунова
для детей младшего
школьного возраста
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ, СИБИРЯЧОК, ПЕТРУШКА, БАБА ЯГА.
ВЕДУЩИЙ. Ребята! Что вам приходит в голову при слове «журчинки»?
(Ответы детей.) А вы сможете рассказать, о чем журчат струи весеннего ручейка или весе-лые волны маленькой речушки? (Ответы детей.)
Давайте спросим речку, которая называется Куда, откуда у нее такое вопросительное имя и куда она так торопится:
Ты куда бежишь, Куда,
Родниковая вода?
Прожурчала речка:
- Я бегу далечко,
За кудыкины луга,
За кудыкины стога,
Там живут кудыки –
Щечки в голубике;
Прибегу – умою
Шелковой волною!
(«Речка Куда»)
Все вы, ребята, конечно, слышали, как шумит трава, а хотите послушать, какую озорную пе-сенку прошелестела она однажды:
Чай из листьев костяники
От испуга пьют заики.
Ротозеи сок герани
Пьют, когда змея поранит.
У кого в коростах тело -
Пьют отвар яснотки белой.
А настой фиалки дикой
Пьют рахитики и хныки…
Много ценных трав на свете,
Изучайте травы, дети!
(«Травы»)
Ребята, вы уже, наверное, догадались, что журчинки – это добрые и веселые стихи из книги, которая так и называется «Журчинки» (показывает книгу), и мне остается только назвать имя волшебника, который в своих стихах оживил нашу сибирскую природу. Его зовут Анатолий Кон-стантинович Горбунов. Живет он в городе Иркутске, ходит по его улицам, и некоторые из вас его, наверное, где-нибудь встречали, только не знали, что этот седой человек с добрыми глазами – волшебник. А еще он может превратить холодную зиму в жаркое лето. Не верите? Тогда закройте глаза и послушайте:
Ты, зима, не гулькай,
Не морозь кусточки,
Голубой сосулькой
Отомкни замочки.
Вербушка-веснянка,
Открывай ворота.
Распахнись, полянка.
Расступись, болото.
По ступенькам света,
В серьгах и колечках,
Поднимайся, лето,
На мое крылечко!
(«Весенние зазывалки»)
У Анатолия Константиновича много друзей среди читателей, и одного из них я сегодня при-гласила к нам. Вы его тоже хорошо знаете: это маленький сказочный человечек – Сибирячок.
(Появляется Сибирячок.)
СИБИРЯЧОК. Здравствуйте, ребята! Я очень рад встрече с вами. Я знаю, что вы сегодня зна-комитесь со стихами – журчинками Анатолия Горбунова, и мне хочется тоже прочитать вам свое любимое:
Молоточком дождик
Забивает гвоздик,
Ловко чинит нашу
Крышу – покаташу:
Чтобы покатиться,
В струйку превратиться
И нырнуть в бадейку
Голубою змейкой.
(«Дождик»)
А знаете, ребята, за что я люблю стихи Анатолия Константиновича?
За то, что все они про наш родной сибирский край, про ребят и про зверят, про добрые дела и веселые забавы. А мне все это по душе:
Вьется змейками поземка.
Горностай из чащи
Любопытные глазенки
На луну таращит.
До чего же она, братцы,
На дупло похожа!
Хорошо – туда забраться,
Ветер слушать лежа.
Горностай с пенька подпрыгнул –
Чуть не дотянулся…
Отряхнулся, носом шмыгнул,
На пенек вернулся.
Так и прыгал до рассвета,
Гибкий и проворный,
Белый-белый умник этот,
Только хвостик черный!
(«Горностай»)
А познакомился я с Анатолием Константиновичем на страницах журнала «Сибирячок», где он с улыбкой рассказывал о себе:
«Моя отчина – деревенька Мутина. Стоит она на высоком берегу великой Лены-реки. Вокруг - поля, луга, дремучие леса, озера…
- Я там на ветке рос, меня ветер снес, я упал на пенек – вышел бравый паренек! На ножки встал и рыбачить побежал. Похлебал ухи – стал писать стихи и рассказы, по деревьям лазать, ис-кать свою ветку. Нашел – а там новые детки. Пищат:
- Куда лезешь, старичок?
А я – прыг в «Сибирячок». Борода помята…
- Здравствуйте, ребята!»
Вот так и я, и мои читатели познакомились с поэтом и писателем Анатолием Константинови-чем Горбуновым и мальчиком Гошей.
ВЕДУЩИЙ. А кто такой Гоша?
СИБИРЯЧОК. Гоша – герой рассказа Горбунова «Снегири».
ВЕДУЩИЙ. Расскажи, Сибирячок, ребятам об этом мальчике, и, может быть, они тоже захо-тят прочитать этот рассказ.
СИБИРЯЧОК. Гоша очень маленький мальчик, живет с мамой и папой в глухой тайге, дале-ко-далеко от людей. Однажды он разглядывал красивую книжку с картинками, и его внимание привлекли нарисованные яблоки. Гоша стал искать яблоки в тайге и увидел их на березе, а когда попытался достать «яблоки», они сорвались с веток и полетели… в небо. Но вот папа привез сы-ночку из города настоящие яблоки, и маленький Гоша очень боялся, что они улетят или их съест кот Васька. И только потом, когда Гоша опять увидел «яблоки» на ветках березы, то, присмотрев-шись, разглядел у них хвостики, клювики и глазки, и тогда он понял, что это вовсе не яблоки, а птицы снегири. «Мама! Папа! Снегири на березе выросли!» - закричал Гоша.
ВЕДУЩИЙ. Сибирячок, ты обратил внимание, как слушали тебя ребята? Я думаю, что сего-дня второй номер журнала «Сибирячок» за 2002 год, где напечатан рассказ Горбунова «Снегири», не будет лежать на полке, а отправится к кому-нибудь из ребят домой.
(Появляется Петрушка.)
ВЕДУЩИЙ. Сибирячок, ты посмотри, какой к нам гость пожаловал.
ПЕТРУШКА. Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Какие вы все забавные…
Все, как один, славные!
Узнали меня?
ВЕДУЩИЙ. Приходи, Петрушка, гостем на нашем празднике будешь. Мы сегодня с Сиби-рячком знакомим ребятишек со стихами нашего земляка Анатолия Константиновича Горбунова.
ПЕТРУШКА. А земляк - это кто? Это, наверное, тот, кто стихи пишет?
ВЕДУЩИЙ. Нет, Петрушка! Может, кто-нибудь из ребят объяснит гостю значение этого слова? (Ответы детей.)
Правильно, ребята! Земляк – это человек, который живет с тобой в одном городе, деревне или в одном крае. Мы все живем в Сибири: и я, и Сибирячок, и Горбунов, и все ребята, а это зна-чит, что мы все земляки.
СИБИРЯЧОК. Петрушка, а ты откуда знаешь Анатолия Горбунова?
ПЕТРУШКА. Как откуда? Так я его книгу прочитал. «Журчинки» называется. Она как будто для меня написана! Ведь за что народ меня, Петрушку, любит? За то, что я веселый, что много знаю частушек, дразнилок, поговорок. А в «Журчинках» что ни стихотворение, то зазывалка, дразнилка, скороговорка. А хотите, я вам частушки спою, которые Анатолий Горбунов сочинил? (Поет.)
Вот – тактушки, вот такта!
Открывайте ворота.
Я уже не маленький,
Чуть повыше валенка.
Кое-что кумекаю …
Побегу, побегаю
Босиком по улице,
Где гуляют курицы.
(«Петрушка»)
Пил квас таракан
И – бултых в стакан,
Запищал: - Тону!
И пошел ко дну.
Прилетели две осы,
Ухватили за усы,
Еле вытащили.
(«Горемыка»)
В доме кончилась еда,
Мурка смотрит в никуда.
Ни гостинца, ни подарка…
Ей – ни холодно, ни жарко.
Улетели ее мысли
На еловом коромысле
Через реки и хребты,
Где мышей пасут коты.
(«Лентяйка»)
СИБИРЯЧОК. Ай да Петрушка! Ай да молодец! А скороговорки в «Журчинках» есть?
ПЕТРУШКА.
Бил баран в барабан.
Утка дула в дудку.
Барабан – тарабан!
Дудка – перегудка!
Взял баран барабан
Обменял на дудку …
Дует в дудку баран.
Барабанит утка.
(«Скороговорка»)
СИБИРЯЧОК. Я знаю, что ребятишки очень любят загадки отгадывать. Загадай им, Петруш-ка, «Рыбачью загадку».
ПЕТРУШКА.
Приходили к нам домой
Дорогие гости,
Жадно ели хлеб с ухой,
Накидали кости.
Хлеб сухой – он без костей!
Ну скажи на милость,
И откуда у гостей
Кости появились?
(«Рыбачья загадка»)
СИБИРЯЧОК. Ребята, кто из вас отгадал, откуда у гостей кости появились? (Ответы детей.)
СИБИРЯЧОК. Петрушка, а я догадался, почему ты все журчинки Анатолия Горбунова наи-зусть знаешь. Потому что их петь можно, они на русские народные песенки и частушки похожи!
ПЕТРУШКА. Правильно, Сибирячок! Ведь мы с вашим земляком оба имеем народные кор-ни: я – потому что меня народ придумал, а Анатолия Константиновича – потому что …
СИБИРЯЧОК (перебивает). Подожди, Петрушка. Корни бывают у цветов, деревьев - у рас-тений, в общем. А у людей никаких корней нет.
ПЕТРУШКА. Как это нет! А вот и есть. Корни у всех есть. И у тебя, и у меня. Корни – это наши предки: дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, которые жили тогда, когда тебя еще не было на свете. Понимаешь?
СИБИРЯЧОК. Да, теперь понимаю: у меня сибирские корни, потому что я в Сибири родил-ся и рос, у тебя – народные корни, потому что тебя народ придумал, а у нашего Анатолия Кон-стантиновича корни – это его родители, бабушки и дедушки.
ВЕДУЩИЙ. Правильно, Сибирячок. А еще братья и сестры. Вот послушайте, как сам поэт рассказывает о своей семье:
«Мне повезло, не то что моим одногодкам: воспитывался не в интернате, а в многодетной семье – шесть сестер и четыре брата! Главным наставником для нас был труд. Все могли – и сно-пы вязать, и гвозди ковать… Каждый вносил свою лепту в общее дело – хозяйство.
Вся моя родова писала стихи, рисовала и играла на музыкальных инструментах. Мать… зна-ла много сказок, песен, поговорок… Стал писать стихи и я. Сидело внутри меня что-то необъяс-нимое, которое надо было во что бы то ни стало выплеснуть наружу… Уплывал мальчонкой на стружке, один и с ночевкой – на заветное рыбачье местечко: широченный плес и глухая тайга! Раздольная Лена катила в дальнейшие дали малиновый звон зари, куковала кукушка. Около бере-га, пугая меня, озоровал матерый таймень, ломая огромным багряным хвостом хрустальную гладь реки… И стихи слагались сами собой:
Росы и кречеты.
Даль нараспашку.
Будто кузнечики
С кашки на кашку,
Прыгают лучики…
Батюшки-светы,
Камешки в ключике –
Сплошь самоцветы!
Вижу на донышке
Самый красивый –
Сладкое звонышко
Ягодки синей!»
(«Околица»)
СИБИРЯЧОК. Я понял, откуда берутся такие замечательные стихи… Они из детства!
(Раздается грохот, и появляется Баба Яга.)
БАБА ЯГА. А, попались, голубчики! Наконец-то я до вас добралась!
ВЕДУЩИЙ. Подождите-подождите. Вы кто и зачем к нам пожаловали?
БАБА ЯГА. Как это кто? Если сама не узнала, так у ребят спроси. Многие из ребятишек меня узнали, по глазам вижу!
СИБИРЯЧОК. Ты, Баба Яга, пришла и не поздоровалась даже!
БАБА ЯГА. Ну здрасьте, подумаешь!
ПЕТРУШКА. Баба Яга, ты, наверное, заблудилась, ты нам сегодня совсем не нужна!
ВЕДУЩИЙ. Мы с ребятами беседуем о стихах-журчинках иркутского поэта Анатолия Кон-стантиновича Горбунова.
БАБА ЯГА. Тьфу-тьфу-тьфу! Я стихов не люблю! Подумаешь, ягодки-цветочки, розы-мимозы …
СИБИРЯЧОК. А что ты любишь-то?
БАБА ЯГА. Я люблю пугалки, страшилки и дразнилки.
ПЕТРУШКА. Так у Анатолия Константиновича и такие стихи есть. Вот послушай:
Говорят, живет Ням-ням
В шалаше из веток.
Ходит, ищет по ночам
Непослушных деток,
Кто покоя не дает,
Поздно спать ложится…
Он послушных не крадет –
Как огня боится!
(«Ням-ням»)
БАБА ЯГА. А вот и неправда! Послушных детей не бывает!
ВЕДУЩИЙ. А некоторые дети думают, что Бабы Яги нет.
БАБА ЯГА. Как это нет, когда я вот она, перед вами! Может, скажете еще, что лешего и во-дяного нет? Вы их никогда не встречали?
ПЕТРУШКА. Встречать не встречали. А читать про них приходилось.
БАБА ЯГА. Ну и ну! И что же о них пишут?
СИБИРЯЧОК.
За корягу бородой
Зацепился водяной,
В речке небо раскачал,
- Помогите! – закричал.
Водянята помогли,
Ухватились за кудлы.
- Взяли… раз! И… взяли… два!
Затрещала борода!
(«Водяной»)
БАБА ЯГА. Ух ты, складно-то как! Мне нравится! А теперь давай-ка про меня стих сказы-вай!
ВЕДУЩИЙ. А про тебя, Баба Яга, Анатолий Константинович стихов не написал.
БАБА ЯГА. Это надо исправить! Ведь про меня во всех сказках сказано, во всех книгах на-писано. Вот что: скажите-ка вашему Горбунову, чтобы он все бросил и про меня стих написал. А лучше того, я сама к нему пойду, и прямо сейчас! (Уходит.)
ПЕТРУШКА.
Ни тебе здравствуй,
Ни тебе до свидания…
Что за воспитание!
СИБИРЯЧОК. А я знаю, что Анатолий Горбунов подготовил к печати новую книгу, которая будет называться «Золотые звонцы».
ПЕТРУШКА. Интересно, попадет Баба Яга в «Золотые звонцы» или нет?
ВЕДУЩИЙ. Ребята, наверное, кто-то из вас сегодня впервые услышал об Анатолии Кон-стантиновиче Горбунове и познакомился с его стихами. Надеюсь, вас заинтересовали эти веселые, задорные стихотворения. И мне остается только добавить: все, что вы слышали: зазывалки, час-тушки, считалки, дразнилки – все это из книги с веселым и ласковым названием «Журчинки». (Показывает книгу.)
Эту книгу можно сравнить с веселым ручейком, искрящимся такими журчинками. И бежит этот ручеек все дальше и дальше по нашим сибирским просторам, и все новые песни, стихи, счи-талки слышатся Анатолию Константиновичу. Эта книга только начало этого ручейка, но любой ручеек разливается рекой по дороге к морю. Поэтому мы с нетерпением будем ждать новых книг нашего земляка поэта Анатолия Константиновича Горбунова.