а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Уткин
Иосиф
Павлович
(1903 — 1944)

Поэт и журналист Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая (27 мая по новому стилю) 1903 года. Когда ему было только 17 лет, он говорил: «Мне еще рано писать автобиографию. Я могу дать о себе только некоторые биографические сведения. Любителей "хороших" биографий огорчу. Я не сын "папы от станка" и не "отпрыск сиятельного дворянина". В 1903 году мать меня родила в Хингане, в Китае, где мои родители служили на строительстве КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога). С 2–3 лет жил в Иркутске, где безвыездно просуществовал до 16-летнего возраста. Чем я занимался в течение этих лет? Очень многим: учился, выгонялся из училищ, был маркером, "мальчиком" на кожевенном заводе и просто бродягой. Сибирь. Иркутск. 1916 год. Война. Старшего брата – главу семьи – берут в солдаты, угоняют на фронт. Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придётся. В 1919 году принял участие в революционном перевороте в Иркутске. В 1920 году пошел добровольцем от иркутской комсомольской организации (в составе первой ударной бригады) на Дальневосточный фронт. К тому же году и относится начало моей поэтической работы…»

Впечатления этих лет впоследствии легли в основу лучших произведений Уткина о гражданской войне – поэмы «Двадцатый», «Сибирских песен», знаменитой «Комсомольской песни» («Мальчишку шлепнули в Иркутске…»).

Об участии Иосифа Уткина в Гражданской войне известно немного. Современник И. Уткина, партийный деятель Александр Мильчаков вспоминал: «Уткин пришел в революцию юношей. Видел и "тифозные перроны", и "у проруби багровый лед", и партизанских матерей, запоротых "шомполами в штабе офицерском"... Потому у него так взволнованно и прозвучало: "В брони, в крови, в заплатах – вперед, вперед, вперед! – страдал и шел двадцатый неповторимый год».

О двадцатых годах прошлого столетия в Иркутске и об Иосифе Уткине писал первый редактор газеты «Власть труда» Георгий Ржанов: «Я вспоминаю Иркутск с самого начала 20-х годов. В городе царили разруха, голод. И именно в это время и в этих условиях, под удаляющиеся раскаты Гражданской войны в Сибири, мы приступили к собиранию молодых литературных сил. Эту роль небезуспешно выполняла наша губернская газета "Власть труда". Уткин стал сотрудничать с ней и вскоре стал своим человеком в редакции».

Туда спешил он с агитстихами, заметками, фельетонами, которые часто подписывал забавным детским псевдонимом Утя.

В это время в Иркутске создается литературно-художественное объединение (ИЛХО). Его наставниками были профессора Иркутского государственного университета. «Что я знал до встречи с ними? – недоучка, выгнанный из высшего начального училища… А теперь я не расстаюсь с новыми друзьями, – говорил Уткин, похлопывая по томикам Тютчева и Баратынского. – А открыли мне глаза на этих поэтов Азадовский и Михалкович. Они и приучили благоговейно относиться к поэзии как к святыне… Эх, побольше бы таких мудрых советчиков!..»

В Иркутске было создано прекрасное содружество молодых поэтов. Они собирались в разных местах, но иногда Уткин приглашал к себе домой. Он жил в большой семье, полной сестер, которые радостно и с любопытством встречали «живых поэтов».

«А хлопотуньей по дому, неизменно нас тепло привечавшей и угощавшей, глубоко и воодушевленно верившей в наше поэтическое будущее, была мать Иосифа – Раиса Абрамовна, женщина умная, достаточно грамотная, революционно настроенная, поощрявшая наши литературные опыты. Она обожала своего единственного сына (старший брат Иосифа – участник гражданской войны – был расстрелян белыми где-то в нагорьях Саян)…», – вспоминал его друг Михаил Скуратов.

Большим праздником и подлинным литературным событием для Иркутска и Восточной Сибири стало издание литературно-художественного ежемесячника «Красные зори», где очень активно печатался Иосиф Уткин.

В 1924 году в Иркутске появилась молодежная газета «Комсомолия». Иосиф Уткин был введен в состав редколлегии и назначен ответственным секретарем. К работе он приступил с присущей ему энергией: привлекал молодых поэтов, находил юнкоров, сколачивал актив. Газета получилась живой, разнообразной по тематике и интересной потому, что ее делал увлеченный человек.

В этом же году из Москвы пришла путевка в Коммунистический институт журналистики. И по решению Иркутского губернского комитета партии и губкома комсомола учиться туда направили Уткина.

Этот новичок, впервые попавший в столицу из далёкой Сибири, успел написать несколько стихотворений, достойных настоящего поэта, и уже имел за плечами суровую, не по возрасту, биографию.

Здесь и началась настоящая литературная биография Уткина. А сказать свое слово молодому поэту в столице было непросто. Но Уткин не затерялся и не пропал.

Из Иркутска он привез «Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох», о которой А. В. Луначарский писал в газете «Правда»: «"Повесть…" Уткина – один из шедевров нашей молодой поэзии».

Она и послужила ему путевкой в большую поэтическую жизнь.

«Повесть о рыжем Мотэле» была опубликована в четвертом номере журнала "Молодая гвардия" за 1925 год. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась в Москве и на периферии.

Композитор Михаил Гнесин создал по мотивам «Повести» вокальный цикл. Натан Альтман иллюстрировал её.

Положительно отнесся к «Повести» и Владимир Маяковский. На вечере в ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), когда Иосиф Уткин закончил чтение, Маяковский демонстративно поднялся со своего места, и, в знак полного одобрения, пожал ему руку.

В 1927 году вышла первая книга Иосифа Уткина. Он так и назвал её: «Первая книга стихов». За «Первой книгой стихов» последовали другие стихотворные сборники. В их числе автобиографическая поэма «Милое детство».

В 1928 году, по приглашению Горького, Уткин вместе с двумя другими поэтами – Жаровым и Безыменским – приехал на Капри. Наверное, он хотел понять, что собой представляет молодое поколение литераторов. В одном из своих писем Горький писал: «Сейчас у меня живут три поэта: Уткин, Жаров, Безыменский. Талантливы. Особенно первый. Этот далеко пойдет». Уткин произвел на Горького большое впечатление. «Это натура», – одобрительно отметил Горький в другом письме.

С 1925 года поэт работал заведующим литературным отделом в «Комсомольской правде». В этой самой большой молодежной газете он создает «Литературную страницу», которая стала прибежищем для молодых литературных сил. Комната, где находился литературный отдел газеты, стала своеобразным молодежным писательским клубом. Свою работу собирателя и союзника поэтических сил страны он продолжал и тогда, когда после окончания института журналистики Уткина поставили во главе отдела поэзии в Издательстве художественной литературы.

В начале Великой Отечественной войны Уткин ушел добровольцем на фронт. И почти сразу, в сентябре 1941 года, осколком мины ему оторвало четыре пальца правой руки. После этого он не только не перестает писать, но добивается возвращения в строй. За это время выходят его книги «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях». Летом 1942 года Уткин отправляется на фронт как специальный военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Известия».

В годы войны Уткин пережил как бы второе рождение. Дело было не только в количестве написанных поэтом стихов (менее чем за три с половиной военных года Уткин написал их больше, чем за всё предвоенное семилетие). Поэт дышал атмосферой военных лет, потому ему и удалось передать её: трагическую и оптимистическую, героическую и будничную, полную любви к родной земле и презрения к захватчикам её.

Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, –
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, –
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой, 
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

( «Сестра»)

«Дорогой Иосиф Павлович, – писал Уткину с фронта поэт Илья Сельвинский 9 августа 1943 года. – Вчера на передовой в одном из блиндажей я услышал гармонь и песню на Ваши слова:

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Я вошёл в этот блиндаж и долго слушал. Песня эта очень нравится бойцам, и музыку они подобрали сами… Я быстро уловил мелодию и пел вместе с ними. Потом в паузе рассказывал ребятам о Вас всё, что знал… Слушали меня с большим интересом, а в заключение снова пели Вашу песню.

Пишу Вам об этом, так как знаю по себе, как приятно поэту знать, что стихи твои не просто оттиснуты на бумаге, а пошли в жизнь!»

О том, что на фронте широко «распевались» «хорошие и глубоко лирические стихи» Уткина, писали поэту и бойцы действующей армии. Лирика Уткина и в самом деле требовала музыки. В войну было создано немало песен на его стихи: «Провожала сына мать…», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую…», «Над родиной грозные тучи…», «Я видел сам…» и другие. Почти все лирические стихи Уткина военных лет можно назвать народными песнями. Уткин и сам назвал многие свои вещи песнями:

Тяжёлое – забудется,
Хорошее – останется.
Что с родиною сбудется,
То и с народом станется,
С её лугами, нивами,
С её лесами-чащами.
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы.

(«Заздравная песня»)

Рассказывая о войне, поэт обрел ценный дар говорить о боли человеческой сдержанно, скупо, строго.

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.

Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
…Он мёртв уже. Ему не больно.
А их ещё… письмом убьют! 

(«Из письма»)

Летом 1944 года вышел последний прижизненный сборник произведений Иосифа Уткина «О родине, о дружбе, о любви». В нее вошло все лучшее, написанное поэтом. А сколько еще было в планах…

«Так хочется засесть за письменный стол – я полон замыслами, которыми меня начинила война… Примусь за поэмы, за новый круг лирических стихов: они прямо колотятся в мою грудь, просятся наружу», – мечтал поэт за несколько месяцев до окончания войны.

Он возвращался с фронта, над Москвой стоял густой туман. Садиться было нельзя, но летчик повел самолет на посадку и задел колесами верхушки деревьев, самолет упал. Поэт погиб на взлёте творческих сил, не дожив до 42 лет. Это случилось 13 ноября 1944 года.

Город Иркутск, где прошло не только его детство, но и боевая юность, помнит своего поэта. На доме, поблизости от того места, где стоял родной дом поэта, можно увидеть мемориальную доску, а рядом – улицу его имени. Имя поэта носит областная юношеская библиотека. В 1968 году была учреждена областная премия иркутского комсомола им. И. Уткина. Но главное – живет, остается современной его поэзия. В чем же её секрет? Отвечая на этот вопрос, поэт Михаил Светлов скажет: «…секрет в полной гармонии личности поэта с его творчеством. Он звал к благородству и сам был благороден, славил любовь и сам был полон любви, призывал к мужеству и сам был необыкновенно мужественен».


Уткин на сайте "Русская поэзия"