а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Вампилов
Александр
Валентинович
(1937 — 1972)

"Писать надо о том, от чего не спится по ночам”, - любил 
повторять Александр Вампилов. По ночам, как правило, не  спится от чего-то личного, важного. Вампилова  “волновали вечные, нестареющие темы..., которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг”, - писал Валентин Распутин.
Автор многих рассказов, замечательных пьес “Прошлым летом в Чулимске” , “Прощание в июне”, “Старший сын”, “Утиная охота”, “Провинциальные анекдоты” и других А. Вампилов родился в райцентре, “похожем на все райцентры России”, - в Кутулике, под Иркутском в 1937 году в учительской семье.
Все мы родом из детства, и эта истина вдвойне верна по отношению к Александру Вампилову. Его детство, судя по воспоминаниям  матери и сверстников, было обыкновенно-типичное райцентровское послевоенное: школа, походы, метания, когда сегодня увлекаешься футболом и рыбалкой, завтра школьным театром, а послезавтра музыкой и рисованием. Саша очень любил книги и много читал,  особенно сказки, которые   рассказывала  бабушка Александра Африкановна, воспитанница Иркутского епархиального училища.
Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву хранить его секрет:

Моей весны цветы давно увяли,
Я перестал о них уже жалеть,
Огнем своим они меня сжигали,
И я решил: им больше не гореть.
И я их забывал. Мои старанья
Вернули в душу тишь и благодать -
Приятно пережить любви страданье
И все ж страдания приятней забывать.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи  осталась. Он не только сохранил ее в себе, но осознал как художник.
Свою детскую привычку сидеть на крыше дома и подолгу пристально вглядываться в пространство в ожидании чуда и открытий Вампилов отдал одному-единственному, абсолютно прекрасному своему герою - “бессонному пожирателю чудес” Витьке, наполненному любопытством и удивлением прекрасным этим миром, из рассказа “Солнце в аистовом гнезде”.
“Что думает человек, который не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть”. Так и сидит он в ожидании чего-то необыкновенного.
И однажды случилось чудо. В село приехал самый настоящий театр, и “сквозь дырку в занавесе, на полу у самой сцены” увидел Витька, как солнце садится в аистово гнездо.
 Первые свои маленькие рассказы, а потом и пьесы Вампилов населил бывшими приятелями, приехавшими, как и он, в Иркутск получать высшее образование, привезшими с собой  детские и юношеские привычки и  главную особенность - тот дух свободы и упрямства, который потом и в самом Александре Вампилове преобразуется в чувство собственного достоинства, справедливости.
Еще будучи студентом историко-филологического факультета Иркутского университета, Вампилов был зачислен в штат областной газеты “Советская молодежь”. Работа в газете заставляла  вглядываться в жизнь и писать, писать, писать.
В 1960-м он окончил университет, а уже в следующем, 1961 году, вышел сборник юмористических рассказов “Стечение обстоятельств” под псевдонимом А. Санин.
В 1964 году опубликована его первая пьеса “Дом окнами в поле”.
В 1965 году Вампилов написал пьесу “Прощание в июне”. Напечатанная год спустя в журнале “Театр”, она принесла ему первый крупный успех, увидев свет рампы во многих городах страны.
В 1967 году молодым драматургом создана вторая пьеса “Старший сын”, написанная в лучших традициях Гоголя, Чехова, Горького, премьера которой состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н. Охлопкова.
“Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает”, - отмечает литературовед А. Овчаренко.
Рассказав о том, как двое молодых людей, опоздав на последнюю электричку, ищут ночлег, Вампилов вводит своих героев в дом несостоявшегося музыканта Сарафанова. “...По свойствам его души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни, -  писал литературный критик В. Лакшин. - Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним мифом, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Благодаря Бусыгину Сарафанов начинает смотреть правде в глаза, осознает, что и не осуществив заветной мечты, живет небесполезно, что игра на кларнете тоже нужна людям”. И пусть наивен и чуть смешон Сарафанов, но он вызывает симпатию тем, что “не хочет зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете”.
Оттого что А. Вампилов чуток к добру, даже стесняющемуся самого себя, он с такой горечью и страхом смотрит на разрушение человеческой души.
“Утиная охота” (1967) - самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова,  самая выстраданная в его творчестве.
В глазах главного героя пьесы Зилова - скука и безразличие ко всему: к работе, жене, друзьям, к жизни. Будто из мальчишества он сразу вступил в старость души, миновав зрелость. Это не только вина, а беда его - оттого, что он потерял смысл, оправдание жизни. Иной бы прожил, не задумываясь ни о чем, как многие другие, но Зилов так не может. И не найдя ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем. Энергия его души в результате тратится на саморазрушение.
“Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно”, - отмечает В. Лакшин.
В 1972 году Вампилов  заканчивает работу над пьесой  “Прошлым летом в Чулимске”.
“Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта, - писал В.Распутин. - Вышла на сцену Валентина (“Прошлым летом в Чулимске”), и  невольно отступило перед ней все низкое и грязное... Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед  прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования...”.
Александр Вампилов погиб на Байкале 17 августа 1972 года, за два дня до своего тридцатипятилетия. Трагически рано оборвалась его жизнь. Только 10 лет творчества было отпущено судьбой Александру Вампилову. Но за столь короткий срок драматург создал свой особый театральный мир. Пьесы, написанные им, вышли на мировую сцену. А имя Вампилова произносится в одном ряду с именами выдающихся драматургов и деятелей театра.
Приказом Министерства культуры РСФСР имя драматурга присвоено Аларской районной библиотеке. В 1987 году  на его родине в поселке Кутулик создан музей А. Вампилова. Его именем назван Иркутский театр юного зрителя. В 1996 году в Иркутске создан   Фонд А. Вампилова. 


А в 2003 году в городе Иркутске был установлен памятник.


Полнотекстовые произведения В. А. Вампилова на портале «Театральная библиотека Сергея Ефимова»

Полнотекстовые произведенияна сайте www.ipages.ru