Детское творчество

Конкурс "ТРИ СИМВОЛА НА ФОНЕ ИСТОРИИ "

1 место 

Проникнуться огромной любовью…
Эссе

Евгения Кутепова, 14 лет, Усолье-Сибирское

Историческое значение каждого русского
великого человека измеряется его заслугами
Родине, а его человеческое достоинство 
силою его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский

Как часто приходится слышать обидные слова: «До чего довели Россию!.. Как же дальше жить будем, если у современной молодёжи ничего святого нет? Не дай бог что случится, кто защищать родину будет: наркоманы, пьяницы, тунеядцы?..»
Позвольте не согласиться с таким мнением. Конечно, нашу жизнь не назовёшь лёгкой. И тем не менее я считаю, что Россия - огромная, могучая держава. Но за счет чего она является таковой? За счет того, что в ней жили и живут истинные патриоты. Вы спросите, что такое «патриотизм», что значит «быть патриотом, гражданином»? Хорошо, я отвечу на ваш вопрос. 
Быть патриотом – это не только любить Отечество, но и жить с ним одной судьбой: защищать, облагораживать, выводить на первые позиции «мировых рейтингов» самых развитых, культурных стран. «Настоящий патриотизм зиждется на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для созидания будущего. Патриотизм основывается на соблюдении и развитии лучших традиций народа, на знании истории. Ведь роль истории в развитии великого народа огромна. Она воспитывает в человеке дух осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом, не опираясь на богатое наследие своих предков», - считает известный русский писатель В. Пикуль. 
История зарождает в человеке любовь к родине, чувство гордости за ее героев. Патриот, хорошо знающий историю своей страны, никогда не позволит подрывать нравственные устои общества, осквернять отечественные святыни, смеяться над историей страны.
Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов считал, что могущество государства определяется уровнем культуры. В цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном» он подводит итог своему поэтическому творчеству и завещает русским поэтам служить Отечеству: 

Изобрази Россию мне, 
Изобрази ей возраст зрелой 
И вид в довольствии веселой, 
Отрады ясность по челу 
И вознесенную главу.

Екатерина Великая, будучи немкой, называла Россию Вселенной и прямо заявляла, что если она и «великая», то только благодаря русскому народу. 
А как богата наша история примерами героизма - поистине бесценными для патриотического воспитания молодежи. Ведь сколько в истории отечества было критических моментов, и ничего – выдержали, победили. Алексей Толстой, автор известного рассказа «Русский характер», очень точно подметил, что даже если «от нас останется один уезд, то и оттуда пойдет Русская земля». Русский героизм, русская сила много раз восхищали и поражали мир. 
Великих патриотов XIX – начала XX века воспитывали на русских народных песнях, рассказах о героизме их предков, показывали ордена и медали – так складывались характеры патриотов.
В годы Великой Отечественной войны поэты, писатели, художники, артисты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический дух на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война» (позже положенное на музыку) не только в те страшные дни вдохнуло веру в людей, но и сейчас заставляет трепетать сердца (это я не раз испытала на себе, когда наша вокальная группа выступала на концерте перед ветеранами Великой Отечественной войны). Книги о подвигах советских людей во время той войны являются лучшими «учебниками» по патриотизму. Также из книг я узнала, что защитники Брестской крепости до последнего дыхания защищали её, а после её захвата фашисты не нашли ни одного знамени. Врагу не достался ни один стяг! Я считаю, что этот пример лучше каких-либо лекций объясняет особое отношение к государственным символам: флагу, гимну, гербу.
Патриотизм можно и нужно воспитывать в человеке еще с малых лет. Вместе с детьми надо читать книги по истории страны, края, области; книги о великих людях, внесших большой вклад в историю развития своей страны, например об Александре Невском, Дмитрии Донском, Петре I, А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, П.И. Чайковском, Ю. А. Гагарине, о современных учёных, писателях, деятелях культуры. 
Литература, по мнению многих, занимает одну из ведущих позиций в воспитании ребенка, поэтому очень важно контролировать детскую библиотеку, прививать любовь к родному языку, а через него – к родине. Из наших современников непререкаемым нравственным авторитетом страны является Д.С. Лихачёв. Его «Письма о добром и прекрасном» можно сравнить по силе воздействия с «Золотым словом Святослава» из «Слова о полку Игореве». Сила духа, образованность, эрудиция, патриотизм Д.С. Лихачёва могут служить примером для нынешней молодёжи. 
Д.С. Лихачев (1906–1999) – русский ученый, культуролог, общественный деятель, хранитель русской культуры. Воспитание в семье Лихачевых происходило в стихии классической литературы, искусства, балета и театра, в традициях православия. Дмитрий Сергеевич всю жизнь был верующим человеком. В 1915 году неудачи русской армии на фронтах Первой мировой войны особенно ранили его мальчишеское сердце, призывали пойти на помощь. Его любовь к родине меньше всего походила на гордость родиной, ее победами и завоеваниями. Нашему поколению это трудно понять. Он не пел патриотических песен – он плакал и молился. Он говорил, что воспитан на любви-жалости к родине. С этим чувством жалости он стал заниматься в университете с 1923 года древнерусской литературой и искусством. Изучение древнерусской литературы стало делом его жизни. Благодаря Лихачеву, литература древней Руси всплыла из тьмы веков во всей своей красе. Он хлопотал о появлении новых библиотек, о сохранении памятников культуры. 
Благодаря «Письмам о добром и прекрасном» я многое поняла. Особенно мне запали в душу следующие высказывания Д.С. Лихачёва: «Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов». 
Я считаю, чтобы быть патриотом, нужно не только любить и уважать родину, но и вносить вклад, пусть и небольшой, в ее развитие - культурное, социальное, экономическое и т.д. Ведь каждая, даже самая маленькая крупица, вложенная в доброе дело, создает своеобразное биополе страны. Если люди любят, уважают, оберегают, облагораживают свое отечество изнутри, то и внешний облик родины будет говорить, что она любима, что она непобедима, так как в ней живут патриоты. 
В нашем лицее не только рассуждают о патриотизме, но и создают условия для того, чтобы учащиеся могли сделать что-то полезное для своего города и людей, живущих в нём. Например, 3 декабря 2007 года я вместе с творческой группой лицеистов выступала с концертом в усольском доме-интернате для инвалидов и престарелых. Старики были очень рады нашему визиту. Они по-детски восхищались чтением стихов, танцами, акробатическими номерами. Для себя я решила, что обязательно организую своих одноклассников, и мы снова приедем сюда с концертом. Эти люди заслужили уважение своей жизнью, своим трудом.
Искусство помогает воспитывать патриотизм. Но никакое произведение не будет иметь патриотического воздействия, если сам писатель, композитор, режиссер не является искренним патриотом. И как бы ни профессионально было сделано произведение, фальшь все равно даст о себе знать. Мы тоже помним об этом, выходя на сцену. Мы хотим, чтобы нам верили.
Именно творчество помогло мне проникнуться огромной любовью к своему лицею, к своей родине. Каждый раз, исполняя гимн Российской Федерации или гимн лицея, я испытываю гордость оттого, что я живу в России и учусь в одном из 30 лучших учебных заведений не только нашего города, но и России.