Детское творчество

Конкурс "КАК ПОБЕЖДАЛИ НАШИ ДЕДЫ"

Благодарность и поощрительный приз

Село Мальта в годы Великой Отечественной войны

Анастасия Гретченко, Усолье-Сибирское

Мое село широко раскинулось по берегам реки Белой в семи километрах от Усолья-Сибирского. По правому берегу через Мальту проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а по левому – Московский автомобильный тракт, построенный каторжниками и ссыльными еще в Х VIII веке. До 1962 года тракт проходил через село, в центре которого была паромная переправа. Затем был построен мост через реку Белую, и с тех пор тракт проходит в нескольких сотнях метров восточнее Мальты.

Географическое положение села и его живописные окрестности оценили по достоинству еще в двадцатых годах прошлого столетия. По просьбе черемховских шахтеров в Мальте был открыт дом отдыха, корпуса которого строили из сосны, которую пилили здесь же, расчищая под строительство сосновый бор. Возводили здравницу военнослужащие срочной службы из воинской части, которая располагалась на правом берегу в южной оконечности села. В конце тридцатых годов в доме отдыха размещалось одновременно до тысячи человек. Примерно третью часть отдыхающих составляли военные, красные командиры из Усолья и Иркутска.

До 1929 года в Мальте была одна школа, в которой работало два учителя. Она располагалась на левом берегу. Дети правобережной Мальты добирались до школы на пароме, а зимой – по льду. С началом строительства дома отдыха на правом берегу было построено небольшое здание начальной школы, которая в 1942 году стала семилетней.

За полтора десятилетия до начала войны село обрело облик населенного пункта, который сохранился до 60-х годов. Как и повсюду в России, в селе образовался колхоз, и жизнь вошла в определенное русло.

Все изменилось резко и неожиданно с началом войны летом 1941 года. Военнообязанные мужчины ушли на фронт в первые дни войны, едва успев попрощаться с родными. Всю тяжелую мужскую работу в колхозе взяли на себя женщины и дети, которые после уроков в школе выходили на прополку овощей и картофеля, а в уборочную страду в сентябре-октябре и вовсе не ходили в школу.

Уже осенью 1941 года дом отдыха, прекративший свою работу еще в июне, был превращен в военный госпиталь. В Мальту по железной дороге поступали раненые из прифронтовых госпиталей и медсанбатов. Здесь проходило долечивание, но были и тяжелораненые, которые не могли передвигаться самостоятельно. От станции их несли на носилках до корпусов дома отдыха, комнаты которых были превращены в больничные палаты.

Скромная маленькая женщина Анна Горбовская много и тяжело трудилась в своей жизни. Всего один класс начальной школы окончила Анна Трофимовна, едва научившись читать и расписываться. Она родилась в Мальте, где и прожила всю жизнь. Работала прачкой в доме отдыха. До войны вышла замуж, мечтала иметь большую семью, но в 1941 году муж ушел на фронт, а она пошла работать в военный госпиталь санитаркой. Носила тяжелые носилки с ранеными изо дня в день, и это подорвало ее здоровье. Женщина серьезно заболела, а когда поправилась, госпиталь перевели из Мальты в Сосновку. Вскоре последовал еще один удар: она получила известие о гибели мужа и снова надолго слегла. Всю дальнейшую жизнь до глубокой старости Анна Трофимовна прожила одна.

Трудная жизнь была и у солдатской вдовы Матрены Нагих. Она вышла замуж за военного, находившегося на учениях в части, где проходили переподготовку бойцы и командиры Красной Армии. Возложив на себя нелегкий крест жены кадрового военнослужащего, ездила с ним по городам и весям вместе с детьми, родившимися в 1936 и 1939 годах. Война застала семью Нагих в Москве. Муж, Иван Ильич, ушел на фронт 22 июня 1941 года в 8 часов утра. Матрена Трофимовна работала на авиазаводе и не смогла проводить супруга. С тех пор они больше не виделись. Иван Нагих погиб смертью храбрых в марте 1943 года в боях за родину. Это все, что знают о нем родные. В самом начале войны Матрена Трофимовна переехала с детьми в Мальту, где жили брат и сестра. Работала в столовой, на известковом карьере, на железной дороге меняла шпалы, убирала снег с путей. Вырастила двоих детей, ушла на пенсию.

Все женщины, сотрудницы дома отдыха, стали санитарками, сиделками, медсестрами.

Госпиталь в Мальте располагался до 1943 года и был переведен в Сосновку. Ну а женщинам нашлась работа в колхозе. Они косили сено и заготавливали корма для скота. Колхоз выращивал свиней, мясо которых до последнего килограмма отправлялось на фронт. Когда прекращались работы на полях, женщины вязали рукавицы, вручную шили одежду для фронтовиков. Большинство семей жили впроголодь. Хлеб выдавался по карточкам, причем взрослым полагалось 500 граммов хлеба, а иждивенцам, в том числе детям, – 200 граммов. Хлеб можно было купить в Усолье на рынке, буханка стоила 400 рублей. Денег таких, разумеется, ни у кого не было. Санитарка в госпитале получала в месяц 500 рублей, а в колхозе денег и вовсе не платили.

Уже в первые месяцы войны в село стали приходить похоронки. С их получением женщины становились вдовами, а дети – сиротами. На обелиске, построенном в Мальте и открытом к 25-летию Победы над фашистами, 69 фамилий жителей села, ушедших на фронт и сложивших свои головы в разных местах нашей необъятной Родины и за ее пределами. Количество вернувшихся с победой значительно меньше. Сегодня бывших фронтовиков в селе всего шесть. Назову всех поименно. Это Владимир Петрович Вокин, Петр Тимофеевич Маркин, Александр Александрович Метелкин, Сергей Александрович Никитин, Илья Григорьевич Фетцов, Николай Яковлевич Якунин.

Скорбный список из 69 фамилий нельзя считать окончательным. На кого-то из погибших на той войне по разным причинам не пришли похоронки, на кого-то затерялись документы.

Выяснилось, что в списке не значатся шесть братьев Терентьевых. Краеведы школы нашли их сестру, Валентину Степановну Быстрицкую. Она вспоминала:

В нашей семье было шестеро братьев. Все они до войны жили и работали в Мальте, все ушли на фронт, и все погибли. Старший, Иван Степанович, 1900 года рождения, погиб под Москвой в жестоком бою в 1942-м. В том же году под Москвой погиб Алексей Степанович, 1903 года рождения. Александр Степанович (1910 года рождения) сложил свою голову на Кубани в 1943-м. Павел Степанович, родившийся в 1913 году, погиб под Москвой в 1942-м. Петр Степанович родился в 1916 году, разведчик, погиб под Москвой при выполнении боевого задания. Михаил Степанович, 1926 года рождения, погиб в 1945-м в Латвии. Думали с мамой, что погибли старшие, будем ждать младших. Но и их не пощадил фашист проклятый.

Совсем недавно, в декабре 2008 года, родственники получили письмо из архива Министерства обороны, подтверждающее смерть в госпитале бывшего железнодорожника станции Мальта Петра Ларионова.

Трудно жило село все военные годы. На женские и детские плечи легли заботы о добывании дров, чтобы обогреться. Когда ушел на фронт директор школы Михаил Дмитриевич Малясов, директором стала его жена, Анна Ивановна Малясова. Сохранились воспоминания о том, как она вместе с учащимися школы заготавливала дрова. Заметив плывущее по реке бревно, Анна Ивановна смело бросалась в воду и, ухватившись за бревно, тащила его к берегу. Добычу выкатывали на сухое место, а затем ребята распиливали ее на чурки. Полученные дрова свозили на телеге на школьный двор, где их кололи и сушили. Дров на зиму требовалось много, заготавливали их до самых холодов.

Дети военных лет быстро взрослели. Они были ответственными и серьезными. Многие из них мечтали попасть на фронт и лично участвовать в сражениях. Когда началась война, житель Мальты Александр Хаустов учился в Иркутске в ветеринарном техникуме, ему было 15 лет. Рвался на фронт, но призыву не подлежал по возрасту. Только через два года, окончив техникум, был призван в армию. На фронт попал в 1944 году в танковые войска. Впрочем, это не единственный пример.

Когда началась война, многие железнодорожники станции Мальта были призваны в армию. Не подлежали призыву только квалифицированные специалисты. Таким считался и начальник станции Семен Иванович Черных. В этой должности он проработал более 20 лет. Самыми трудными были годы войны. Он отвечал за прохождение воинских эшелонов и грузов для фронта. В Мальту прибывали поезда с ранеными солдатами для лечения в госпитале. Кроме этого, в нашем селе призванные на военную службу проходили обучение и стажировку перед отправкой на фронт.

Начальник станции работал круглые сутки, почти без отдыха и даже спал в своем служебном кабинете. В таком темпе трудились все железнодорожники днем и ночью. Большей частью это были женщины. Они работали стрелочницами, меняли шпалы и убирали снег с путей. Заправляя водой паровозы на сорокаградусном морозе, рисковали при любом неосторожном движении окатить себя с ног до головы.

Станция Мальта, как и все другие, не была электрифицирована. Все сигнальные фонари заправлялись керосином, в любую погоду их надо было зажигать в сумерки и гасить с наступлением дня. Также в любую погоду, отвечая головой за каждый стык на рельсах, ходили вдоль путей в сторону станций Белая и Усолья-Сибирского путеобходчики.

Война оставила глубокий след в судьбе нашей страны, нашего народа. Мое село расположено далеко от тех мест, где шли бои. Но эхо сражений несколько раз потрясало окрестности Мальты. В 1954 году два школьника нашли в лесу взрывное устройство, оставленное военными во время учебных стрельб в годы войны. Ребята хотели разобрать его и посмотреть, как оно устроено. Раздался взрыв, и оба школьника погибли. Еще более страшная трагедия произошла через 13 лет в классе на перемене. Ученики нашли снаряд, который разорвался в руках одного из мальчиков. Погибли почти все дети, находившиеся в классе.

Каждый год мы отмечаем День Победы 9 Мая как самый большой всенародный праздник. Прошло 65 лет с тех пор, как наши прадеды с оружием в руках защитили страну и весь мир от фашизма. Состарились участники той войны и те, кто в глубоком тылу, недосыпая и недоедая, обеспечивали эту победу. Мы благодарны им и искренне надеемся, что годы войны, пережитые нашим народом, больше никогда не повторятся.