Детское творчество

Конкурс "КАК ПОБЕЖДАЛИ НАШИ ДЕДЫ"

Специальный диплом

Об Иркутской чаеразвесочной фабрике

Анастасия Наумова, Иркутск

– Охо-хо. Война, ребятки.
– А ты думал! Вот чудак!
– Лучше нет – чайку в достатке,
Хмель – он греет, да не так.

(А.Твардовский. Василий Тёркин)

Чай не просто напиток, любимый многими, но и поистине стратегический продукт. На войне, как сказал Александр Твардовский, «лучше нет – чайку в достатке». Основную роль в снабжении фронта и тыла чаем сыграла наша Иркутская чаеразвесочная фабрика. Я хочу рассказать об этой тяжёлой, но бесценной работе знаменитого предприятия. И о сложнейшем труде его бессменного директора – Георгия Олимпиевича Девятко, моего прадедушки.

Начало

Иркутская чаеразвесочная фабрика входила в число сотен строящихся предпри-ятий первой пятилетки в СССР. Называлась фабрика тогда чаепрессовочной. В первой половине 30-х годов с ее конвейеров сошли первые плитки чая.
Становление фабрики было очень трудным: не хватало подготовленных специалистов, механизмов, из восемнадцати поставленных прессов простаивало порой до двенадцати. Но коллектив фабрики упорно работал над освоением новой техники, ор-ганизацией производства, повышением профессионального мастерства рабочих.
В эти трудные годы и появился на фабрике новый директор, который в свои 28 лет принял руководство производством с коллективом более тысячи человек. Это был мой прадедушка Георгий Олимпиевич Девятко.
Начинал он на металлургическом заводе в Таганроге, осваивал слесарное дело. По-том был назначен начальником мастерской. Окончил механический техникум, поступил в авиационный институт. Но проучился только три курса. Все планы поломала страшная дистрофия, последствия голодных лет. Пришлось вернуться на родной завод. Теперь он отвечал за изготовление оборудования для чаепрессовочных фабрик. Появлялся на работе раньше всех, сам разъезжал по квартирам не вышедших на работу, раздавал чудом добы-тые дополнительные пайки хлеба.
Уже в молодые годы для Георгия Олимпиевича характерны были чувство долга, невероятная энергия и большая ответственность. Он и людям не давал расслабиться, опустить руки. Техническая сметка и преданность делу позволяли ему задуматься об усо-вершенствовании производства. Где, на каком участке можно добиться повышения производительности труда? Как сделать оборудование более совершенным? Задумал Георгий Олимпиевич усовершенствовать прессы. И у него получилось! Его машины ста-ли вместо шести плиток чая давать в минуту пятнадцать! За это он получил премию и передал ее на строительство чудо-самолета «Максим Горький». В 1937 году вступил в коммунистическую партию.
Георгию Олимпиевичу исполнилось всего 25 лет, когда народный комиссар пище-вой промышленности (то есть министр отрасли) предложил ему возглавить строящуюся чаепрессовочную фабрику в Сочи. От такого доверия легко и голову потерять! Но Девят-ко объяснил наркому, что он не строитель и не справится со строящимся объектом. Позд-нее ему предложили возглавить Таганрогскую фабрику, опять отказался: ему бы не стро-ить, а налаживать производство, чтобы все сделать своими руками.

Накануне войны

Так и оказался Георгий Олимпиевич в Иркутске, который на протяжении не од-ного века был крупнейшей перевалочной базой чайных караванов, а своей фабрики по переработке чая не получил вплоть до тридцатых годов, когда фабрика, наконец, была построена. Хотя ее корпуса были новенькие, с иголочки и еще блестели свежей краской, внутри фабрики машинного оборудования, к сожалению, практически не было. Фабрика была ручного труда, мощность ее определялась количеством прилавков на конвейере, за которым женские руки взвешивали, фасовали и паковали чай, складывая пачки.
За несколько лет Девятко сумел так отладить производство, что Иркутская чаераз-весочная фабрика стала работать за две. Этот опыт очень важен был в преддверии войны, когда наша чаепрессовка оставалась единственной действующей фабрикой на всю огром-ную страну.

Всё для фронта, всё для Победы!

…Шел седьмой месяц войны. Георгий Олимпиевич не раз просился на фронт, сты-дясь, что он, здоровый, сильный мужчина находится в тылу, а не на передовой. Уверял начальство, что на фабрике справятся и без него, ведь там есть главный инженер. Но раз за разом ему отказывали, и на это было много причин, но главная заключалась в том, что в свои неполные тридцать лет в отрасли он считался признанным специалистом. Молодой директор знал свое дело до тонкостей, был смекалист как мастер, предприимчив как руководитель.
Было ясно, что о размеренных, упорядоченных, мирных условиях работы придётся забыть. Решения нужно принимать быстрые, ответственные и – порой – парадоксальные. И Девятко в тяжёлых условиях не терял времени, не выжидал.
…На фабрике не осталось транспорта, не было даже захудалой лошади: всё было направлено в армию. А с железнодорожной станции надо было сырье доставлять. Фаб-рика находилась километрах в двух от станции, если считать напрямую, по Ангаре. А зимой Ангара замерзала… И Девятко нашёл выход! На фабрике изготовили сотни три обыкновенных детских саночек, и на другой день к вокзалу по льду Ангары отправился целый санный поезд… Тянули санки работницы, ведь почти все мужчины ушли на фронт. Загружали по два куля на санки – и обратно. Мороз в 45 градусов не был помехой. Два рейса – и эшелон на фронт снаряжён!
Очень тяжелое положение сложилось с техническими маслами, тарой, гвоздями… Тогда директор специальным приказом организовал бригаду по использованию старых ящиков. Вытаскивали старые гвозди ребята-подмастерья. Проблема была решена.
Одними из первых в области в годы войны на чаепрессовочной фабрике завели подсобное хозяйство. Рабочие фабрики стали получать дополнительное питание. Начали с картофеля, редиски, репы и лука – неприхотливых и привычных сибирских овощей, а потом задумались и о животноводстве: приобрели коров и свиней. Львиную долю про-дуктов отправляли на фронт. В 1942 году собрали 139 центнеров картофеля, из них 100 отгрузили на фронт. 29 апреля 1942 года Народный комиссариат пищевой промышленности СССР утвердил отчет фабрики, и в приказе было написано: «Особо отметить заслуги директора фабрики Девятко в организации подсобного хозяйства».
Больше всего в годы войны боялись простоев, а их бывало немало, ведь сырья не хватало. Но никак нельзя простаивать цехам! И тогда в те дни, когда не было чая-сырья, стали прессовать горох. За короткий срок фабрика изготовила более 2 тысяч тонн брике-тов горохового супа-концентрата. По технологии чаепрессовочной фабрики это было почти невозможно!
Мало кто знает, что на фабрике выпускали еще и махорку! (В поэме «Василий Тёр-кин», которую я с удовольствием читала и уже цитировала выше, много добрых слов на-писано об этом незамысловатом солдатам куреве.)
Чем же ещё помочь фронту? И на фабрике, как и по многим предприятиям, стали объявлять сбор денег и тёплых вещей. Кто сколько мог – по 5, 10 рублей вносили работ-ники фабрики личные сбережения; напротив суммы в 20 рублей стоит фамилия Девятко.
Сотрудничала фабрика и с научными силами города. В 1942 году студенты ка-федры статистики финансово-экономического института (ныне БГУЭП) при участии ра-ботников Госбанка и областного финансового отдела проанализировали хозяйственно-финансовую деятельность 19 промышленных предприятий Иркутска и Иркутской облас-ти. Практические предложения по увеличению экономии были изложены в докладной записке на имя секретаря Иркутского горкома ВКП(б). Производство Иркутской чаепрессовочной фабрики было практически безотходным: из чайной пыли стали вырабатывать кофе и кофеин.
Рабочий день длился по 16 часов с одним выходным в месяц, с тяжелым сном пря-мо в цехах. И работали в этих условиях так, что каждый третий был стахановцем, каждый второй – ударником труда.

После войны

Многие работники фабрики были награждены медалями, а все вместе, всё предпри-ятие – переходящим Красным знаменем. Георгий Олимпиевич был награжден орденом «Знак Почета», орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Не раз Девятко выдвигали на повышение. Как-то он даже один день просидел в кресле одного из руководителей организуемых в 60-е годы совнархозов. На другой день его опять увидели в его кабинете на фабрике. Не отпускало родное предприятие…
Многие вспоминают его добрым словом. Он строил жилье для рабочих и инжене-ров, детские сады для ребятишек, новые цеха для фабрики. Украшением улицы Сурикова является основательный красивый дом, где и поныне живут потомки работников фаб-рики.
Особый предмет его гордости – французские станки для упаковки чая. А какой ку-паж чая создавался в лаборатории фабрики! Чего стоит, например, знаменитый чай № 36 (это смесь грузинского и индийского сортов), такой можно было купить только в Иркут-ске. Многие десятилетия фабрика снабжала своей продукцией весь регион, делом под-тверждая девиз: «Лучший товар по низкой цене в любое время, в любом месте».

Вместо заключения

Конечно, меня, внучку Георгия Олимпиевича, интересует – почему у него все по-лучалось? В чем секрет его успеха?
Я думаю, в совпадении таланта и призвания, полной отдаче сил и, конечно, в том, что каждым своим шагом – приказом ли, советом, личным примером – способствовал Ге-оргий Олимпиевич созданию коллектива, который получается, когда рабочий человек вслед за своим именем с гордостью называет предприятие, на котором он работает.
Много еще можно было рассказать и о фабрике, и об ее директоре, который более сорока лет бессменно оставался на своем посту. Многое…
Да не уберег город фабрику. После ухода Георгия Олимпиевича на пенсию в 1985 году сменилось несколько директоров, они уже думали не о расширении фабрики, а о том, как бы выжить в годы перестройки. Продали за долги автопарк, импортное оборудование, а после смерти Девятко, в 1999 году, была распродана по частям и сама фабрика. Сейчас от некогда гремевших на всю страну цехов остались одни руины. Не стало фабрики, не стало и ее символа-сквера перед управлением с огромным, в человеческий рост красочно расписанным чайником с чашкой, блюдцем и пачкой грузинского чая.
Не стало фабрики, но осталась память. Память о великом труде во благо Родины.

Источники

1. Воспоминания Г. О. Девятко.
2. Дулов А.В. "Чаеразвесочная фабрика". – http://www.magnit-baikal.ru/publ/5-1-0-30
3. Мамонтова Ю. Всё для Победы // Областная газета. – 2007. – 31 авг.
4. Миненкова Е. "Пропавшая коллекция". - http://as.baikal.tv/news/new.html?newsid=2006082212
5. Григорий Красовский "Музейное ворье" http://www.srn.su/vdoc.asp/2009/09/21/10/
6. "ДОКУМЕНТЫ РАССКАЗЫВАЮТ... Иркутский финансово-экономический институт в годы Великой Отечественной войны" www.isea.ru/about/1history/vov.asp