Детское творчество

Конкурс "КАК ПОБЕЖДАЛИ НАШИ ДЕДЫ"

Специальный диплом

«Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Андрей Лучников, п. Железнодорожный, Усть-Илимский район

Мой прадед, Леонид Михайлович Оборин, родился в п. Бисер Пермской области. В 1976 году он приехал к своему сыну в Усть-Илимск. Здесь работал до 1983 года. Его документы, ордена хранятся у моего деда, Владимира Леонидовича Оборина. Дед часто вспоминал своего отца, как он воевал. А моя бабушка, учитель начальных классов, приглашала моего прадеда в школу поделиться своими воспоминаниями о войне.
Он ушел в РККА 19 сентября 1941 года. Взяв военный билет Леонида Михайловича Оборина, можно проследить весь его фронтовой путь.
Звание младшего лейтенанта он получил на 3-месячных курсах при 19-м запасном автополку Уральского военного округа в январе 1942 года. В апреле того же года он стал командиром автовзвода. А в мае 1942 года был направлен командиром взвода танка в 191-ю танковую бригаду Сталинградского фронта под командованием генерала А. И. Еременко.
В июле 1942 года, будучи командиром взвода танкового батальона, он принял боевое крещение на Северо-Кавказском фронте в составе 563-го танкового батальона 637-й армии под командованием маршала С. М. Буденного.
Из воспоминаний прадеда: «Ни шагу назад! Наши воины выполняли этот приказ, отражая в день по десятку яростных атак противника, сражаясь до последнего дыхания, но не оставляя занимаемого рубежа, окопа. За всю войну, ни до этого, ни после, я не видел и не знал таких массированных и непрерывных ударов авиации противника, такого напряжения боя на земле. Гром стрельбы, вой мин, снарядов и бомб, свист пуль и рев двигателей сделались настолько обычными под Сталинградом и в самом городе, что, казалось, иначе и быть не может. Этот адский гром постоянно давил на уши и пригибал тебя к земле. Но ночью, однако, все стихало. Передохнуть требовалось и нам, и противнику, подготовиться под покровом темноты к новым, еще более жестоким баталиям. Ночью на нашей и на вражеской стороне кормили личный состав, подвозили боеприпасы, оказывали помощь раненым, по возможности эвакуировали поврежденную технику. Гитлеровцы были совсем рядом, ведь ничейная полоса ничтожно узка. Слышались стоны раненых там и тут. Позвякивали лопаты похоронных команд у них и у нас».
Очень часто в своих воспоминаниях о военном времени Леонид Михайлович подробно останавливался именно на тех эпизодах, которые касались самых тяжелых минут. Танкистам приходилось безвылазно по нескольку дней находиться в боевой машине. От жары и пота застилало глаза, гимнастерка въедалась в мокрое, соленое тело.
О 563-м отдельном танковом батальоне удалось найти лишь отрывочные данные. Часть была сформирована в начале лета 1942 года в Сумгаитском танковом лагере. 31 августа батальон вошел в боевой состав Закавказского фронта и принимал участие в боевых действиях в районе Моздока и Нальчика в составе 37-й армии. Точной информации о типе машин, находившихся на вооружении в тот период нет, но с большой долей уверенности можно сказать, что изначально это были британские танки «Валентайн» и американские МЗ «Генерал Стюарт». В первых числах декабря батальон был снят с фронта и переброшен в район Туапсе, где ему предстояло доукомплектоваться и готовиться к операции. Там же он был полностью перевооружен на МЗ.
Особое внимание уделялось Эльбрусу. Гитлер лично распорядился, чтобы на его вершине был поднят нацистский флаг.
Танковые и механизированные войска должны были наступать на юго-восток и быстро захватить Грозный, перерезать Военно-Осетинскую и Военно-Грузинскую дороги и в завершение ударом вдоль Каспийского моря овладеть Баку.
Ставка Верховного Главнокомандования, включив войска Южного фронта в Северо-Кавказский фронт под командованием маршала Буденного, приказала командованию фронта организовать в тылу глубоко эшелонированную оборону по левому берегу реки Кубань и краснодарскому обводу. «Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, Волге и хотят любой ценной захватить Кубань, Северный Кавказ с нефтяными и другими богатствами... Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину...» –вспоминают солдаты.
Боевые действия Северо-Кавказского фронта в конце июля и начале августа протекали в чрезвычайно сложной обстановке. Леонид Михайлович рассказывал, как они проходили по Военно-Грузинской дороге. Уже после войны он отдыхал в Нальчике и побывал на могилах однополчан, которые здесь погибли.
Советские войска отразили все атаки противника, нанесли контрудар и разгромили вклинившуюся на юг группировку врага. И здесь фашисты были вынуждены отказаться от дальнейшего наступления и перейти к обороне. К концу сентября – началу октября на Северном Кавказе фронт повсеместно стабилизировался.
За участие в боях на Кавказе прадед получил боевую награду «За оборону Кавказа». Этой медалью награждено около 870 тысяч человек. В сражении за Кавказ Леонид Михайлович был ранен в правую голень. Десять месяцев пролежал в госпитале в Баку. Еще год проходил восстановительное лечение в Краснодаре. Там какое-то время работал техником-механизатором.
После ранения и лечения прадед был зачислен в 201-ю танковую бригаду в Новофоминске с ноября 1944 года по январь 1945 года. Затем в составе 151-го отдельного танкового полка воевал до конца войны на 2-м Украинском фронте.
В составе 2-го Украинского фронта 40 стрелковых, 3 танковых, 2 механизированных дивизий, 3 кавалерийских корпуса и 1 танковая бригада под командованием маршала Советского Союза Родиона Малиновского. Войска этого фронта прошли славный победный путь от Белгорода до Будапешта. Они принимали участие в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии.
По воспоминаниям отца мой дедушка рассказывал, как наступали советские танки. Весенняя распутица, непрерывные дожди, разлившиеся реки, множество озер затрудняли продвижение войск. Но, несмотря на это, они продолжали делать свое дело – громить остатки гитлеровских армий. Там, где были хорошие дороги, продвижение наших танковых корпусов на Восток было таким стремительным и неожиданным, что фашисты не успевали предупреждать жителей городов о приближении советских войск. Танкисты не раз наблюдали такую картину: на улицах города толпится народ, движутся трамваи и автобусы, полицейские спокойно регулируют движение, открыты магазины и кинотеатры. Жители удивленно смотрят на наши боевые машины, не веря тому, что в их город с запада вступают советские танки...

Когда он подвиг совершает,
То не заботится ничуть,
Узнает кто иль не узнает
О нем самом когда-нибудь –

так писал поэт Феликс Чуев о советском солдате.

Перебирая медали прадеда «За участие в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией», «За победу на Кавказе», орден Отечественной войны, я многое узнал о его боевом пути, и, даже несмотря на то что я его никогда не видел, память о прадеде навсегда останется в моем сердце.