Детское творчество

Конкурс "Любимый Иркутск - середина Земли"

Алина Альтудова, Мария Киреева, Иркутск

Иосиф Александрович Дриц

Главное дело жизни

Иосиф Александрович Дриц. Он был директором нашей 11-й школы на протяжении  33 лет.

Всю свою жизнь Дриц посвятил школе. Он родился в 1915 году в большой семье, где было шестеро детей. После семилетней школы был направлен в педагогический техникум, а потом - учителем в Читинскую область. Из-за болезни сердца ему разрешают вернуться в Иркутск, где молодой энергичный учитель работает сначала в гороно, а потом завучем в 26-й школе. Одновременно он оканчивает педагогический институт.

В 1943 году его перевели на новую должность. Он возглавил мужскую среднюю школу № 11. И. А. Дриц всегда был активной и инициативной личностью, а став директором, он смог воплотить в жизнь свои задумки.

С его приходом многое изменилось в школе, которая на десять лет стала единственной средней мужской школой в Иркутске. Первый  доклад на первом педагогическом совете 30 августа 1943 года был посвящен дисциплине. А 1 сентября на первой линейке, открывавшей новый учебный год, новый директор обратился к ученикам с пламенной речью, в которой сказал, что учеба – такая же помощь фронту, как работа на заводе, что из плохого ученика хороший боец не получится. Чтобы помочь быстрее разбить фашистов, надо хорошо учиться и быть дисциплинированным.

Спустя несколько лет работы благодаря его стараниям 11-я школа стала одной из самых лучших школ города. В книге «Записки изгоя» журналист Лев Сидоровский вспоминает: «В конце 1945 года мне выпало поменять учебное заведение. Мужская школа № 11, носящая имя В. В. Маяковского, которую возглавлял знаменитый директор – Иосиф Александрович Дриц, считалась в городе самой лучшей. Однако первые уроки выявили полную мою безграмотность. И неудивительно, ведь ни математикой, ни историей, ни географией мы в 30-й не занимались. А в 11-й с третьего класса изучали английский язык. В общем, сразу оказался я почти круглым двоечником. И услышал от самого директора жесткое условие: или к 1 марта всё исправляю – или до свидания!.. К 1 марта из двоечника стал отличником и впредь всегда был среди первых». Через несколько страниц опять восклицание: «Особый поклон нашему директору!»

Известному журналисту, тогда третьекласснику, запомнился английский язык. А самым первым новшеством 11-й школы был приём в первые классы… семилеток, а не детей восьми лет, как тогда полагалось. Потом было еще немало экспериментов. Что-то прижилось в школе, что-то отпало.

Дриц был новатором и старался поддерживать новые идеи, которые предлагалось реализовывать в школах. Однако он отнюдь не слепо следовал за нововведениями, а поддерживал лишь то, что считал интересным и необходимым. Так, в  школе в числе первых была введена система кабинетного образования, технические средства обучения: кинопроекторы, магнитофоны, простейшие вычислительные устройства. Но самым важным было, конечно, появление профильных классов.

С 1962 года и по сей день в нашей школе углублённо изучают математику и другие предметы. А начиналось это тогда, когда правительство делало упор на обучение рабочим профессиям. Инициатива Дрица была встречена без восторга. Но время показало, что он был прав. Примеру одиннадцатой последовала 19-я школа в Академгородке, а позднее – многочисленные лицеи и гимназии.

Конечно, Иосиф Александрович делал все это не один: ему помогал замечательный коллектив талантливых учителей, но благодаря тому уважению и доверию, которые он внушал всем окружающим, не прилагая никаких усилий, его слушали и поддерживали.

Работать в большом сложном коллективе среди женщин было не просто. Иосиф Александрович был чуток и тактичен. Он никогда не выносил на всеобщее обозрение те замечания, которые делал своим подопечным. Все эти разговоры проходили в его кабинете за плотно закрытой дверью. То, что там происходило, за этой дверью, знают лишь те, кому приходилось выслушивать выговоры от Дрица. И, по их словам, он высказывал все очень жестко, но при этом точно и справедливо. За это его нельзя было не уважать.

Однако, если у кого-то из его друзей, знакомых, коллег или учеников вдруг случалось что-то серьезное, они знали, что можно прийти к нему, и он выслушает, а если сможет, то даст дельный совет. Дриц был одним из тех людей, которые переживают и заботятся о других куда как больше, чем о себе самом.

Директор сидел в своем кабинете каждый день, выходных для него не существовало. Он приходил раньше всех, а уходил позднее остальных учителей. Он всегда искал, что можно изменить, что улучшить, чего не хватает. Именно он стал основоположником многих традиций, некоторые из которых сохранились в стенах 11-й школы до сих пор. Например, праздник  «За честь родной Школы». Этот праздник был организован Иосифом Александровичем в первый школьный юбилей в1955 году и отмечается по сей день.

Он буквально заражал  всех учителей своим желанием привнести что-то новое в школьную жизнь. Под его руководством были осуществлены многие идеи: школьная радиогазета, день встречи выпускников «Первая суббота февраля», школьный театр.

Много лет, до 1984 года, в стенах школы в первую субботу февраля встречались выпускники разных поколений.

Нет ничего таких минут дороже,
И день такой вовек забыть нельзя.
Со вех концов, дорог и бездорожий
Мы собрались сюда опять, друзья.
Здесь мы росли, учились и мужали,
Делили вместе радость и беду.
И здесь впервые все мы увидали
Над нами юности счастливую звезду –

написал юрист Валентин Попов, выпускник 1943 года.

Школьная радиогазета выходила раз в неделю, голоса юных дикторов звучали из динамиков, которые находились в каждом классе. Раз в месяц выходила общешкольная газета «Вперёд», где пробовали перо будущие литераторы. Работал кружок автодела. Юные туристы выезжали на Байкал, путешествовали по городам Союза.

И это все, не считая различных спектаклей, которые ставились на школьной сцене, хора, оркестров, ансамблей!

Школьным театром руководили известные иркутские актеры Г.А. Крамова и И.А. Рукер.

Школа утопала в зелени. В 1950 году на месте пустыря, где прошла первая линейка, закладывается образцовый мичуринский сад Кировского района. Но ученики  11-й считают его своим и увлеченно работают в теплице, в парниках, в живом уголке. Возле школы появляется тополиная аллея, посаженная выпускниками школы. В школьном дворе постепенно исчезают деревянные домики, появляются газоны, цветники, аллеи разных деревьев. Само здание меняется: оборудуют спортивный зал, столовую, пристраивают крыло с мастерскими и гардеробом.

Во всех этих делах живейшее участие принимают ученики. Один пробует свои силы, а другой находит свою профессию. Кто-то стал биологом после того, как поработал с растениями в саду, кто-то физиком, кто-то журналистом, писателем, врачом, инженером.  А были и такие, кто приходил потом в 11-ю школу в качестве преподавателя. И Иосиф Александрович радовался возвращению своих «птенцов» (так он называл своих учеников). В стенах родной школы трудились учитель рисования Е. В. Любенков, учитель английского Е. Н. Бройда, учитель математики С. В. Гершпилель. До сих пор работают его ученицы Н. Б. Афанасьева и А. Г. Садовская.  А в школу возвращаются работать уже их ученики – это тоже стало традицией.
 И спустя много лет он узнавал их, сразу обращаясь по имени, расспрашивал о жизни. А бывшие ученики не могли понять, как он может помнить всех, их имена, семьи. Но таким он был – внимательным и чутким.

 В. Н. Школьников, выпускник 1948 года, пришел в школу спустя 30 лет после ее окончания: «Шел урок, и я стал в коридоре ждать перемены. Прозвенел звонок, и через две минуты появился Иосиф Александрович. Проносясь мимо меня, он стремительно остановился, уткнулся в меня указательным пальцем и четко произнес мои имя и фамилию… Дома у него есть альбом. В нем фотографии всех выпускников за очень много лет. И всех помнил, всех! Это не гипербола, это констатация факта, чудесное проявление диалектики: каждый остался в нем, как он остался в каждом...» – вспоминал один из его «мальчиков»,  кандидат технических наук.

Среди выпускников школы и, следовательно, учеников И. А. Дрица есть десятки тех, кто стал гордостью города:
биолог П. М. Явербаум
врач О. С. Вашкевич
химик А. Я. Гольдапель
физик А. И. Галкин
врач М. И. Шарпанский
геолог Б. Г. Гросман
историк Р. З. Хафизов
физик Э. С. Казимировский
искусствовед А. В. Беркович
музыковед М. Н. Нурминская…

Список может занять несколько страниц. Л. И. Сидоровский стал известным журналистом, его именем названа малая планета.

Иосиф Александрович проработал в школе до 1976 года. Он не останавливался на достигнутом, не почивал на лаврах. Он пытался заглянуть в будущее, заботился о воспитании, преемственности поколений.

В 1967 году на здании школы открываются две мемориальные доски о погибших выпускниках. Переулок Связи переименовывается в переулок Богданова. В 1975 году ученики школы первыми в районе и третьими в городе заступают на почетную вахту у Вечного огня.

За стенами школы

Казалось бы, у человека, всецело посвящающего себя работе в школе, должно оставаться очень мало душевных сил на семью. Но к Иосифу Александровичу это не имело никакого отношения. Он находил время для всех. Никто из родных не чувствовал недостатка его внимания.
Л. М. Мозжухина, завуч и хорошая знакомая семьи писала:

«…В силу своей занятости родители не могли уделять им (детям) много внимания и времени. Но, конечно, из-под своего родительского контроля не выпускали воспитание. Детям они были самыми верными друзьями, каких только можно себе вообразить, нежные и внимательные. Я невольно была свидетельницей мелочей их жизни и удивлялась их заботливости друг о друге, о детях и внуках…»

Все окружающие видели, с какой искренностью Ольга Григорьевна и Иосиф Александрович относились друг к другу. Они удивлялись, что в этой семье никогда не было скуки, они не уставали друг от друга, хотя все дни проводили вместе.

Сама Ольга Григорьевна, спустя восемь лет после смерти мужа пишет:

«…Наши отношения с первых дней были ровными, добрыми; мы любили друг друга, понимали тревоги и заботы каждого, прощали мелкие обиды, помогали преодолевать возникающие трудности…

…Дома у нас до позднего часа продолжались «педагогические советы», анализы уроков и пр. Мы жили с ним одной жизнью, одними заботами и интересами. Но не надо думать, что кроме школьных забот у нас не было ничего. У нас были друзья,  были любимые книги, постоянные посещения театра, кино и др.

…Не успели мы привыкнуть к мысли, что дети наши становятся взрослыми, как получили новое звание – бабушки и дедушки. Первый внук, Андрей, был особенно привязан к деду… Каких только сказок и выдуманных историй не рассказывал дед своим внукам… Мы, взрослые, всегда удивлялись: откуда у него берутся эти рассказы, с каким увлечением он передавал их малышам, а они готовы были слушать его без конца. Дед уделял внукам очень много времени, особенно в период отпуска… Иосиф Александрович закладывал в души внуков лучшие человеческие качества, и они, конечно, будут помнить его до конца своих дней…»

Дочь, Софья Иосифовна Белинская, так запомнила своих родителей:

«ОТЕЦ! Какое коротенькое слово,  но сколько смысла заключено в нем!...

…Нам повезло: с самого начала рядом были оба: Мать и Отец, занятые с утра до вечера на работе, энергичные, очень добрые, веселые люди, близкие между собою, близкие для нас духовно, нравственно…

…Только сейчас я понимаю, сколько ума, выдержки требовалось моим родителям, чтобы не сводить со мной «счеты» дома. «Ты позоришь нас» – этой фразы, употребляемой в качестве воспитания, я не припоминаю. Было понимание, поиск путей к моему характеру, темпераменту, уважение к личности. И это шло от отца…Отец был великим человеком…

…Проходят годы. Годы – без него… И нам его не хватает постоянно, не хватает советчика, друга. И только мысль, что он был долгие годы рядом с нами, что рядом есть мама – его друг и любимая, что мы живем в городе, где жил он (хожу по улицам, по которым ходил он, встречаю его бывших учеников), – согревает душу, помогает жить полной жизнью, учиться, учить ребят».

А таким запомнил деда внук, Вадим Белинский:

«…Мой дед для меня навсегда стал моим самым первым учителем, Учителем с большой буквы… Каждый день, каждый час общения с ним были настоящими уроками жизни, и каждый урок давал что-то новое…

…Когда мне было три года, дед часто брал меня с собой на работу в школу. Уже тогда меня поражали его удивительная работоспособность, требовательность к себе и другим, умение общаться с людьми. Деда любили за его редкий дар: он умел слушать собеседника. Я всегда гордился и горжусь тем авторитетом, тем уважением, которыми он пользовался среди наших родственников, среди учеников, коллег. Я думаю, что могу назвать себя счастливым человеком: на пути моего формирования и воспитания стоял педагогический коллектив профессионалов – мои мама и бабушка, а возглавлял этот коллектив Директор, Педагог, Мастер. Мой дед».

Заключение

Это далеко не полный рассказ об этом удивительном человеке. Жаль, что он сам не успел написать книгу, как это делали известные педагоги. Жаль, что кроме тоненькой брошюрки еще не вышло ни одной настоящей книги.

Хочется добавить, что мы, никогда не знавшие лично этого человека, гордимся тем, что учимся в такой школе. В школе Дрица, как ее раньше называли, а некоторые продолжают называть так до сих пор. Эта школа хранит воспоминания о своем директоре, так же, как помнят о нем учителя. Они передают нам это наследие, а мы постараемся его сохранить в нашей памяти на долгие годы.

В 2000 году на здании школы была открыта скромная мемориальная доска, напоминающая о «директоре на все времена». На открытие собрались родные, ученики, коллеги. В 2007 году ученик Иосифа Александровича физик Б. И. Зельберг на свои средства переделал доску в более достойном варианте. В нашей школе учились дети Бориса Ильича. И это подтверждает всё вышесказанное.