Детское творчество

Работы призеров конкурса "Книга, которую я не забуду" 
(на лучший отзыв на книги иркутских писателей)

Благодарственными письмами и поощрительными призами награждены

Сталиорайте Виолетта

14 лет, г. Усолье-Сибирское

ОСТАНОВКА У БАЙКАЛА
(Отзыв на роман И. Калашникова «Дочь купца Жолобова»)

Ясное летнее утро. Стремительно несется машина по байкальскому шоссе. Дорога серпантином взбегает на крутую сопку, мелькают могучие лиственницы, кедры, вдали виднеется безбрежная тайга, словно зеленое море раскинулось на десятки сотен километров.
Сделав последний вираж, машина выезжает на открытую площадку. Здесь нельзя не остановиться: слева - безбрежная синь Байкала, справа, в долине, - живописно раскинулось селение. Отсюда, сверху, улицы кажутся прямыми, домики удивительно нарядными.
Перед нами Култук.
Вспоминаю, что недавно читала роман Калашникова «Дочь купца Жолобова», в котором есть упоминания о Култуке.
Удивительные вещи происходят с нами, когда мы читаем произведения наших земляков. Особенно глубокие впечатления оставляют произведения, повествующие о прошлом. Калашников жил в Иркутске в 19 веке, а действие романа «Дочь купца Жолобова» происходит в 18: писателя влекла к себе старина.
Сейчас Култук - большое село, где продают рыбу и ягоды, где живут рыболовы. А в 18 веке... Впрочем, обратимся к роману: «На восточном берегу Байкала есть маленькая деревушка Култук. Она стоит на небольшой долине, посреди гор, которые, идучи по берегам озера от востока к западу, мало-помалу стесняют его». 
Всё тяжелое и суровое сошлось в этом углу, здесь рождаются свирепые бури, здесь видим мы путешественника, находящегося в глубокой горести. Осенний день на Байкале подчеркивает чувство грусти, в которую погружен герой романа Алексей Кремнев, сын бедного копииста.
Осенним утром Наталья и ее отец провожали Алексея в далёкое Забайкалье. Не страшный путь пугал Алексея: Кругоморская дорога от Култука превращается в тропинку, окрестные леса изобилуют разбойниками (варнаками), дикие звери рыщут кругом. Но не это тяготит молодого человека: ему предстоит разлука с Натальей как раз тогда, когда все препятствия к их браку были устранены.
Добрый и заботливый отец Натальи купец Жолобов был тронут любовью молодых людей и способствовал их счастью, но завистливая судьба уже готовила ловушку. Алексею и Наталье придется пройти через многие испытания, чтобы обрести счастье.
Даже в тяжелый момент своей жизни Алексей получает утешение от природы: «Наконец туман поднялся выше вершин гор и разделился на группы облаков, невольно смиряясь при появлении царя природы, который, выходя из пучин моря, поглощал их благотворным лучом своим. В то же время… разостлалась по всему беспредельному протяжению моря златая ткань, блиставшая при колебании волн изумрудами и бриллиантами. Горы, подобно великим жертвенникам, издавали курение, птицы воспевали песнь: вся природа, казалось, приветствовала грядущее».
Светлеет его лицо, словно солнце послало добрый знак от творца.
А испытания только начинались: Жолобовы попали в руки разбойников, «зверская наружность которых показывала, кто они были». 
Купец Жолобов был отпущен на волю за добрые дела свои, а Наталья чудом осталась жива: все разбойники потонули в Байкале, лишь один, оставшиеся в живых, спас купеческую дочь. Можно сказать, добро, творимое купцом, вернулось к нему сторицей.
Суровые испытания ждали и Алексея: его попытки спасти Наталью не привели к желанному результату, душа погрузилась во мрак, но самое сложное былое еще впереди: долгий путь от Нерчинска до Иркутска, противоречивые вести, которые получают друг о друге Наталья и Алексей, и, наконец, ссылка.
Короткая остановка у Байкала закончилась. Мы возвращаемся в Иркутск. Наверное, этой дорогой ехал оправданный Алексей после своей ссылки и думал о той, что его ждёт. Калашников соединил своих героев, наградил их простым человеческим счастьем, за которое они так много страдали.
Казалось бы, какое нам дело до тех, кто уже прожил свою жизнь и ушел в небытие. Завороженные скоростью, несемся по жизненной дороге, но очень полезно бывает остановиться и подумать о тех, кто раньше нас осваивал эти просторы, и такие писатели, как Иван Калашников, помогают нам это сделать.