Детское творчество

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Бабенко Татьяна , 12 лет, Мамоновская СОШ, 6 класс, Иркутский р-он, с. Мамоны.

Ответ на вопрос 1

Эх, Байкал, родной, гривастый,
Едем, едем на войну.
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну.

Эти слова принадлежат Моисею Рыбакову

Родился 21 января 1919 года в Иркутске в семье служащего. Детские годы прошли в Бодайбо. В 1930 году семья возвращается в Иркутск.

В 1936 году с отличием окончил школу № 11 г. Иркутска.

В 1941 году с отличием окончил физико-математический факультет Иркутского государственного университета, был приглашён в аспирантуру.

Ушёл добровольцем на фронт. Занимал должности от старшего адъютанта до заместителя начальника штаба инженерной бригады.

17 июля 1943 года погиб при подготовке переправы частей Советской Армии через реку Миус около села Русское Ростовской области. Похоронен в братской могиле.

Награждён Орденом Отечественной Войны I степени – посмертно,

Орденом Красной Звезды – посмертно.

В Иркутске имя Моисея Рыбакова увековечено на мемориальной доске, установленной на здании средней школы № 11, наряду с именами других выпускников, погибших в Великой Отечественной войне.

На здании Иркутского государственного университета, где учился Моисей Рыбаков, установлена мемориальная доска в память о нём.

Ответ на вопрос 2

21 октября 1941 года в отместку за гибель 70 немецких солдат и офицеров, погибших в столкновении с бойцами Сопротивления, и за то, что горожане не выдали партизан, фашисты провели здесь карательную акцию. Семь тысяч жителей города стали жертвами этой расправы. Людей хватали в домах, церквях, на улицах, в школах. Мальчиков-гимназистов вызывали по классным спискам. Для каждого из них это был последний урок.

Брали только мужское население – от детей до стариков: уводили и увозили за город, в глубокую низину, где протекали два ручья, и там расстреливали. К вечеру 21 октября 1941 года у Красного города, как называют в народе Крагуевац, лежало семь тысяч трупов.

Каждый год в этот день проходит траурно-торжественное шествие взрослых и детей Югославии к святым могилам. Сегодня здесь находятся памятник и мемориальный музей.

Сербский город Крагуевац в Югославии Марк Сергеев посетил в составе группы писателей из разных стран. Не было среди них только писателей из Германии. Потому что после Второй мировой войны немцам было запрещено посещение Крагуеваца. «Всем, кроме немцев» – гласила надпись на въезде в город.

Мемориальный парк Шумарице

Ответ на вопрос 3

После окончания школы в начале июня 1941 года, Марк Сергеев и его одноклассники посадили возле школы аллею деревьев. Началась война. Мальчишки ушли на фронт. Многие из них не вернулись. Поэт Марк Сергеев, который тоже сажал эти деревья, посвятил ей «Балладу о тополях». Так не только сама аллея, но и стихи о ней увековечили память о вчерашних учениках, отдавших жизни за свою страну. А те, кто остался жив после войны, как и обещали одноклассникам, каждый год приходили к своим тополям. Они собирались здесь возле этих тополей, а потом они поставили скромный памятник.

Ответ на вопрос 4

 

Иркутский поэт Иосиф Уткин с первых же дней Великой Отечественной войны проявил себя не только как замечательный поэт, но и как гражданин своей страны, как патриот. Своими стихами он пробуждал в бойцах чувства, которые помогали им выжить на войне, которые выражали всеобщую боль и ненависть к врагу.

В стихах он даёт клятву на верность Родине. Одно из таких стихотворений называется «Клятва».

Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам

В стихотворении «Если будешь ранен» говорит своему парню о том, что может простить всё, кроме измены воинской клятве.

Но в письме не вздумай заикнуться мне
О другой измене – клятве на войне.

В стихотворении «Назад не отступаем», Уткин говорит о том, что нет ничего позорнее, чем нарушить клятву на войне.

И ежели забуду
Ту клятву, что даю,
До гроба не отмыть мне
Позор своей вины.

Ответ на вопрос 5

Иркутский писатель Джек Алтаузен с первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде.

К годовщине Октябрьской революции он – первым из поэтов Великой Отечественной – был награжден орденом Красного Знамени. Военный совет армии специально заседал с необычной повесткой – заслушать стихи и обсудить работу армейского поэта.

Мало сохранилось фронтовых стихов Джека Алтаузена. Редакция, в которой он работал, отступала от границы на восток на машинах, в первые месяцы войны не раз горела, попадала в окружение, подвергалась бомбежке, уничтожалась и вновь возникала из пепла. В конце июля 1941 года было написано не менее двух десятков стихотворений.

Нам известны его стихи военных лет «Вся отчизна меня провожала», «Я пишу, дорогая, тебе», «Родина смотрела на меня», «Мать», «Девочка играла возле дома», «Мать», «Письмо от жены».

В 1942 году страницу армейской газеты заняла поэма Алтаузена «Кутлинцы». Поэма была гордостью бойцов дивизии.

В его творческих планах была поэма о защитниках Перемышля, о заставе, погибшей в боевом строю. Никто не отступил, лишь гибель всех пограничников дала врагу возможность перейти рубеж. Досадно, что не сохранилось даже набросков поэмы.

Ответ на вопрос 6

На станции Зима родился известный поэт Евгений Евтушенко. По воспоминаниям своего детства создал кинофильм «Детский сад», выступив в роли режиссёра и сценариста.

Во время Великой Отечественной войны главного героя фильма, мальчика Женю, отправляют в эвакуацию к бабушке в сибирский город Зима. Поезд, на котором едет Женя, попадает под бомбёжку. Так начинается долгое, холодное и голодное путешествие. На своём пути он встретил разных людей, которые оставили отпечаток в его памяти.

Мне очень запомнился эпизод, где собирали пожертвования в фонд обороны. Люди несли, кто что мог – деньги, драгоценности, пожилой мужчина принёс золотой самородок, который всю жизнь прятал, а Женина бабушка принесла серебряный самовар. Каждый старался внести свой вклад в борьбу с фашистами. И тут же невольно вспоминается другой эпизод: банда жуликов и воров, осевших в сибирском тылу, грабят простых людей. Бандиты, здоровые парни могли бы идти на фронт защищать Родину, но они предпочитают отсиживаться в тылу, ища лёгкую наживу.

Меня поразил эпизод, где Женя с бабушкой и двумя другими пожилыми женщинами, рискуя жизнями, пошли на охоту на медведя. Какую смелость надо иметь, чтобы решиться на такой поступок. И вот медведь, с рёвом, идёт охотникам навстречу. Надо стрелять. Прицелившись, как по команде, преодолев страх, выстрелить смог только Женя.

Ответ на вопрос 7

Была война. Мужчины ушли на фронт. Всю работу в колхозе выполняли старики, женщины и дети. Герои повести «Кандаурские мальчишки» – Петька, Шурка, Мишка и Колька наравне со всеми выполняли посильную работу, им поручили пасти колхозных овец. Ребята с радостью стали пастухами. Шурка даже брал с собой тятькино ружьё, хоть оно было и не заряжено. Но однажды бандит зарезал хромоногую овечку. После этого события пасечник Степаныч выделил ребятам пять штук патронов. «…Вот вам снаряды. Бейте прямо в лоб, если кто будет зариться на колхозное добро», – сказала тётка Дарья, отдавая ребятам патроны.

Ответ на вопрос 8

В первый год Великой Отечественной войны, когда советские войска вынуждены были отступать, дети наравне со взрослыми переживали поражение нашей армии. По радио говорили о превосходящих силах противника. Мальчик, герой рассказа Ф. Боровског «Музыкальная история», спросил у мамы, что значит «превосходящие». Мама объяснила сыну значение этого слова. Но его это не удовлетворило. «Мама человек невоенный, она сама много не знает», – подумал он и попросил маму научить его письму, чтобы написать отцу на фронт.

«Па, – таким было моё первое письмо. – Почему гансы превосходящие? Давай я тоже пойду на войну, и все тоже пойдут на войну, и мы сами будем превосходящие, и не нужно будет отступать».

Ответ на вопрос 9

Нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки описывает В. Распутин в рассказе «Уроки французского». Война уже закончилась, но жизнь была ещё трудной. У героя рассказа в одиннадцать лет начинает¬ся самостоятельная жизнь. Он приехал из сибирской деревни учиться в районной школе. У мальчика слабое здоровье. Он часто бывает голодным, страдает от головокружений. К тому же его продукты очень часто крадут. Он ужасно поху¬дел, так что даже мать напугалась его. Голод заставляет героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Это был единственный способ заработать деньги на молоко. Здесь он сталкивается с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает. И несмотря на все эти трудности, он не сдаётся и продолжает учиться в школе.

Ответ на вопрос 10

Когда началась война, мальчику, герою рассказа И. Комлева «Лепёшка», было всего два года. Отец ушёл на фронт, и они с матерью жили вдвоём. Они не голодали, у них была корова и огород. Единственно, чего хотелось, – это хлеба. Паёк, который мать приносила с работы, она отдавала сыну. И хотя хлеб был вязкий, как глина он всё равно нравился мальчику. Однажды мать купила лепёшку. Она была тёплая, большая и тяжёлая, и ещё она вкусно пахла. Мальчик медленно откусывал лепёшку по кругу, ему казалось, что она почти не уменьшалась. Он не заметил, как от лепёшки осталось меньше половины. Оставшийся кусочек он протянул матери, но она как всегда сказала: «Ешь сам. Я не хочу». Мальчик враз осознал, что мать отказывается не оттого, что она сыта. Он понял, что съедает хлеб, предназначенный им двоим.

Ответ на вопрос 11

Во время войны вся наша страна была фронтом. Там, где не было военных действий, был трудовой фронт. Взрослые и дети трудились на этом фронте не жалея сил, лишь бы обеспечить бойцов советской армии всем необходимым. Даже лозунг такой был: «Всё для фронта, всё для победы!».

Серёжке Узлову, герою повести И. Комлева «Ковыль», было только четырнадцать лет, когда его отправили на лесозаготовки. Наравне со взрослыми он разгружал баржу с круглым лесом. Труд был тяжёлый, еды не хватало, спал в холодном бараке. Однажды, во время разгрузки баржи он свалился с обледенелого трапа в холодную, осеннюю воду. Но он всё выдержал. Он был настоящим бойцом трудового фронта, именно так назвал его автор повести.

Ответ на вопрос 12

Война родилась в фашистской Германии. Она как страшная, чёрная птица закрыла своими крыльями половину Европы и пришла на нашу Родину. Советские войска в жестоком бою отстояли родную землю, и перешли в освободительное наступление на врага. Они освобождали народы Европы от фашизма, они должны были уничтожить фашизм там, где он зародился, чтобы эта страшная чёрная птица уже никогда не смогла возродиться. Именно так я понимаю заключительные слова повести И. Комлева «Ковыль».

Ответ на вопрос 13

Мальчишки, герои повести Г. Машкина «Родительский день» узнали, как можно проникнуть на запретную зону, которая располагалась в их посёлке, и решили во что бы то ни стало туда сходить. Вечером вся ватага дружно отправилась к запретной зоне. Издалека были видны какие-то ящики. Ребята решили проверить, что в них лежит. На разведку отправились Стёпка и Женька. Через некоторое время они вернулись и сказали, что там снаряды. А в доказательство они прихватили один снаряд с собой. Посовещавшись, ребята решили проверить, боевой ли он. Для этого было решено положить снаряд в костёр. Стёпка засунул снаряд в самый огонь и приказал всем разойтись, но снаряд даже не собирался взрываться. Подумав, мальчишки решили ещё подбросить дров. Они насобирали сучков и осторожно стали приближаться к костру. И тут снаряд взорвался. Костёр полетел в разные стороны. Рассыпавшиеся головёшки обожгли ребят. Так Стёпка и Женька получили «боевые ожоги».

Ответ на вопрос 14

Счастливую и беззаботную жизнь Егорки из повести Г. Замаратского «Этот мечтатель и фантазёр Егорка» прервала война. Раньше он вместе со своими друзьями играл в мальчишечьи игры. Но началась война, и ребятам пришлось повзрослеть. Теперь они трудились наравне со взрослыми. Егорка считал себя уже заправским колхозником, он на колхозной лошади Чалке возил траву на силос, сушняк на дегтярный завод, вывозил навоз со скотного двора. Когда начался сенокос, он вместе с другими ребятами косил сено. В колхозе Егорку уважали не только за трудолюбие, но и за сообразительность. Однажды, когда вся нефть, предназначенная для двигателя молотилки, вытекла из цистерны, Егорка предложил заправить его дегтем. Так, благодаря Егоркиной находчивости, молотьба продолжилась.

Осенью, когда начался учебный год, дизелиста Николая Рябушкина забрали в армию, а на его место, на время обмолота пригласили поработать Егора. Он с радостью согласился, к тому же директор школы разрешила временно не учиться. Да и друг Лёнька стал приносить ему из школы задания. Вот так Егорка стал совмещать работу с учёбой. Егорка добросовестно трудился в своём колхозе и за это он получил медаль «За трудовое отличие».

Сочинение-рассуждение
по рассказу Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва

Давно отгремели бои Великой Отечественной войны, а о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва» возвращает читателя в далекие дни военных лет. Герои его рассказа – простые мальчишки, вызывающие у читателя сопереживание и симпатию. Это Васька Грачёв и его друг Слава.

Сюжет здесь, собственно, прост – мальчишка-подросток потерял хлебные карточки, а это значит – семья осталась без хлеба. И пусть до конца месяца оставалось всего три дня, но их надо было пережить. Нет! Васька не за себя боялся, его тревожила мысль о маме. Как? Мама три дня не будет есть? И в этот нелегкий для мальчика момент рядом оказался его друг Славка. Он с пониманием отнесся к трудностям друга и принес три картошки, которые в те годы трудно было достать. Не остался равнодушным к несчастью мальчика и комендант. Он напоил мальчишек чаем. А Ваське дал два кусочка хлеба с сахаром с собой.

Рассказ «Трудный день Васьки Грачёва» написан простым, доступным языком, но при этом настолько точно и пронзительно проникает в душу, что при чтении порой невозможно удержаться от нахлынувших чувств и эмоций. Именно такие книги по-настоящему учат любви и состраданию.