Детское творчество

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Верчинская Ксения , 11 лет, МОУ «СОШ № 1» п. Невон, 4 класс, Усть-Илимский район, п. Невон.

1. Автор «Песни призывников» – Моисей Александрович Рыбаков. Второе название произведения – «Мы с Байкала». Это стихотворение он написал в 1941 году, будучи курсантом Военно-инженерного училища. Один из иркутских композиторов переложил слова стихотворения на музыку. Эту песню пели уезжавшие на фронт красноармейцы.

Моисей Рыбаков родился 21 января 1919 года в Иркутске. Первые стихи он написал еще в школе. Вскоре они попали на страницы газет «Восточно-Сибирский комсомолец» и «За здоровую смену». После окончания физико-математического факультета Иркутского университета, он был приглашен в аспирантуру в Институт физики Академии наук СССР. Но в 1941 году началась война, и он был призван в армию, направлен в Военно-инженерное училище, в конце года отправлен на фронт. Сражался на Юго-Западном и Сталинградском фронтах. Погиб поэт 17 июля 1943 года в Ростовской области. В армии Рыбаков прошёл путь от старшего адъютанта до заместителя начальника штаба инженерной бригады.

Имя Моисея Рыбакова увековечено в Иркутске на мемориальных досках средней школы № 11 в пер. Богданова, 6 и Иркутском государственном университете на бульваре Гагарина, 20.

На ул. Лермонтова, 126 стоит стела, облицованная розовым мрамором с гравированным текстом, с именами Героев Советского Союза, среди которых имя М. А. Рыбакова. В Иркутском областном краеведческом музее среди экспозиций об участии иркутян в Великой Отечественной войне один из стендов посвящен Моисею Александровичу Рыбакову.

Рыбаков был посмертно награжден орденами: Отечественной войны I-ой степени и Красной Звезды.

2. В стихотворении Марка Сергеева «Баллада о мальчиках Крагуеваца» рассказывается о массовом расстреле немцами мужского населения в югославском городе. Причина расстрела – отказ выдать партизан.

Автор описывает осенний лес, братские могилы, находящиеся на месте расстрела. Поэт как будто бы путешествует во времени: описывая современный ему лес, уносится в воспоминания о прошлом. Он пытается передать читателю всю трагедию тех событий: большое количество жертв, целые классы мальчиков-гимназистов : «… Мальчишки – поклассно – стоят на холме невысоком…». На их лицах – ненависть к врагу. Выстрелы, падение листьев от резких звуков. Массовый расстрел производился на глазах у бедных женщин: «… Как женщины падали ниц…».

В конце стихотворения поэт снова возвращается в современность, отдавая дань памяти о тех событиях, говорит о том, что война – это трагедия:

…В лесу, где расстреляны дети, – ни песни, ни смеха.
Вы слышите, люди, как страшно кричит тишина?!

3. Аллея, посаженная классом Марка Сергеева 10 «А» в июне 1941 года, находится возле современного здания областного суда в районе остановки «Волжская».

Изначально это здание занимала школа № 21. Здание было построено перед войной, в январе 1940 года. Когда началась война, школа стала занимать меньше места, большую часть помещения занял военный госпиталь. Раненые стали поступать в Иркутск в 1942 году.

Но памятником Великой Отечественной она стала не только как госпиталь, но и как школа: старшеклассники, в том числе Марк Сергеев, уходившие на фронт, высадили возле школы тополиную аллею. В ней находится мемориал в память о тех, кто ушел на войну и не вернулся. Именно история аллеи и сохранила особую память о школе № 21. Аллею и здание школы, а также скромный мемориал возле здания недавно внесли в список культурного наследия Иркутской области.

Марк Сергеев оканчивал экстерном 9-й класс, когда часть школы уже была занята военным госпиталем. Сам он ушел на фронт в 1943 году, воевал на японском фронте.

Поэт посвятил тополиной аллее, а точнее ученикам старших классов, которые ее высаживали, стихотворение «Баллада о тополях», ставшее знаменитым не только в СССР, но и за его пределами. В нем поэт, глядя на большие тополя, вспоминает своих одноклассников, погибших в боях за Родину (из 26 ребят пришли с войны лишь 5). В статьях о поэте можно найти его воспоминания о том, что топольки привезли из леса ученики шести классов – одного десятого, двух девятых и трех восьмых. Ребята договорились встретиться под тополями через десять лет. Но война повернула все по-своему. Из тех, кто сажал тополя, остались в живых немногие. Они каждый год собирались под тополями.

Марк Сергеев также вспоминал об этих событиях в очерке «На сопках Маньчжурии».

9 мая поэт ежегодно выступал в тополиной аллее, читал стихи. Его стараниями в 1985 году рядом со зданием школы – а в то время туберкулезной больницы – был установлен небольшой мемориал. На плите выбили текст: «В начале июня старшеклассники посадили эти тополя. А осенью в школе уже был госпиталь. Мальчишки ушли на фронт... Шел 1941 год.

А в том году столкнулась сила с силой,
Стояла насмерть русская земля...
За тыщу верст разбросаны могилы
Тех, что сажали эти тополя.

Сегодня ни одного участника тех событий нет в живых.

После войны и до 1958 года здесь находился госпиталь для инвалидов войны, потом больница. А для школы № 21 в сентябре 1967 года было открыто новое здание на улице Красных Мадьяр, где она размещается и сейчас.

4. Стихотворения Иосифа Уткина, в которых есть строки, посвященные военной клятве:

1. «Если будешь ранен, милый, на войне…»
«…Но в письме не вздумай заикнуться мне
О другой измене – клятве на войне.
Ни в какой я вечер
Трусу не отвечу…»
2. «Клятва».
3. «Две старинные русские песни», «Солдатская».

5. С началом Великой Отечественной войны Джек Алтаузен стал военным корреспондентом газеты «Боевая красноармейская» 12-й армии Юго-Западного фронта, затем работал в газете «Звезда Советов» 6-й армии. К годовщине Октябрьской революции он первым из поэтов Великой Отечественной был награждён орденом Красного Знамени. В начале сорок второго года Военный совет армии специально заседал с необычной повесткой – «по заслушиванию стихов Джека Алтаузена».

Произведения Джека Алтаузена, посвященные Великой Отечественной войне.

В силу того, что редакция, в которой работал Джек Алтаузен, отступала от границы на во­сток и в первые месяцы войны не раз горела, попадала в окружение, подвергалась бомбежке, фронтовых стихов Джека Алтаузена сохранилось очень мало. Среди них:

1. Поэма «Кутлинцы».
2. «Письмо от жены».
3. «Родина смотрела на меня».
4. «Вся Отчизна меня провожала».
5. «Мать».
6. «Девочка играла возле дома».

Произведения, посвященные гражданской войне:
1. Поэма «Пробуждение героя» («Романтическая легенда»).
2. «Баллада о четырех братьях».
3. «Стихи о Ветлуге».
4. Стихотворение «Жили два товарища».

6. Со станцией Зима связана судьба поэта Евгения Александровича Евтушенко. Он родился 18 июля 1933 года в г. Нижнеудинске. В Зиме прошли детские годы Евтушенко. Этому населенному пункту посвящены стихотворения и многие главы ранних поэм. Евтушенко – Почетный гражданин города Зимы.

Стихи писать Евгений Александрович начал еще в раннем детстве – в конце 1930-х годов. Первые публикации появились в газете «Советский спорт» в 1949 году. В 1952 году – в 19 лет – стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В творческом багаже Евтушенко большое количество стихов, поэм, прозаических произведений, роли в кино.

В 1983 году по собственному сценарию поэт снял фильм «Детский сад», в котором выступил и как актер, и как режиссер, и как автор стихов.

Меня больше всего поразили в фильме следующие моменты: уезжающих из Москвы было настолько много, что поезда не могли вместить всех и люди ехали на крыше вагонов. Страшно было смотреть, как мальчик устроился спать, держась за люк, ведь он мог в любой момент сорваться оттуда. В одних вагонах ехали и люди, и животные. Я видела медведя и дикобраза, наверное, они были из цирка, и их тоже эвакуировали. Запомнилось мне и как мальчишки дрались из-за сандалий, и как поезд попал под бомбежку, как погиб мальчик на глазах у героя фильма. Увидев такое, мальчишка вместо того чтобы укрыться, стал бросать камни в небо, пытаясь повредить немецкие самолеты. Меня поразили глаза мальчика, полные ужаса и боли, когда он увидел сандалии, принесенные ему проводницей. В целом, весь фильм произвел на меня большое впечатление.

7. Герои повести Геннадия Михасенко «Кандаурские мальчишки» – Шурка, Колька и Мишка – берут с собой ружье и патроны для того, чтобы уберечь стадо овец, которое они пасли, от разбойников и воров. Ружье однажды уберегло их от нападения разбойника, зарезавшего Хромушку.

Поскольку рядом с деревней находился лес, ружье могло защитить и детей, и стадо от нападения диких животных.

8. В рассказе Федора Боровского «Музыкальная история» маленький Федя, выучив грамоту, отправляет письмо отцу, в котором задает вопрос: «Папа, почему гансы превосходящие? Давай я тоже пойду на войну, и все тоже пойдут на войну, и мы сами будем превосходящие, и не надо будет отступать». Такой вопрос, мне кажется, связан с тем, что мальчик, слушая по радио информацию о том, что Советская Армия отступает, о том, что оставлены или сожжены многие города, сильно переживает и не понимает, почему так происходит. Он настолько сильно переживал, что однажды проплакал весь вечер.

9. Военному и послевоенному детству Валентин Распутин посвятил произведение «Уроки французского». Главная трудность, с которой столкнулся герой, как и все в военные и послевоенные годы – это голод. Он учился в школе в райцентре, жил у тети. Продуктов питания не хватало, и мальчик недоедал. Кроме этого, он болел малокровием, и чтобы хоть немного поправить здоровье, мальчик иногда покупал кружку молока. Денег не хватало, поэтому он решил играть в «чику», чтобы выиграть деньги.

Кроме голода, плохого самочувствия из-за болезни, мальчику пришлось столкнуться с другими трудностями: отношение со сверстниками, драка; плохое произношение французского языка… Она, пытаясь найти к нему подход, чтобы дать ему деньги на еду и молоко, начинает играть с ним в запретные игры. Заканчивается произведение печально: учительницу увольняют, а мальчик остро переживает ее увольнение и отъезд.

10. Герой рассказа Ивана Комлева «Лепешка» – маленький мальчик. Когда началась война, ему было всего два года. Мне кажется, что автор писал в этом рассказе про свое детство, и герой рассказа – это он. Рассказ называется «Лепешка» потому, что основное действие в нем связано с моментом покупки лепешки. Автор вспоминает, как впервые самостоятельно купил лепешку, как шел к матери, вдыхая благоухающий аромат свежей выпечки, как он испытывал одновременно дикое чувство голода и чувство жалости к матери, которая не ела хлеба давным-давно, все отдавая сыну. Я считаю, что именно в этот момент мальчик повзрослел, остро ощутив чувство совести. Это был переломный момент в его отношении к матери. После случая с лепешкой он не стал съедать весь хлеб, который приносила мама. Намеренно отказывался от него, чтобы оставить ей.

11. Читая повесть Ивана Комлева «Ковыль», я узнала о том, что во время войны существовала трудовая повинность. Мне очень жаль мальчика Сережу, которому всего 14 лет. Ему приходилось выполнять на лесозаготовках тяжелую работу. В мирное время такой работой занимались только мужчины. Именно поэтому Сережа Узлов – «боец трудового фронта». Вернувшись домой, в отсутствие отца в семье он становится хозяином, помогает матери как только может. Сережа понимает свою ответственность, переживает за маму, маленького брата и сестру.

Меня очень поразило описание того, как Сережа один добирался до дома; как он поделился своими продуктами, несмотря на то, что сам был голоден. Читая такие произведения, узнаешь, как тяжело жилось людям во время войны.

12. Заключительные строки повести Ивана Комлева «Ковыль» «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась» я понимаю так: освобождая территории нашей страны и зарубежных стран от фашизма, Советская армия способствовала тому, что военные действия «откатывались» на запад – к границам Германии, к Берлину – к тому месту, где и родилась война. Победа в этой войне означала искоренение фашистского движения там, где оно возникло.

13. В повести Геннадия Машкина «Родительский день» Степка и Женька получили «боевые» ожоги из-за того, что бросили в костер найденные ребятами снаряды. Было решено развести костер, чтобы проверить боевые или холостые снаряды. Другие ребята не пострадали, потому что находились на большем расстоянии от костра. А Степка с Женькой, подождав немного, решили подбросить дров в костер. Именно в этот момент снаряд и взорвался.

14. Героя повести Георгия Замаратского – шестиклассника Егорку наградили медалью «За трудовое отличие» за то, что во время войны он внес значительный вклад в работу колхоза. Именно Егорка предложил использовать в качестве дизельного топлива деготь. Благодаря его идее нашли выход из затруднительного положения. За эту находку Егорке подарили также чирки.

Из-за того, что Егорка очень любил заниматься техникой и примерно знал устройство двигателя, он был назначен дизелистом. Эта должность была мечтой каждого мальчишки того времени.

Поздней осенью и зимой Егорка, овладев вождением трактора, вывозил из леса дрова или солому.

15. Рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачева» посвящен приключениям двух мальчишек – Васьки и Славки. Называется он так, потому что автор описывает события, произошедшие с ними в один из декабрьских дней 1941 года. Читая рассказ, я подумала о том, что нужно быть очень внимательной и ответственной, так как от наших действий зависит благополучие других людей. Конечно, несчастье может случиться с каждым. Но если бы Васька повнимательней относился к хранению хлебных карточек, он бы их не потерял. В то голодное время подобная потеря означала голодание в течение нескольких дней. Он подвел не только себя, но и маму, которая трудилась с утра до вечера. Понадеявшись на то, что Вася поменяет их на хлеб, мама, конечно, никак не ожидала того, что им нечего будет есть. Я думаю, что для нее это был бы сильный удар.

Кроме потери карточек Васька и его друг Славка попали в другую неприятную ситуацию: их катание на коньках заканчивается тем, что с машины падает ящик с патронами. Автор рассказа, наверное, хотел показать читателям, что нельзя поступать так безответственно. Благодаря их игре, шофера машины могли сильно наказать, солдаты на фронте не получили бы патроны. В то военное время такие поступки можно было назвать преступлением по отношению ко всему народу, готовому на самопожертвование ради победы. Эти патроны делали люди на заводе, не обращая внимания на свою усталость. Они были необходимы фронту для ведения боев.

Но в поведении мальчиков были и положительные моменты. Например, у Славы можно научиться доброте и отзывчивости. Он принес из дома три картошины, чтобы поделиться с Васей и его мамой. И это несмотря на то, что у них самих картофель, наверное, был последний.

Оба мальчика решили не убежать, скрывшись с места своего «преступления», а отнести патроны в комендатуру, чтобы они не пропали и не попали в плохие руки.

Поучителен и поступок Васи – признание капитану в том, что он виноват. Мне кажется, ему нелегко было это сделать, но все же он преодолел свой страх и стыд. Я думаю, что в подобных ситуациях самое правильное – это уметь признавать свои ошибки. Благодаря этому поступку, все закончилось хорошо: не пострадали невинные люди, патроны были возвращены, капитан простил мальчишек и угостил их хлебом и сахаром, дал Васе продукты для мамы.

Рассказ мне очень понравился, и я рада, что смогла с ним познакомиться.

Спасибо за то, что благодаря викторине я узнала о творчестве многих сибирских писателей!!!