Детское творчество

Работы призеров конкурса "ЧИТАТЬ - ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ"

Благодарственными письмами и поощрительными призами награждены

Тетерина Наталья

г. Усть-Кут,
школа № 10, 7 «В» класс

Книга – немой учитель.
Платон

Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать.
Плиний Младший

Здесь мертвые живут, здесь немые говорят.
Надпись на стенах старинных
университетских библиотек

Это очень мудрые изречения. Если бы человек не знал букв, он не смог бы написать о том, что он узнал, о чем он думает, что он чувствует, то есть человек не смог бы выразить свои мысли. Некоторые люди грабят других людей, банки и магазины, но они не понимают, что богатство – это не деньги, не драгоценности, не старинные клады. Настоящее богатство можно найти только в книге, это знания и мудрость многих поколений.
Большинство моих друзей больше всего любят смотреть разные фильмы, например боевики, фантастику. Я тоже люблю смотреть кино, но больше всего я люблю читать самые разные книги. Ведь в них так много интересного! Из века в век люди передают книгу как реликвию и узнают из них о том, что происходило на Земле в далеком прошлом, в те времена, когда жили наши бабушки и дедушки.
Без книги невозможно прожить. Мамы читают своим маленьким детям сказки. Ученики получают много знаний из учебников. Даже учителя читают книги, чтобы рассказывать о них своим ученикам. Любому человеку – школьнику и директору завода, плотнику и моряку, шоферу и президенту нужны книги, чтобы узнать что-то новое или вспомнить что-то забытое.
Читая книгу, вольно или невольно мы оцениваем мысли автора, соглашаясь с ними или не соглашаясь. Если мысли автора мы принимаем, значит, сравниваем их со своими, сопоставляя и делая выводы. И мы критикуем мысли автора, если не согласны с ними.
Как в музыке нужны два художника – композитор и исполнитель, так и в чтении нужны автор и читатель. Книги, они как живые, и, пусть они не умеют говорить, но открывают перед нами удивительный мир, полный красок и звуков, мыслей, чувств и знаний.
Книга – это наука, которую можно понять, если прочесть ее внимательно, вдумчиво. Вчитываясь в книгу, мы смотрим на мир глазами ее автора. Вдумываясь в книгу, мы открываем свой мир.
Я очень люблю читать. Я читаю разные книги и журналы, художественные и познавательные, но больше всего я люблю читать исторические книги. Все началось с того, что в библиотеке я взяла одну книгу, которая называется «Пирамиды». Там я прочитала, как египтяне возводили фараонам пирамиды, как фараонов мумифицировали. Из других исторических энциклопедий я узнала, что люди раньше поклонялись разным богам и возводили в их честь храмы. Например, в Греции есть храм, в котором хранилась статуя Зевса длиной 64 метра, шириной 28 метров, высотой 20 метров. Крыши в этом храме не было, и он был такой же высоты, как статуя. Зевс держал в одной руке золотую статую богини Победы, в другой жезл.
В последнее время я с удовольствием читаю детские энциклопедии из серии «Я познаю мир». Из них я все больше узнаю нового и интересного. Я узнала, что до того, как люди придумали книги, они писали на глиняных дощечках. Еще я узнала, что люди играли в куклы еще за 35 тыс. лет до нашей эры. На территории Сибири, например, археологи нашли множество фигурок животных: мамонта, носорога, медведя. Наверное, этими фигурками играли доисторические дети. Еще я узнала, что у царя Ивана Грозного была библиотека, в которой числилось восемьсот редчайших книг и рукописей. И у Ярослава Мудрого, который жил в ХI веке, тоже была своя библиотека, а его сыновья продолжали собирать книги и после смерти своего отца.
Все, что я узнаю из разных книг, я рассказываю своему восьмилетнему брату. Он тоже любит читать, и я помогаю ему выбирать книги в библиотеке. Я даже иногда читаю ему вслух какую-нибудь книгу. Я считаю, что должна ему помочь полюбить книги, потому что ему это очень пригодится в жизни. 
Я иногда спрашиваю своих друзей и подруг: «Почему ты не читаешь книги?» А они мне отвечают: «Это не интересно!» А я считаю, что нет плохих, скучных и неинтересных книг. В каждой книге есть что-то, что я пока не знаю, значит, я обязательно должна прочитать как можно больше книг.
Когда я читаю книгу, я как будто живу в ней. Мне кажется, что это я герой книги, и со мной происходят все приключения. Часто бывает, что в героях какой-нибудь книги я узнаю своих друзей.
Это просто здорово, что люди придумали книги и библиотеки! Библиотека – это самое замечательное место на всей земле. Я люблю приходить в библиотеку, ходить между стеллажами и выбирать книги. Хочется прочитать все – все книги! Но это невозможно, к сожалению, поэтому я читаю и буду читать те книги, которые успею прочитать за свою жизнь.

НЕУДАЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Рассказ

Однажды один ученый-археолог решил собрать экспедицию в Египет, чтобы начать раскопки недавно обнаруженной пирамиды. Он попросил своих друзей принять участие в экспедиции. Друзья согласились, так как все они были любознательными учеными. Но не все они были археологами. Лишь дочь Ученого была студенткой археологического института. Кроме нее в экспедицию отправились Историк, Переводчица, Биолог и Врач.
Экспедиция долго добиралась до Египта. Они ехали на поезде, плыли на пароходе и летели на самолете. Дорога была неблизкая, к тому же ученые везли с собой огромное количество вещей, необходимых для раскопок: лопаты, кирки, специальные ланцеты и кисточки для бережного обращения с драгоценными находками. К тому же экспедиция запаслась пищей и водой и везла еще много необходимых мелочей от посуды до компаса.
И вот, наконец, экспедиция прибыла на место. Завораживающее зрелище открылось перед глазами ученых. В лучах закатного солнца гордо возвышалась над людьми величественная пирамида. Нетерпеливая Студентка хотела немедленно приступить к раскопкам, но мудрый Ученый ее остановил. «Становится темно, - сказал он, - а нам еще нужно разбить лагерь. Начнем раскопки завтра с утра». И все члены экспедиции согласились с ним.
На следующее утро раскопки начались. Почти месяц ученые откапывали пирамиду, пытаясь добраться до ее входа. Наконец вход был откопан. Но он оказался настолько крепко замурован, что не помогли ни топоры, ни другие средства. Тогда, посовещавшись, ученые решили взорвать вход в пирамиду. Но так как было очень опасно использовать большое количество динамита, потому что пирамида могла обрушиться, ученые тщательно рассчитали, сколько необходимо взрывчатого вещества для того, чтобы пробить маленькую дыру во входе. Раздался взрыв. Замурованный вход дрогнул и покрылся трещинами. Еще два дня понадобилось экспедиции, чтобы окончательно расчистить вход в гробницу фараона, и вот наконец наступил долгожданный момент: ученые вступили в пирамиду.
Экспедиция вошла в огромный зал с голыми стенами. Посреди этого зала стоял огромный камень с выбитыми иероглифами. Историк спросил переводчику:
- Ты сможешь прочесть эту надпись?
- Кажется, смогу, - ответила девушка, - дайте мне немного времени.
Переводчица замолчала и внимательно вгляделась в надпись. Затем она достала из рюкзака за спиной словарь и с его помощью стала переводить. Остальные члены экспедиции терпеливо ждали, когда она закончит свою работу, и наблюдали за ее лицом. А девушка, переводя текст на камне, постепенно все больше и больше хмурилась. Наконец Ученый не выдержал и спросил:
- Так что же нам написано?
- Я уже перевела, слушайте, - ответила переводчица и прочитала: «Я, царь Египта Атил, предостерегаю: тот, кто потревожит мой дух, уйдет в царство Осириса».
- Царство Осириса – это царство Мертвых, - встревожено сказал Историк.
- Глупости все эти предостережения, - возразил Врач. – Ну что плохого может сделать нам фараон, умерший много веков назад?!
- Действительно, - поддержала Историка студентка, - нет никакой опасности! Мы должны исследовать эту гробницу!
Итак, любопытство победило, и ученые двинулись в путь внутрь пирамиды. И очень скоро перед ними возникла глухая стена. Но с двух сторон этой стены начинались входы в темные тоннели. Пока ученые совещались, как им поступить: исследовать тоннели каждый по очереди или разделиться на две группы, Историк медленно продвигался вдоль стены. Вдруг он почувствовал, что пол под его ногами зашевелился. Историк испугался и, развернувшись, побежал обратно. Это была первая ловушка на пути исследователей – огромная яма, наполненная ядовитыми кобрами. Яма была тщательно прикрыта кирпичами, но эти кирпичи обвалились под тяжестью человека, и Историк с громким криком провалился в ужасную яму.
Услышав крик своего товарища, ученые бросились ему на помощь. Но они уже ничем не могли помочь своему другу. Историк ушел в царство Осириса.
Переводчица тихо плакала, а Биолог говорил Ученому:
- Нужно вернуться назад. Боюсь, это не последняя ловушка в этой гробнице.
- Просто нужно быть внимательнее и осмотрительнее, - вдруг сказал Врач, до этого молчавший. – Я предпочитаю двигаться дальше.
Ученый, глубоко потрясенный произошедшей трагедией, тихо сказал:
- Я никого не властен заставить идти дальше. Я не смею подвергать вас смертельной опасности. Кто желает, может вернуться обратно. Но я не могут вернуться. Это дело всей моей жизни. Я пойду дальше.
- Я с тобой, - отозвалась Студентка.
- Я тоже, - сказал Врач.
- И я, - проговорила Переводчица.
- Я с вами, - тяжело вздохнув, отозвался и Биолог.
После недолгих обсуждений Ученый и студентка повернули в левый тоннель, а переводчица, врач и биолог отправились направо.
Темнота встретила в тоннеле Ученого и его дочь. Включив фонарики, храбрые исследователи увидели, что тоннель тянется далеко-далеко.
Двинувшись вперед, Ученый и Студентка рассматривали стены тоннеля, исписанные иероглифами. В некоторых местах в стенах тоннеля они обнаружили неглубокие ниши со статуями каких-то богов. Было слишком темно, чтобы определить, какие именно боги спрятались в нишах тоннеля, поэтому Ученый решил отложить пока их изучение. Сейчас их занимал вопрос: куда приведет этот тоннель?
В это время ученые, отправившиеся в правый тоннель, вышли из него. Перед ними был жертвенный зал. Стены, расписанные картинами из жизни древних египтян, привлекли внимание ученых. Свети, проникавший в этот зал через небольшие отверстия в потолке, хорошо освещал все вокруг.
Переводчица и врач заворожено смотрели на расписанные стены. А Биолог в это время приблизился к жертвенному алтарю. Его взгляд привлек блеск ритуального алмаза. Ему вдруг захотелось обладать этим алмазом необыкновенной красоты, и он протянул к нему руку. В это время Врач оглянулся и крикнул:
- Осторожно! Ничего не трогай!
Но было уже поздно. Разверзся пол под ногами Биолога, и он рухнул в бездонный колодец, ведущий в царство Осириса.
Долго смотрели Переводчица и Врач в колодец, но больше не услышали они голоса своего товарища. Не сговариваясь, они двинулись дальше через дверь в стене позади жертвенного алтаря.
Через несколько метров ученые поняли, что попали в лабиринт. Долго плутали они по лабиринту. Запасы воды и пищи понемногу истощались. Наконец Переводчица заметила свет за одним из поворотов. Идя на этот свет она вывела своего товарища в пустынный зал, стены пол и потолок которого были выложены из больших квадратов серого и черного цвета. Когда ученые вошли в этот зал, вход, через который они только что прошли, вдруг закрылся каменной плитой. Но что еще хуже и страшнее, стены зала начали медленно сжиматься. Переводчица запаниковала:
- Нас сейчас раздавит!
- Должно быть что-то, что остановит стены! – закричал в ответ Врач и начал судорожно ощупывать стены.
Вдруг стены остановились. Это врач нажал на один из квадратов в стене. Тут же один из квадратов пола сдвинулся, и под ним обнаружился люк с лестницей, ведущей вниз. Успокоившаяся Переводчица с любопытством заглянула в люк и спросила:
- Будем спускаться?
- Обязательно! – ответил Врач.
Так они и поступили. Лестница привела их в коридор, по которому ученые двинулись вперед. Вскоре путь им преградила каменная дверь. Дверь была закрыта, и замка не было. Зато была на двери выемка в форме человеческой ладони. Врач вложил свою ладонь в эту форму. Ничего не произошло. Тогда он произнес, обращаясь к своей спутнице:
- Моя ладонь больше. Попробуй ты приложить сюда свою ладонь.
Ладонь переводчицы оказалась такой же по размеру, как и выемка в двери. Это был ключ. Дверь открылась.
Ученые вошли в зал и обнаружили в ней мумию фараона. В зале пахло смолой. Фараон лежал в саркофаге. Сквозь бинты, которыми было обмотано его тело, проступали силуэты волшебных амулетов. Пока врач с удивлением и восторгом осматривал мумию фараона, Переводчица увидела в дальнем углу зала сундук. «Наверное, там драгоценности, которыми владел фараон при жизни», - подумала она и подошла к сундуку. С трудом приподняла она крышку сундука. Там действительно были драгоценности, но Переводчица их уже не увидела. Упавшая сверху каменная плита унесла ее в царство Осириса.
Левый тоннель, по которому пошли Ученый и Студентка, оказался очень длинным. Кроме ниш со статуями богов кое-где они встречали в стенах тоннеля небольшие дверцы. Исследовав их, ученые обнаружили, что за этими дверками были маленькие комнаты. По всей видимости, это были кельи жрецов. Продолжая свой путь, ученые никак не могли догадаться, что ждет их впереди. Вдруг они услышали какой-то гул. Этот звук все нарастал и нарастал, а вместе с гулом к Ученому и Студентке навстречу мчался огромный камень. Бежать не имело смысла, камень несся с огромной скоростью. Тогда Ученый схватил свою дочь и втолкнул ее в одну из келий. Но сам он не успел вбежать в келью, и царство Осириса приняло к себе археолога.
Студентка долго плакала над телом своего отца. Но ей ничего не оставалось делать, как только идти вперед. Наконец тоннель закончился, и девушка вышла в круглый зал с куполообразным потолком. Боясь новых ловушек, она долго стояла на входе, внимательно всматриваясь в глубину зала. Вдруг студентка услышала звук осторожных шагов на другом конце зала. Спрятавшись в тени тоннеля, она с ужасом ждала того, кто шел ей навстречу. Когда же фигура идущего оказалась в центре зала, она облегченно вздохнула и с криком радости бросилась навстречу Врачу.
Оставшиеся в живых члены экспедиции рассказали друг другу обо всем, что с ними произошло. И только потом они обратили внимание на камень с иероглифами, рядом с которым стояли.
- Интересно, что написано на этом камне? – сказал Врач. – Жаль, некому перевести эту надпись.
- Я могу перевести, - робко ответила студентка. – Я немного знаю древнеегипетский. 
- Что ж, попробуй.
Студентка долго присматривалась к иероглифам на камне, а затем произнесла:
- Я не совсем уверена, но мне кажется, что здесь написано так: «Умрет тот, кто не внял моему предупреждению».
И тут же задрожали стены пирамиды, покрылись огромными трещинами. С жутким гулом обрушился вниз потолок зала. Испуганные люди прижались спиной к камню и приготовились к переходу в мир Осириса. Но, странно, обломки потолка и рушившихся стен не задели несчастных. Постепенно камнепад прекратился, и Студентка с удивлением обнаружила, что жива и что Врач тоже жив. Это был их последний шанс. Врач достал из рюкзака длинную веревку с крюком на конце. После нескольких неудачных попыток, крюк зацепился за край обрушившейся стены. По этой веревке поднялись наверх последние оставшиеся в живых участники этой злополучной экспедиции.

Кроссворд «Пирамида»

детский кроссворд "пирамида"

Вопросы кроссворда: 
1. Сестра и жена Осириса, мать Гора.
2. Страна, где находится храм царя Нарату, построенный для замаливания его грехов?
3. Волокуши, которые использовали древние египтяне во время постройки пирамид.
4. Ремесленное искусство, которым в совершенстве владели племена моче.
5. Как называются те, кто разоряет гробницы фараонов?
6. Во время какого ежегодного стихийного бедствия земледельцы платили царю особый налог, отбывая трудовую повинность?
7. Как называется храм царя Нарату?

Ответы на вопросы кроссворда: 
1. Изида; 2. Бирма; 3. Салазки; 4. Керамика; 5. Грабители; 6. Наводнение; 7. Ахаммайанги.