Детское творчество
Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ "
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)
Награждены дипломом за самобытный опыт
привлечения к чтению детей
с самого раннего возраста
Светлана Витальевна Онищук
п. Турма, Братский район
Опыт привлечения ребенка к чтению
Зимний вечер… Мягко потрескивают в печи дрова. За окном крупными хлопьями падает снег. Мой младший сын склонился над очередной книжкой и увлекся чтением так, что ничего вокруг не замечает. Я смотрю на его вихрастую голову, а в памяти всплывают события двенадцатилетней давности.
Зимний вечер… Я в декретном отпуске. Наконец-то появились свободные минутки, которые я смогу целиком и полностью посвятить своему шестилетнему сыну. Мы уютно устраиваемся на диване, и я начинаю читать детские рассказы. Андрюшка внимательно слушает, а потом неожиданно спрашивает:
- А он слышит?
Я не сразу понимаю, что он имеет в виду.
- А мой братик тоже слушает? – переспрашивает сын.
- Конечно, он не только слышит, но и узнает нас по голосу, - отвечаю я.
- И меня?!
- И тебя.
Тогда он сам берет книжку из моих рук и начинает читать. Старательно, с выражением, он прочитывает несколько строк, спотыкаясь на трудных словах, и возвращает книгу папе:
- А теперь ты почитай.
1996 год мы встречали с младшим сыном в роддоме. Через неделю после выписки нас положили в инфекционное отделение Вихоревской городской больницы. Стафилококк. Ребенок от болей в животике плакал день и ночь. И вот однажды после одной из таких бессонных ночей я крепко прижала к себе маленькое тельце и от отчаяния стала по памяти читать «Сказку о глупом мышонке»:
- Пела ночью мышка в норке: «Спи, мышонок, замолчи, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи…»
Неожиданно мой малыш притих и стал смотреть на меня широко раскрытыми глазами. В дверях появилась со шприцем в руке медсестра и удивленно замерла:
- Надо же, что бы понимал! – проговорила она.
- А он все понимает, - возразила я. – Он даже в животе затихал, когда я читала старшему сыну.
Вот так – неожиданно для самой себя - я изобрела рецепт от плача.
До года мы страдали от колик в животике и засыпали под сказки.
Детское чтение не прошло даром. В три года Ромка пересказывал с легкостью большие сказки, знал много стихов наизусть, но больше всего он любил миф про храброго Персея и медузу Горгону. В пять лет он начал читать, и у меня не было проблем, чем его занять. Вернее, проблема появилась. Он стал буквально «глотать» книжки. Купишь одну, а на завтра она уже прочитана, причем не книжка-малышка, а объемная, солидная. Я часто проверяла, осознанно ли он читает, задавая вопросы по содержанию, или просила пересказать. Особенно ему нравились каверзные вопросы на внимательность при чтении. В школьной и клубной библиотеках Нина Михайловна и Любовь Петровна уже знали и всегда подбирали книжки поинтереснее, посодержательнее. И вот что интересно… Глядя на младшего брата, стал больше читать старший сын. А за книги о Гарри Поттере они устраивали настоящие баталии, благо, что учились в разные смены. А по вечерам так и ждали момента, кто успеет взять книгу первым. Да что старший сын… мы сами с отцом неоднократно попадали впросак от его вопросов. Круг чтения Ромы стал значительно шире нашего, а он, не осознавая это, задавал вопросы по прочитанному, и мы, чтобы не ударить в грязь лицом, стали подчитывать и перечитывать книги нашего детства.
Зимний вечер… Мягко потрескивают в печи дрова. За окном мягкими хлопьями падает снег. Мой младший сын увлеченно читает. Привлечение к чтению состоялось… Теперь уже не только Роман, а мы читаем книги, чтобы соответствовать кругозору сына.