Детское творчество

Работы призеров конкурса "Книга, которую я не забуду" 
(лучший отзыв на книги иркутских писателей)

2 место

Зонова Галина

14 лет,
г. Усолье-Сибирское

ДОБРЫМ ЛЮДЯМ - ДОБРЫЙ МИР!
(По рассказу А.И. Просекина «Добрый мир»)

Я помню, как взяла в руки книгу А. Просекина «Добрый мир». Эта красная книга сразу заинтересовала меня. Было в ней что-то трогательное. Как обычно, сначала я прочитала фамилию автора. Писатель был мне незнаком. Затем название - «Добрый мир». О чем же будет рассказ? Начав читать, я уже не могла остановиться. Было что-то интригующее и непривычное в том, как пишет автор.
В этом рассказе мне открылась правда. Сколько бы ни было зла на Земле, добро-то ведь тоже есть. Мы его встречаем, правда, реже, чем зло, но оно есть, и это дает надежду, что все в мире произойдет как в сказке, где добро побеждает зло. Но сейчас, почему-то, все идет наоборот. 
Удивительным мне показался Дмитрий Георгиевич, который смотрит на детей, наблюдает за ними и видит гораздо больше, чем другие. Он видит их взаимоотношения, отношение к окружающему миру и делает выводы (довольно верные, на мой взгляд). Также обеспокоена судьбой детей и Евгения Сергеевна, которую очень угнетает, что она не может иметь своих детей. 
Дмитрий Георгиевич и Евгения Сергеевна - учителя (он преподает русский язык и литературу, она - химию). Дети - главное дело их жизни. У Евгении Сергеевны тяжело на сердце, когда они говорят о детях, поэтому иногда между нею и Дмитрием Георгиевичем возникают конфликты. Она считает, что взрослые - это тоже дети (взрослые - в прошлом были детьми, но потом они выросли и стали большими детьми). Евгения Сергеевна - удивительно обаятельный человек.
До чего же точно изображает автор жестокий детский мир в лице двух девочек: первая - смелая и быстроглазая, в красной курточке и белой пушистой шапке, вторая - не менее симпатична. Но именно за их обаянием и скрывается эгоизм. Они легко могут обидеть человека, забыв о том добром, что он для них сделал.
Витюля находится между двух миров. Просекин дает своему герою такую характеристику: «Типичнейший представитель среднероссийского пацановьего братства! Рыжий, голубоглазый, с полными губами и той особой независимостью в лице, которая разрешает домысливать что угодно: беззаветную отвагу в рукопашной, дерзкую решительность прыгнуть с зонтиком со второго этажа, гордую нелюбовь к ябедам, - кому что нравится».
Мальчишка и одет был по тем временам классически: подшитые валенки, короткое серое пальто на двух пуговицах и синяя спортивная шапка «петушок». Через плечо его переброшены коньки. Не знаю почему, но самое большое впечатление на меня произвела его синяя шапка. Это у меня всегда ассоциировалось с детством. Наверно потому, что когда я была еще маленькой, мой брат тоже носил синюю шапку «петушок», которая мне бесконечно нравилась. Я просила у родителей такую же шапку, но они говорили мне: «Подрасти». И правда, когда я выросла, я не захотела носить такую шапку. Не потому что она мне разонравилась. Я стала просто любоваться ею со стороны. Это мне нравилось больше.
Воплощением доброго мира является круглолицая сероглазая полненькая девочка тринадцати - четырнадцати лет, которую Дмитрий Георгиевич назвал богиней. Но она ведь и действительно в каком-то роде богиня.
Эта книга показывает отношения между людьми.

Прочитав рассказ, мне захотелось изобразить мир своеобразными символами:
Черта, на которой находится Витюля, - это граница между добром и злом. Вверху Добрый мир, воплощением которого является девочка-подросток. Внизу - Злой мир, нашедший отражение в лице двух девочек. На рисунке видно, что каждая из них в руке держит конфету-карандаш, ту самую, которую девочки пожалели Витюле. От конфеты идет стрелка к каждой девочке. Эта «обратная» стрелочка показывает, что в злом мире каждый делает что-то только для себя и ни с кем не собирается делиться. В Добром же мире между девочкой и Витей идет обмен. Девочка дарит Витюле зеленую конфету-карандаш, а он отдает ей свое восхищение, уважение. Этим-то и отличаются миры: в Добром ты чего-то отдаешь и что-то получаешь взамен, неважно, материально или морально, а в Злом - нет.
Это, конечно, не значит, что если девочки пожалели леденца, то они плохие. Нет, они не плохие. Просто, возможно, они еще не понимают, что помимо материальных ценностей есть еще и моральные, которыми часто люди дорожат гораздо больше. Это дружба, уважение, любовь. Мы живем в обществе и не можем быть от него отделены. Но пока некоторые дети, а часто и взрослые, этого не понимают, мы должны прощать им это. Ведь на зле добро не построишь.
Я наконец-то поняла роль Дмитрия Георгиевича: его глазами я наблюдала за миром рассказа. Он обратил мое внимание на то, над чем мало задумываются.
Рассказ произвел на меня большое впечатление. Я вдруг поняла, что не все так плохо, что не все потеряно. Рассказ помог мне обрести надежду, веру в то, что Добрый мир есть!
С последней закрытой страницей я оглядываюсь вокруг. И вдруг перед глазами встает расплывчатый образ - образ сероглазой девочки - воплощения Доброго мира. Она ободряюще мне улыбается...