Детское творчество

Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ " 
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)

Награждены дипломом 
за сохранение традиций семейного чтения

Наталья Владимировна Ушакова
п. Эдучанка, Усть-Илимский р-н

Чтение в нашей семье

Книги знают больше самого образованного отца или матери.
Книги не могут забыть или перепутать. И если в книгах нет ответа, значит, человечество еще не додумалось, не дозналось, не докопалось до него.

Линкова И.Я.

Чтение дает нам обширный и колоссальный опыт жизни. Оно делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается нам только тогда, когда мы сами читаем, вникая во все мелочи. А такое чтение возможно только тогда, когда читаешь с удовольствием.

В нашей семье чтение – многолетнее увлекательное занятие для всех. Мы любим разные книги: классическую литературу, сказки, стихи русских и современных поэтов, энциклопедии, детективы, а также выписываем периодическую литературу.

Научила нас с братом такому чтению наша мама. Она очень много читала. Сколько ее помню, она всегда с книгой. Мама читала нам сказки на ночь, когда мы были маленькими, и научила нас читать очень рано. Мне было 4 года, а брат научился читать в 5 лет. Тогда мама читала нам интересные отрывки из книг. Так мы прослушали многие места из «Маугли», Паустовского, Пушкина, Лескова, басни Крылова, былины о Добрыне Никитиче и многое другое. Мы до сих пор любим то, что читали нам в детстве. Все, что нравилось читать маме и папе, постепенно начинало нравиться и нам.

Когда я пошла в школу, я читала уже довольно бегло. Первоклассники учили свои первые буквы, складывая их в слоги, а я прятала под партой интересный рассказ. Не раз за этим занятием меня заставала первая учительница – Валентина Сергеевна Палкина. А мне было неинтересно учиться тому, что я уже хорошо умела. Так я научилась читать, и в школе у меня не было проблем с русским языком и литературой. Помимо школьной программы, я читала разные книги. В то время были популярными произведения В. Астафьева, В. Белова, А. Рыбакова. В юности увлекалась поэзией Александра Блока, Саши Черного, Зинаиды Гиппиус. Очень любила и люблю читать стихотворения наизусть.

Традиции семейного чтения сохранились и в моей семье. Приобщать своего сына Сашу к чтению, мы начали с младенчества. Он еще не умел разговаривать, а мы уже начали читать ему потешки, колыбельные, присказки. Потом учили наизусть некоторые стишки и потешки из книг «Ладушки», «Через наше село летело помело», «Мы водим хоровод». Каждый вечер Саша требовал что-нибудь ему почитать. Папа или мама брали в руки любимые сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и читали на ночь. Саша исправлял нас, если что-то, по его мнению, мы читали неправильно. Кроме этого, мы старались читать ему с выражением. Начнем читать сказку о животных, и манера исполнения изменяется. Вместо голоса рассказчика появляется несколько новых, запоминающихся. «Толстым» грубым голосом говорит медведь, слащавым с хитринкой – это Лиса Патрикеевна, тоненьким голосочком ведет разговоры зайчик-побегайчик. Нет на нас театральных костюмов, но этого и не надо. Перед нами предстают во всей красе персонажи русских народных сказок.

Чтобы научить сына читать я купила несколько детских азбук: «Азбука профессий» А. Зверева, «Азбука в стихах» В. Арсеньевой и «Азбука» Д. Борисова. С 4 лет Сашу начали знакомить с буквами. Сначала я ему просто читала эти книги, потом стали учить буквы по картинкам, к 6 годам он научился читать.

И тогда любимыми произведениями стали сказки А.С. Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»; «Разноцветные сказки» М. Сергеева. А еще стихи В. Берестова из книги «Лежебока». Наизусть Саша выучил стихотворения «Заяц-барабанщик», «Про машину», «Снегопад».

Когда в 7 лет мы крестили сына Александра в церкви, нас серьезно заинтересовала Библия. После крещения нам вручили «Молитвослов на каждый день», который мы всей семьей читали перед сном. В январе 2007 года в Эдучанку привозили раку со святыми мощами святителя Иннокентия Иркутского. История его жизни заинтересовала Сашу, и в сельской библиотеке мы нашли несколько книг об этом человеке. Кульчинский был сыном священника Киевской губернии. Воспитание и образование получил в Киевской духовной академии. После ее окончания был послан для распространения христианства в иноверном Китае. В 1722 году Иннокентий прибыл в Иркутск. В Иркутской губернии он начинает заниматься обращением в веру местных бурят. 26 августа 1727 года священник Иннокентий получил указ, которым назначался настоящим епископом вновь открытой Иркутской епархии. Занимался новый епископ благоустройством церквей, привел в порядок деятельность духовенства. Через 33 года после смерти святителя, при исправлении ветхой Тихвинской церкви, тело его, гроб, одежды и бархат были найдены нетленными. С тех пор народ начал стекаться ко гробу святителя. Люди, с верою обращавшиеся к нему, стали получать чудотворную помощь. С 1766 года по 1800-й именем Иннокентия свершилось 76 чудес, о которых сохранились достоверные известия. Всех записанных чудес св. Иннокентия известно более ста. Но можно сказать, неисчислимы те благодеяния, которые получили болящие и страждущие от чудотворной помощи великого иркутского угодника. Эти книги мы читали всей семьей.

Наш Александр учится сейчас в 3 классе. Со временем его пристрастия в чтении, конечно, изменятся. Ему нравится познавательная литература, энциклопедии из серии «Хочу все знать», «Энциклопедии от «А» до «Я». Так, он прочитал энциклопедию «О природе для больших и маленьких» Ю. Дмитриева, «Из чего все?» Ф. Лева, «Все обо всем». Он очень хочет знать обо всем на свете. Читает Саша много, любит всем рассказывать об интересных фактах. Он у всех спрашивает: «А ты знаешь, какой самый сильный человек в мире?» или «А вы слышали, что крокодилы живут больше 100 лет?». И этими вопросами он забрасывает своих одноклассников, бабушку, дедушку, двоюродных братьев и особенно нас, своих родителей. Несмотря на то что Саше хочется чаще играть в компьютерные игры, мы заставляем его читать обязательную литературу. Иногда он протестует. Так было с книгой Н. Носова «Незнайка на Луне». Очень не хотелось приниматься за такую толстую книгу. Но когда он начал читать, оторвать его было невозможно от такого увлекательного занятия. За новогодние каникулы книга была прочитана. А у Саши нашлось время для игр на улице и дома. Теперь это его любимая книга.

В данное время наша главная задача – поддержать у Саши уверенность в том, что самостоятельное чтение книг – приятное и увлекательное занятие, будем обращать его внимание на книги – справочники, научно-познавательную литературу. Постараемся бывать с ребенком не только в книжном магазине, но и в читальном зале библиотеки.

Проанализировав свой библиотечный формуляр за последние 5 лет, прихожу к выводам, что мои пристрастия к чтению почти не изменились. По-прежнему очень люблю произведения В. Астафьева «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой», «Пролетный гусь». Прочитала много рассказов и повестей В. Распутина: «Прощание с Матерой», «Пожар», «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана». Некоторые сцены из «Прощания с Матерой» попыталась поставить на сцене. Сейчас работаю над сценарием по 40-летию Усть-Илимского района, обязательно включу материал по затоплению деревень из этого произведения. В своей работе художественного руководителя Дома культуры использую произведения русских сатириков второй половины 19 - начала 20 века: Аверченко, Тэффи, Зощенко. Очень люблю читать со сцены рассказы А.П. Чехова, Тэффи, Зощенко. Эти произведения актуальны и в наши дни.

Мой муж Владимир работает в школе учителем технологии и автодела. Поэтому любит техническую литературу. В библиотеке берет журналы «Техническое творчество», «Вокруг света», «За рулем». Любимый автор – В.М. Шукшин. Он любит рассказы и повести этого автора.

В настоящее время читаем книги всей семьей, пересказываем прочитанное друг другу, обмениваемся мнениями о прочитанном, интересуемся у сына, что читали в школе. Читаем вслух всей семьей – не для ребенка, а вместе с ребенком. После прочитанного стараемся разговаривать о той эпохе, в которой жили герои, радуемся добру, справедливости, восхищаемся мудростью и мужеством одних, испытывая стыд и боль за других. Помогаем друг другу увидеть в книгах тот самый бесценный опыт поколений, ради которого книги пишутся, издаются, читаются, учат нас этот опыт воспринимать и осваивать.