Детское творчество

Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ " 
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)

Награждены дипломом за развитие творческой личности ребенка

Татьяна Николаевна Гусакова
Братский район, г. Вихоревка

Опыт привлечения ребенка к чтению

Хочу поделиться своим скромным опытом по привлечению детей к чтению.

В нашей семье – двое детей, сын Антон и дочь Виолетта. Еще тогда, когда я носила их под сердцем, я старалась почаще разговаривать со своими будущими детьми. И этот период вербального общения считаю не менее важным, чем необходимость интенсивного эмоционального контакта в период после рождения.

Со своими книжками-малышками дети познакомились еще в первые месяцы жизни. Бывало, дочка долго не могла уснуть ночью, лучшим лекарством служила книга. Мама или папа почитают, и глядишь, в тихой и спокойной обстановке незаметно сон приходил.

Другим положительным моментом было то, что в малолетнем возрасте дети быстро и легко запоминали стихи и с удовольствием их рассказывали.

Самыми любимыми книжками в свое время стали книги А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Толстого, веселые рассказы Н. Носова о Незнайке и его друзьях-коротышках.

Эти книги настолько стали им близки, что, если так можно выразиться, зачитывались буквально до дыр.

Первые стихи Вита читала уже в полтора года. Память тренировалась. И сейчас, чтобы выучить стихотворение, которое задают в школе, Виолетте требуется 10 - 15 минут.

Старшего сына Антона я начала учить читать в шесть лет. У нас была такая установка, чтобы каждый день осваивать одну страницу азбуки. За год перед школой Антон успел добиться хороших результатов, бегло, без всяких затруднений читал любые тексты. Поэтому школьная программа ему давалась без трудностей.

По рассказам своей мамы я знаю, что меня научили читать в четыре года. Моя мама почти всю жизнь проработала в библиотеке, в том числе и в детской. Поэтому и в моей жизни чтению уделялось очень большое значение, так как меня с самого детства везде и постоянно окружали книги.

Свою младшую дочь Виолетту, которой сейчас девять лет, я решила попробовать обучить чтению в 3,5 года. Купили азбуку в стихах, в которой она быстро запомнила все буквы. Буквы в слоги складывали в виде песни. Этот процесс настолько привлек Виолетту, что впоследствии, даже если у меня не было времени с ней позаниматься, она осваивала азы чтения самостоятельно по своим любимым книжкам. И теперь, что называется, дочь просыпается с книгой и ложится с книгой.

Больше всего внимание Виолетты привлекают книги о природе, о животном мире. Она не только читает их, но достаточно много и в увлекательной форме может рассказать об особенностях поведения зверей, птиц, морских обитателей.

Когда нам предложили участвовать в конкурсе «По страницам книг Марка Сергеева», который был предложен Иркутской областной детской библиотекой имени М. Сергеева, Виолетта в первую очередь, конечно, ознакомилась с его творчеством. И кроме статьи о творчестве М. Сергеева Вита придумала новые сказочные приключения его героев – Нерпенка и Омулька, продолжив сказку М. Сергеева «Глоток океана», которые сопровождались иллюстрацией, сделанной совместным трудом папы и дочери. Впоследствии, по решению редакционно-издательского совета библиотеки, этот рисунок был напечатан на первой обложке книги «Разноцветные краски Марка Сергеева», а книга прислана Виолетте в качестве подарка.

Результатом любви к животному миру и любви к книгам стало ее желание создавать свои рассказы. Пока не умела писать – это было устное творчество. Откроет книгу, придумает свой сюжет, крикнет мне: «Мама, ты будешь слушать?» Я слушаю, и отмечаю про себя, а ведь у нее получается настоящий рассказ с различными героями. Иной раз даже действие этих героев захватывает, хочется узнать, что же будет дальше?

А впоследствии стали слагаться первые строки ее небольших произведений.

В семь лет Виолетта нас удивила, прочитав свой первый пробный рассказ от имени собаки Шарика. Сейчас дочь каждый день пишет дневник кота Мура. Кот Мур – это ее любимая игрушка, который благодаря ее рассказам превратился в живого друга.

В своих рассказах Виолетте хочется показать тесную взаимосвязь между людьми и животными, их привязанность, доброту и любовь друг к другу.

Так, после прочтения двух книг Дитлофа Райхе о хомяке Фредди, появился ее новый рассказ «Дневник хомяка Рыжика». Эти книги по двести с лишним страниц она прочла за какие-то два дня. А свой рассказ дочь создала буквально за два часа.

В планах Виолетты еще много творческих идей и замыслов, которые, я думаю, она осуществит.

Некоторые ее рассказы еще не закончены, так как творческий процесс порой длится не один месяц. Виолетта периодически их продолжает писать, когда приходят новые мысли и вдохновение.

И кто его знает, может, вот такая большая и преданная любовь к книгам поможет осуществиться ее будущим мечтам – стать ветеринаром и детской писательницей!