а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Создание единого образовательного пространства через организацию взаимодействия детского сада, семьи и библиотеки

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. 
Как известно, современные дети все чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. У литературного произведения сейчас много заместителей – аудио-, видео-, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги.
В книжных магазинах можно найти множество интересных, красочных детских книг, но в большей мере они не востребованы, так как дети в любое время могут посмотреть в интернете, например, новый разрекламированный мультфильм. И это вполне устраивает родителей, ведь книгу придется читать, тратить свое время, что-то разъяснить ребенку, а фильм на цифровом устройстве малыш смотрит самостоятельно. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью – оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач:
– пробуждение у детей интереса к общению с книгой; расширение знаний в области литературы;
– расширение представлений детей о значении библиотек;
– повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
– установление тесного сотрудничества между социальными партнерами – библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;
– воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей;
– развитие памяти, речи, внимания;
– воспитание интереса к творчеству поэтов и писателей нашего края в тесном сотрудничестве с Областной детской библиотекой имени Марка Сергеева
В детском саду мы стараемся прививать детям любовь к книге и одновременно к своему краю через знакомство с произведениями известных писателей – наших земляков. Местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, почувствовать себя причастным к истории своего края, своей страны. Данная литература позволяет объяснить детям важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны беречь природу и окружающую среду, сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, проявляя понимание и уважение.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Из книг писателей-земляков ребята узнают о красоте и хрупкости окружающего нас мира. Они осознают необходимость беречь природу, становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе, способность понимать ее живую красоту постепенно сливаются с чувством родины.      
В начале учебного года руководство Областной детской библиотеки им. Марка Сергеева составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор о творческом сотрудничестве библиотеки и детского сада на ближайший год, куда включаются разнообразные формы работы. За учебный год дети знакомятся с творчеством Марка Сергеева, Софьи Бунтовской, Юрия Черных, Семена Устинова, Анатолия Горбунова, Василия Стародумова, Михаила Трофимова, Марии Артемьевой, Владимира Скифа, знакомятся с героями журнала «Сибирячок» и др. Для работы в условиях пандемии сотрудники библиотеки разработали онлайн-встречи.
Формы литературно-краеведческой работы весьма разнообразны:
– чтение книг писателя в детском саду; 
– прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов, в том числе мультипликационных и детских игровых фильмов;
– составление литературно-краеведческих альбомов, посвященных жизни и творчеству писателя в родном городе, крае; 
– творческая деятельность детей по мотивам произведений писателей родного края (художественные выставки, конкурсы, театральный фестиваль); 
– встречи с писателями родного города;
– сотрудничество с библиотекой, встречи с писателями.
Первым автором, с которым знакомятся дети, является Марк Давидович Сергеев. В Иркутске его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению. 
Мы провели вместе с детьми плодотворную работу, направленную на знакомство с жизнью и творчеством Марка Сергеева. Читали его книги «Разноцветные сказки», «Сказка о нетающей снежинке», «Глоток океана», познакомились с героями журнала «Сибирячок». Именно Марк Сергеев создал в журнале замечательных героев нашей сибирской тайги: озорного мальчишку Сибирячка, боцмана Сарму, доктора Анти-Оха, лешего Кешу и других. Стихи о Байкале заучивали наизусть и провели конкурс чтецов. После прочтения сказки «Глоток океана» у нас родилась замечательная идея – создать мультипликационный фильм. Сначала мы с ребятами обсудили поведение героев, вспомнили полюбившиеся эпизоды из произведения, нарисовали картинки, персонажей, создали декорации. С каждым ребенком мы поговорили о том, кто такой товарищ, а кто приятель и друг. Затем весь отснятый материал мы оцифровали, и получился мультфильм, который очень понравился детям. Они узнавали свои работы, чему очень радовались. Создание мультфильма – это новое для нас направление. Оно оказалось очень удачным. Теперь дети точно не забудут Нерпенка и его друга Омулька, созданных Марком Сергеевым. Хочется надеяться, что это станется у них в памяти на долгие годы и, в свою очередь, вызовет интерес к чтению художественной литературы. Родители тоже не остались в стороне, помогали нам в рисовании иллюстраций, заучивании стихов.
От эффективности совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. Видя заинтересованность родителей, дети активнее включаются в разные виды деятельности. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного периода развития ребенка.