а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Горбунов А.К. / О жизни и творчестве

Хрустальные родники поэзии

Книга стихов Анатолия Горбунова «Журчинки»

Литература для детей имеет в России давнюю и плодотворную традицию. Она уходит в глубь столетий и имеет свою историю обращения к ней на трагических изломах социальной жизни. В со­ветский период не выбрасывали за борт ни Ваньки Жукова, ни героев Толстого или Горького, хотя и использовали классику как свидетельства трудной судьбы детей при «царском» «ужасном» прошлом. А что же происходит в «демократическом» настоящем? При всеобщем молчании и равнодушии граждан дети поделены на тех, что растут в семьях «социально незащищенных» (читай – нищих), на брошенных и отказных и отпрысков элиты. Радио, объявившее себя «настоящим» с «настоящей политикой» и «настоящими детективами», тиражирует рекламу, использующую детские голоса в защиту роскошных условий отдыха на курортах Красного моря. Дети дружно кричат «нет, нет», когда им предлагают переехать из одного богатого курорта на другой, более богатый и роскошный. Слушайте, граждане, и разумейте: ваша нищета есть ваше неумение приспосабливаться, и вы обречены вымирать наподобие динозавров. О борьбе за детское сознание идет нешуточная борьба. Много уже говорено о вытеснении с экрана TV мультиков, добрых и ярких, на зарубежные, где зубы, пинки и культ силы служит «воспитанию» бессилия и ощущению неполноценности. На экранах ОРТ уже многие годы царствуют уродцы в образах Хрюши, Степашки, Каркуши, помогающих рекламировать мультики. «Общая газета» (16-22 ноября 2000г.) объявила о закупке нового сериала компании ВВС Worldwide (365 серий) «телепузиков». В числе госу­дарств, территории которых охвачены новой продукцией, числятся ЮАР, Австралия, Новая Зеландия и – Россия. Надо же порадовать юного зрителя не только Винни-Пухами и Пеппи Длиннымичулками, на которых  радуются СМИ, воспитаны целые поколения.

Есть ли в современной России силы, способные противостоять накату на детей чуждых, антинациональных сил? Безусловно, есть, хотя в нынешних условиях информация о них слаба, а библиотеки, как в недавнем прошлом, не получают обязательного экземпляра книг, выходящих на территории бывшего СССР. В Иркутске есть силы в среде творческой интеллигенции, неизменно обеспокоенные воспитанием детей и юношества. Стали классикой «Рудольфо», «Уроки французского» и другие рассказы В. Распутина. Успешно работают в «Сибирячке» писа­тели и художники М. Трофимов, О. Вол­кова, Г. Машкин, А. Хайрюзов, А. Муравьев и другие. Здесь же детям возвращается классика. Стихи Державина, Пушкина, беседы о главном с православными философами возвращают в лоно великой культуры.
Заметным явлением станет и книга для самых маленьких, написанная известным писателем Анатолием Горбуновым – «Журчинки». Над ней потруди­лись в качестве редактора А. Румянцев, художник Ф. Ясников, издательства журнала «Сибирь» и «Письмена», научив­шиеся издавать книги высокого технического уровня. Автор стихов для ма­лышей поэт Анатолий Горбунов вышел на новый уровень разговора с детьми. Он помогает утверждению в сознании начинающего сознательную жизнь человека ощущению высокого, еще не утраченного мира природы, ее загадок, чудес, неожиданностей. Ее гармония и проявление стихий вовлекают в свое поле и все живое на земле. Герои стихов – цветы, деревья, птицы, звери, дети, их мамы и деды. Это и есть та идеальная почва для воспитания человека, в душе которого должны сохраняться восторг перед красотой, сострадание и мудрость.

Название «Журчинки» вытекает из самого чистого источника – ключей, бьющих из- под земли. Природа в стихах А.Горбунова поражает красками и музыкой, образным воплощением и сердечным приятием красоты и суровых законов ее бытия. Солнышко у него способно высушить детскую слезу; озера, как зеркала, помогают увидеть себя и поднебесный мир. От инея и первого льда поют болотца, розовый шиповник и золото осенних павших листьев озаряют уход тепла, грозы очищают землю грохотом и ливнем, голубое донце неба оглашают звоны жаворонков, вьюги – хохочут, верба брызжет, распуская зелень, черемша тянется к свету, лось пьет в речке солнышко, лесные паутинки цепляются за лосиные рога, опёнок щурит глазки. Этот добрый, красивый яркий мир живет почти во всех стихах и западает в душу незаметно, но прочно. Ему подстать и все живое под небом Вселенной.

Медведь – хозяин тайги – добывает своим деткам «молочные орехи», бурундучки, эти юркие, красиво окрашенные зверьки-добытчики, невольно подкармливают и людей, и зверей. Острым, наблюдательным зрением видит поэт, как раскачиваются на воде «удочки -подлеточки», как качаются на волне, чистятся, купаются. А голубь?

Он такой хороший! 
Хохолок взъерошен. 
На траве токует – 
Крутится, воркует, 
Кланяется в ножки... 
Хлеб клюет с ладошки.

Кузнечик – добрый человечек, зверек барсук шаловлив и резв настолько, что бросается наперегонки с букарашкой. Если в стихах поэта и появляются ощетинившиеся звери и покажут клыки, то лишь из страха перед бедой, в обороне. Им и следует «чутко держать на макушке растопыренные ушки».

А цветы, а ягоды, а щедрые на дары растения, – какое это чудо! Книга А. Горбунова учит доброте, не навязывая ребенку свое, а лишь раскрывая богатства и красоту Божьего мира. У него и следует учиться мудрости.

Книги для детей неизменно несут в себе поучение. В «Журчинках» дидактика скромна и ненавязчива. Поэт не приемлет трусость («Гусак»), болтливость («Сороки»), лень.

Нет манеры хуже – 
Ссориться напрасно.
Поглядитесь в лужу, 
Сразу станет ясно,

Надоевшая детям каша – это ведь такое благо. От нее и сила, и здоровье. Отчего лягушка потеряла зубки? Да от чрезмерной любви к конфеткам. Она же, кашка, в трудные минуты укрепляет уверенность в себе. Наблюдая бойню бука­шек, малышка, поевший кашку, «спокойно букашек разнял за рога». Народная мудрость о слабом, мало поевшем каши, вживлена в стихах умело  и предстала как простая истина.

Стихи-нравоучения, как и все дру­гие, включенные в книгу, хорошо отделаны, ритмически чисты, и это важно. Именно к этому стремились классики, и именно культура стиха и мысль, заключенная в нем, обеспечивают долгую жизнь поэзии.

Книгу «Журчинки» отличает разнообразие жанров. В ней на равных живут стихи о добре и мудрости природы и скороговорки, загадки, обереги, байки, потешки. Жанровое многообразие книги помогает расширить фантазию ребенка, ее национальную природу. В парадоксах мысли, предлагаемых автором в ряде стихов, скрывается сложность жизни и необходимое поучение. Не жадничай, не погружайся в мир неподвижности и лени, береги все живое.

Кошке Мурке ни хо­лодно, ни жарко, что в доме кончилась еда.

Улетели ее мысли 
На еловом коромысле
Через реки и хребты, 
Где мышей пасут коты...

Какой это замечательный, многого­ворящий сюжет! Как и многие другие, сказочные и забавные истории оказались, к сожалению, невостребованными в рисунках.

Художественное оформление книги оказалось беднее ее содержания. Есть повторения образа петуха-драчуна с ко­сой. Медведь, добытчик орехов, с колуном сидит почему-то у пня. Частое повто­рение рисунка ягоды-малины и шишек, обрамляющих страницы, должно было исходить не из одной яркой картинки, найденной первоначально, а из содержания стиха. Дети, как известно, сначала рассматривают картинки. Есть в книге рисунки-находки (стр. 2, 3, 6, 15), но их могло быть больше.

Как правильно указано в обращении к детям на последней странице, автор –«охотник и рыбак, травник и путешественник» – сумел создать «волшебные сти­хи». Они учат наблюдательности, любви к родному краю, расширяют словесный и образный мир. Родители и воспитатели детских садов, начальных школ и детских домов найдут в «Журчинках» красочный, добрый мир, такой необходимый и спа­сительный в мире компьютеров, черных ящиков, интернетов и рационализирующегося сознания. А. Горбунов открыл в нынешних условиях мир, в котором еще можно жить.

   Надежда ТЕНДИТНИК