а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Воспитание нравственных качеств, таких как долг, честь, достоинство, необходимо начинать с раннего детства. Старший дошкольный возраст – важный период в развитии детей. В это время у них активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения.  А. И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Сегодня в обществе существует множество проблем, например, одинокие старики, брошенные дети, плохая экология, алкоголизм и т. д. И решение многих из них связано с уровнем нравственности нашего общества.
Формирование нравственных ценностей у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большая роль при этом отводится детской литературе. Художественные произведения эмоционально воздействуют на детей своей яркой образной формой, увлекательными сюжетами, изображением внутреннего мира героев, заставляют сопереживать им, радоваться печалиться. В. А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместится в годы юности и тем более в зрелом возрасте».
Таким образом, важность привития нравственных ценностей, с одной стороны, и недостаточность целенаправленной, систематической работы по этому направлению – с другой, определили выбор темы проекта: «Нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой».
Задачи, которые мы решали в процессе осуществления проекта: 
1. Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру, другим людям и самому себе. 
2. Развитие способности сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость. 
3. Формирование и развитие культуры речевого общения (речевого этикета). 
4. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых. 
5. Воспитание у детей чувства ответственности за свои дела и поступки.
Опрос детей на начальном этапе реализации проекта и анкетирование родителей показали, что почти 40 % детей не любят рассматривать и читать книги. Интерес детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители мало внимания уделяют данному вопросу. У детей отмечается затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, в оценке действий героев. Интерес к драматизации – разыгрыванию по ролям сказочных произведений – развит, но дети не могут передать эмоции и характерные особенности персонажей, без помощи взрослого не могут выбрать себе роль.
Наша система работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы включает в себя создание развивающей предметно-пространственной среды, организацию работы с детьми и с семьей.    
Особое место в группе отводится центру речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены художественные произведения для детей, иллюстрации разных художников. В ходе реализации проекта нами совместно с детьми и их родителями были подобраны произведения, которые способствуют формированию нравственных качеств у дошкольников.
 

Нравственные качества

Художественные произведения

 

 

Человеколюбие

Л. Толстой «О людях больших и маленьких»; С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

Трудолюбие

Сказки «Колосок», «Три поросенка»; К. Ушинский «Всякой вещи свое место»;  Я. Тайц «Карандаш»; К. Чуковский «Федорино горе»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

Бескорыстие

Сказка «Жихарка»; М. Пришвин «Лесные хоромы», З. Александрова «Птичья ёлка», «Мы кормушку смастерили»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; Г. Зайцев «Уроки Айболита»

Порядочность

Сказка «Лисичка со скалочкой»; Г. Ладонщиков «Не скучаю»; К. Чуковский «Айболит»; В. Бианки

 «Бесплатные столовые», М. Горький «Воробьишко»; А. Барто «Есть такие мальчишки»; С. Сахарнов «Самый лучший пароход»; В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; С. Маршак «Кошкин дом»; Г. Зайцев «Уроки Айболита»

Терпимость

Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал»; Н. Сладков «Карась»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Михалков «А что у вас?»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»

Вежливость

В. Осеева «Волшебное слово»; Е. Благинина «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает»

Алгоритм работы с книгой включает в себя следующие этапы: размещение произведения в книжном уголке; чтение; беседа и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация или создание иллюстраций к произведению. 
В группе есть пальчиковый, настольный и кукольный театр, что позволяет детям обыгрывать прочитанные произведения, реализуя свои творческие идеи. Такая деятельность способствует закреплению знаний, полученных в процессе образовательной деятельности, обогащению социального опыта дошкольников. 
Кроме этого, при обсуждении художественного произведения рассматриваются проблемные ситуации по теме нравственности, дети сами придумывали сказки и рассказы по темам, иллюстрируют книги. Создание рукотворных книг вместе с родителями оказалось очень интересным процессом, и их в финале проекта собралась целая коллекция.
Параллельно был реализован подпроект, посвященный творчеству Марка Сергеева. Идея этого проекта возникла после того, как дети познакомились с историей Иркутска и с удивлением узнали, что слова знаменитой и всеми любимой песни «Любимый Иркутск – середина Земли» написал Марк Сергеев. Нам удалось при помощи родителей собрать небольшую библиотечку его книг и оформить выставку. Знакомство дошкольников с произведениями писателя, написанными для детей, оказалось важной частью работы по нравственному воспитанию, ведь герои Марка Сергеева живут по законам доброты, правды, дружбы и справедливости.
В результате нашей деятельности по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами художественной литературы у детей появился выраженный интерес к чтению, они научились проявлять сочувствие к героям произведений, понимать, что хорошо, что плохо. Все это способствует созданию благоприятных условий для нравственного развития дошкольников.
 

Литература

Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей  / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. –208 с.
Гильманова, О. Л. Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО : метод. рекомендации / О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил, 2015. – 40 с.