а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Опыт реализации информационного творческо-познавательного проекта «Читаем Марка Сергеева детям»

Есть в мире места, в которых природа 
выстроила самые заветные свои плакаты, куда собрала поистине музейные чудеса… 
Немного найдется уголков на земле, где можно узреть одновременно детство, юность, 
молодость, старость и даже глубокую древность мира.
Марк Сергеев
 

Для чего книга нужна дошкольнику? Чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героями книг необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ними, а иногда и поплакать. К сожалению, в некоторых российских семьях книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель морального неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают вместе с ним книжку. 
Знакомство с произведениями детских писателей помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова.
В современном мире дети меньше читают, не умеют организовывать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. С учетом этого наша работа направлена на развитие и поддержку интереса к чтению у всех участников образовательных отношений. Цель информационного творческо-познавательного проекта «Читаем Марка Сергеева детям» – сформировать устойчивый интерес воспитанников нашего дошкольного учреждения к произведениям детских писателей. При этом решаются следующие такие задачи, как создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном общеобразовательном учреждении для развития интереса и поддержки чтения, для знакомства с творчеством писателя; приобщение подрастающего поколения к литературному наследию М. Д. Сергеева.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
В нашем учреждении есть мини-библиотека. Ее читателями стали воспитанники детского сада и их родители. С большим желанием педагоги, родители и дети присоединяются к мероприятиям, которые регулярно проходят у нас. 
С мая по сентябрь 2021 года в нашей мини-библиотеке проходила акция «Читаем Марка Сергеева», посвященная 95-летию со дня рождения писателя. Дети узнали, что Марк Давидович написал множество детских стихов и сказок, придумал загадки, которые они с удовольствием отгадывают. Кот-Муркот, находчивый Холодильник и веселый Нерпенок стали добрыми знакомыми нашим воспитанникам, которые пришли в мини-библиотеку на литературный час, посвященный произведениям замечательного сибирского писателя.  
Также на эту встречу пришел Сибирячок, персонаж сказки Марка Сергеева, веселый мальчуган в забавной шапочке-шишке. Сибирячок рассказал ребятам о литературно-художественном журнале с одноименным названием, который издается в Иркутске и в создании которого участвовал писатель. Можно считать, что Марк Сергеев подарил журналу это замечательное название. Юные читатели узнали, что журнал «Сибирячок» – хранилище уникальных произведений Марка Сергеева, с которыми мы будем и дальше знакомиться. С этим журналом наш детский сад уже много лет сотрудничает. 
Воспитатели познакомили детей с творчеством писателя, предложили родителям список «Разноцветных сказок» Марка Сергеева для организации семейных чтений. Родители малышей, бабушки и дедушки выбрали понравившиеся произведения, по которым затем были организованы праздники для детей. В каждой группе звучали строки из «Нетающих снежинок», шли разговоры о Пете, который вдруг стал шкафом, дети то представляли себя тополиным пухом, то становились веселыми беглецами, то вместе с красками гуляли по страничкам «Разноцветных сказок».
Мы предложили родителям и нашим юным читателям продлить радость от соприкосновения с творчеством Марка Сергеева и продолжить чтение его книг у себя в семьях. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их и помогает ребенку лучше усвоить содержание прочитанного произведения. Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи выказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.
Библиотека детского сада – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, она доступна всем сотрудникам, родителям и детям. Помещение небольшое, все книги (сказки, рассказы, стихи, познавательная литература, различные журналы) расположены на нескольких полках. Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений.
Итоговым мероприятием стала познавательная экскурсия в нашу библиотеку. Мы приготовили для детей и родителей увлекательное путешествие по творчеству Марка Сергеева. В нашей библиотеке представлена выставка его книг. В завершение экскурсии дети поделились впечатлениями, нарисовали рисунки к полюбившимся сказкам Марка Сергеева. 
В результате совместных усилий детского сада и родителей у детей формируется способность слушать и слышать красоту слова, ритм, понимать смысл произведения, эмоционально воспринимать содержание. 
Все наши усилия направлены на пропаганду чтения, однако не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Детям рассказывается, как правильно вести себя в библиотеке, как находить нужные произведения.
Родители и дети стали участниками библиотечных конкурсов, таких как фотоконкурс «Книга в кругу семьи», конкурс на лучшую рукописную книгу по произведениям Марка Сергеева, конкурс чтецов стихотворений Марка Сергеева.  Литературная акция еще раз доказала важность приобщения детей к чтению. Такие мероприятия помогают вырастить и воспитать достойных граждан своей страны, патриотов малой родины!
В заключение хочется отметить, что творчество Марка Сергеева знакомит детей, с такими нравственными ценностями, как справедливость, добро, честность, мужество, сострадание, помогает нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду и природе. 
 

Литература

Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи / Л. В. Байбородова. – Москва : Академия развития, 2009. – 224 с.
Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей / Н. М. Бутырина. – Москва, 2009. – 177 с.
Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / С. В. Глебова. – Москва : Учитель, 2008. – 111 с.
Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду /О. И. Давыдова. – Москва : Сфера, 2010. – 144 с.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 41–49.