а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Елизова, Н. С. Стимулирование детского чтения как катализатора развития личности ребенка через творчество М. Д. Сергеева

Детская книга с точки зрения взрослого человека может показаться явлением простым, но это далеко не так. Она требует от автора большого мастерства. Писателем, в полной мере владеющим искусством создавать произведения для детей, был Марк Сергеев.

Потребность детей в книге возникает в раннем детстве, с ее помощью маленький человек познает окружающий его мир, получает новую информацию. Кроме того, книга – это возможность общения со взрослым. Общение со взрослым через книгу способствует развитию речи, внимания, памяти и др. познавательных психологических процессов, а также становлению эмоционально-волевой сферы, формированию свойств личности, характера маленького человека. В процессе совместного чтения ребенок чувствует свое единение со взрослым, чувствует себя защищенным, в это время можно веселиться, радоваться, вместе переживать.

По мере становления и развития ребенка меняются его способы работы с книгой, видоизменяются навыки: сначала это рассматривание - слушание - перелистывание. Очень важно, чтобы на стадии слушания книга привлекала ребенка, и, чем ярче, талантливее автор, тем больше книга будет нравиться ребенку. На наш взгляд, произведения М. Сергеева не только заинтересуют ребенка на стадии прослушивания, но и будут способствовать мотивации к дальнейшему самостоятельному чтению. Помимо этого произведения Марка Сергеева для детей пробуждают в ребенке желание самому заниматься творчеством - литературным, изобразительным, декоративно-прикладным.

Ярким примером тому могут послужить работы детей, присланные на областной конкурс литературного творчества детей «По страницам книг М. Сергеева», организатором которого является Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева.

Для подготовки детей к участию в конкурсе библиотекарями ЦБС и школьными библиотекарями была осуществлена следующая работа:

  • оформлены книжные выставки «Я родом из Сибири»,

  • проведены литературные часы по творчеству М. Сергеева, литературно-музыкальный вечер «С Иркутском связанные судьбы»,

  • сделаны обзоры произведений, проведены индивидуальные консультации, утренники, инсценировки по произведениям М. Сергеева.

После знакомства с произведениями М.Д. Сергеева дети приступили к выполнению творческих заданий. Ребята не только проиллюстрировали его произведения, выразили свое отношение к ним, но и стали соавторами писателя - сочинили продолжение сказочных историй.

Чтобы сформировать в ребенке читателя, способного на совместное творчество с писателем, необходима помощь взрослого. Задача библиотекаря и учителя литературы - помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при обсуждении произведений следует обратить внимание ребят на то, какие слова или предложения надо объяснить; задать детям вопросы, которые помогли бы пониманию и усвоению материала; использовать наглядный материал.

Приведем несколько примеров из творчества М.Д. Сергеева.

Для создания веселого настроения можно использовать сборник стихов, сказок и переводов «Ребята, пощупайте уши!». Шутка пронизывает весь сборник, начиная с заглавия.

С целью воспитания любви к животным предлагаем детям книгу «В соболином краю». В книге увлекательно рассказывается о жизни, повадках соболей.

Теперь несколько слов о книге «Вот так чудеса!», в которую входят сказочные повести и сказки писателя «Капелька по капельке», «Волшебная галоша», «Машина времени Кольки Спиридонова», «Сказка о нетающей снежинке», «Разноцветные сказки» и т.д. У детей эти произведения вызывают сильнейший эмоциональный отклик. Исследования, проведенные в детских библиотеках различных регионов России, убеждают нас в том, что более всего дошкольники ценят и любят сказки за возможность сопереживания и сострадания любимым героям.

По мнению психологов, сказка помогает становлению эстетических задатков ребенка, совершенствует взаимоотношения подрастающей личности с окружающим миром, гармонизирует внутренний мир.

Для воспитания таких свойств личности, как честность, смелость, предлагаем для обсуждения книги из серии «Каким быть», например «Давайте поговорим». Материалы для этой книги собраны из выступлений автора в радиогазете «Пионерский костер», в которой он отвечал на письма детей. В этой книге Марк Давидович в беседах дружеского характера вел разговор об отношениях со старшими, со сверстниками и многом другом.

Произведения «Море синее – Байкал» и «Глоток океана» не только дают информацию об озере, но и прививают любовь к природе, родному краю, пробуждают у ребенка интерес к изучению природы, в т.ч. своей местности.

Пушкин и декабристы – особая тема в творчестве писателя. «Все мои книги о Пушкине и декабристах – это дань нашей общей любви к замечательным сынам России, чья деятельность, чье творчество оставили неизгладимый след в родной истории», - писал М.Д. Сергеев. Эти книги дают богатый исторический и краеведческий материал, формируют систему нравственных ценностей у детей.

Художественная литература очень важна для развития личности ребенка, это существенное звено в освоении окружающего мира. Творчество М.Д. Сергеева помогает лучше понять себя и других людей, почувствовать природу, животных.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о важности проведения конкурса рисунков по творчеству М. Сергеева. Дело в том, что иллюстрирование произведений – это визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которым дети познакомились, читая книгу. Это помогает лучше понять поступки героя, причину событий. Кроме того, рисование, особенно для маленьких детей, – это органическая потребность, с помощью которой выявляется внутренняя жизнь детской души. Ребенок отражает свои впечатления от произведения, привнося эмоции, переживания, испытанные ими в реальных жизненных ситуациях.

Кроме того, занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка – интеллектуального, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, мышление и речь, развивается мелкая моторика. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует – это развивает мышление и пробуждает ассоциативные связи.

Изучение творчества Марка Сергеева несет в себе еще и воспитательную задачу. Прежде всего, регулятивную, т.к. произведения задают нормы и образцы поведения, внося определенные ограничения и запреты с помощью литературных героев, произведения регулируют общение, учебную и трудовую деятельность, отношения в коллективе, взаимоотношения ученика с учителем и т.д. («Давай поговорим»).

Кроме того, творчество М. Сергеева обладает стимулирующим эффектом, побуждая к позитивным изменениям и предъявляя образцы поведения («Перо поэта», «Давай поговорим»).

Очень важна в современном мире и терапевтическая функция литературы – защита ребенка от стресса, негативных переживаний («Ребята, пощупайте уши», «Сказочные повести и сказки»).

Несколько слов хотелось бы сказать о музыкальном сопровождении мероприятий, посвященных творчеству писателя, с целью стимулирования детского чтения.

Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки творят чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняется настроение. Музыка может управлять нашими эмоциями. А положительные эмоции побеждают даже физическую боль.

В настоящее время можно говорить о снижении уровня читательской активности. Художественная литература меньше интересует детей и, как следствие, оказывает меньшее влияние на личность ребенка, чем могла бы. Книги Марка Сергеева раскрывают внутреннее Я человеческой личности. Взрослому (библиотекарю, учителю, родителю) надо помочь ребенку увидеть эту особенность произведений писателя. Этого можно добиться через эмоциональное, проникновенное чтение, яркие совместные мероприятия, суть которых – видеть и чувствовать не только явное, но и сокрытое; проникать в суть явлений, событий, пропускать текст не только через разум, но и через чувства. Без чувств, без эмоций нельзя представить себе и общение людей.

Из-за эмоциональной неразвитости растет число подростков, ожесточенных, с неадекватной реакцией, трудных в общении, непредсказуемых в поведении. Внутренний мир ребенка, не заполненный гуманными чувствами, заполняется негативно- деструктивными эмоциями, т.к. для них питательная среда представлена широко и разнообразно в виде низкопробных литературных поделок и жестоких фильмов, которые подавляют положительные чувства.

Гуманизация чувств детей во многом зависит от деятельности библиотеки и от содержания произведений. Мы полагаем, что литературное творчество М. Сергеева располагает уникальными возможностями для эмоционального развития личности ребенка, для противодействия натиску бездушия. Его произведения являются золотым фондом детской литературы с созидательным, конструктивным потенциалом, в котором заложено обогащение, развитие, регуляция и коррекция элементарный сферы, антистрессовый эффект положительных эмоций.

Художественная литература обеспечивает не только эмоциональный эффект, она регулирует переживания ребенка, мобилизует адаптивные функции организма, формирует ценностные ориентации.

В отличие от реальной жизни, где мы видим лишь внешнюю сторону поступков человека, литература раскрывает читателю субъективную сторону внутреннего мира человека, его желания, эмоции, побуждения.

Хотелось бы особо подчеркнуть следующую мысль: сквозь призму чужого внутреннего мира осознается и организуется свой.

Читая художественную литературу, ребенок не только познает внутренний мир другого человека, он включается в этот мир, переживает его как свой собственный, откликается на него своими чувствами, выходит обогащенный опытом чужих страданий и радостей, как будто они его собственные. Во включении механизма эмпатии, т.е. сопереживания, и заключается воспитательная функция литературного произведения.

В заключение хочется сказать, художественная литература - очень сильное средство воспитания чувств, т.к. аккумулирует в себе эмоциональный опыт человечества. Лев Толстой сказал: «Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства».