а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Обухов А. И. / Произведения

Фольклор как звено, связующее творчество Блока и Рубцова

 

Фольклор как система мировидения, мирочувствования, миропонимания и мировоспроизведения в устном народном творчестве объемлет весь жизненный путь человека со дня его появления на свет и до кончины. С каким бы явлением он ни соприкасался, всё запечатлевалось в слове.

Первоначально фольклор по своей природе был синкретическим, ибо включал в себя ритуальные, обрядовые действия и их словесное сопровождение. Однако со временем синкретизм несколько ослабел, и слово приобрело во многих обрядах ведущее место. В связи с определяющим местом слова в жизни человека совершенствовалось и содержание и форма фольклорных творений: заговоров, песен, сказок, легенд, былин. Таким образом, фольклор становился словесным искусством, что роднило его уже с литературой, т. е. письменной культурой слова.

Исследователи фольклора подразделят народное поэтическое творчество на два жанра: обрядовую поэзию и необрядовую поэзию. При этом учёные оговаривают, что, несмотря на определённые различия указанных жанров, входящие в них типы произведений имеют много общего по словесному изложению, по образному видению, по композиционному построению.

В данном разделе произведения обрядовой поэзии будут рассматриваться и сравниваться со стихотворениями, чтобы вскрыть их общие черты: анимизм (душа, дух), антропоморфизм (очеловечивание) и магизм (чародейство, колдовство). При этом полагается, что все эти свойства обеспечиваются только образным видением мира и его словесно-буквенным отображением в стихотворной форме.

...Наш далёкий предок, выполняя определённые действия и сопровождая их словесными выражениями, а иногда, произнося только слова-заклинания, был совершенно уверен, что он посредством этих воздействий влияет на течение событий: устраняет болезни, увеличивает урожай, обеспечивает удачную охоту, рыбалку и т. д.

К разряду этих словесных, магических, повсеместно распространённых изречений принадлежат, так называемые, заговоры. Простейший из них: «Чур, моя дума; чур, моё тело; чур, моя кровь; под дерево, под камень – не на рабу Божью» (Пескович М. И. и А. М. Обереги и заклинания русского народа. М., 1994 …).

Отличительной стороной заговора и заклинания от другого прозаического произведения является частое употребление в них одноимённого или однокорневого слова, что служит способом усиления, выделения, подчёркивания основного смысла, и тем самым внушения его в психику человека или природного явления. Подобный приём ярко виден в «присушке» – заговоре на любовь девицы к добру молодцу. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Как возрадуется вечерняя заря тёмной ночи, так же возрадовалась бы раба Божия (...) рабу Божиему (...), как возрадуется и возвеселится тёмная ночь частым звёздам, так бы возрадовалась и возвеселилась раба Божия (...) рабу Божиему (...). Как возрадуются и возвеселятся частые звёзды светлому месяцу, так бы возрадовалась и возвеселилась раба Божия (...) рабу Божиему...» (Крылова Т. Н. Лечение словом… СПб, 1997).

Заговору присуща особая ритмика, которая выделяет его из обыденной речи, подчёркивает интонационную необычность, а через это увеличивает верование человека в силу его магического воздействия.

По этому поводу А. Блок писал, что «ритмическое заклинание гипнотизирует, внушает, принуждает». Он не только глубоко понимал поэтическую сущность фольклорных жанров, но и повсеместно пользовался в своей поэзии их яркими приёмами.

Проявление этой магической стороны, присущей фольклору и наличествующей в творчестве Блока, отмечено в «Розе Мира» Даниилом Андреевым.

«Во втором и потом в третьем томе стихов художественный гений Блока достиг своего зенита. Многие десятки стихотворений принадлежат к числу ярчайших драгоценных камней русской поэзии. Звучание стиха таково, что с этих пор за Блоком упрочивается приоритет музыкальнейшего из русских поэтов... Появляется даже нечто, превышающее музыкальность, нечто околдовывающее, завораживающее, особая магия стиха, какую до Блока можно было встретить только в лучших лирических стихотворениях Лермонтова и Тютчева» (Андреев Д. Л. Роза мира. Москва, 1992. С. 401-402).