а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Молчанов-Сибирский И. И. / О жизни и творчестве

Детская тема в творчестве И. И. Молчанова-Сибирского

И. Молчанов-Сибирский любил детей му­жественной, стеснительной, деликатно про­являющейся, но безмерной любовью. Имя поэта навсегда связано со знаменитой исто­рией возникновения и творческой деятель­ностью «Базы курносых» – с интереснейшим почином, который получил высокую оценку М. Горького. Но многим ли известно, что это начинание не было случайным, что оно было связано с самыми сокровенными чувствами и мыслями И. Молчанова-Сибирского?

Когда, в связи с предстоящей годовщиной 40-летия Советской власти, возник замысел создать хотя бы в самом кратком виде исто­рию литературного движения в Иркутской области, замысел, кстати говоря, осущест­вленный еще при жизни и при непосредствен­ной помощи поэта, мы обратились к нему с просьбой подробно рассказать о жизни и творческой работе «Базы курносых». Он от­ветил:

- Уже вcё рассказано и опубликовано. Но, может быть, не лишним будет сказать, что идея организации «Базы» была подсказана М. Горьким, хотя он об этом вначале и не по­дозревал. Его мысли о коллективном труде писателей побудили меня создать литератур­ный кружок в шестой фабрично-заводской десятилетней школе Иркутска.

- А почему именно в школе? Почему именно пионерский?

- Вот это действительно важный вопрос. Почему? Во-первых, потому, что художествен­ные таланты нужно развивать с детства. А, во-вторых, потому... (поэт стеснительно улыбнулся) потому, что дети – моя слабость. Всю жизнь я к ним неравнодушен... Даже когда сам был ребенком, мне всегда хотелось чем-то помочь, что-то сделать для ребят, ко­торые были меньше меня...

- Что же сделал поэт для ребят шестой шко­лы? Почему взыскательный, требовательный к людям родоначальник советской литературы подарил сибиряку экземпляр последнего изда­ния книги «В людях» с дарственной надписью «Дяде Ване Молчанову-Сибирскому. М. Горь­кий. Хорошее дело делаете, дядя!?» Потому, что «далеко в стране Иркутской» был прояв­лен прекрасный почин в создании новых форм художественного воспитания детей — форм коллективного творчества. Организатор лите­ратурного кружка в школе ФЗД отказался от традиционных приемов. Вместо чтения лекций и докладов по вопросам искусства, вместо раз­бора литературных опытов начинающих авто­ров, он воодушевил пионеров на создание кол­лективных произведений.

- Сейчас все это кажется простым и лег­ким, – вспоминал И. Молчанов-Сибирский. – А вот попробуйте собрать в единый коллектив всех этих буйных мальчишек и девчонок с различными характерами и разными мечтами. Больше того – сумейте помочь их творческим начинаниям без навязчивых подсказок, без дидактических поучений. Главной своей за­дачей я считал – направить внимание пио­неров на изображение реального опыта их соб­ственной, пусть еще не длинной, но уже бога­той событиями жизни.

- Книга «База курносых» была задорной, оригинальной, но именно реалистичной. В ней пионеры рассказывали о школьных и лагер­ных делах, о своих экскурсиях в Кузбасс и Но­восибирск. А добывав на первом съезде советских писателей, и, встретившись с М. Горь­ким, они написали новую книгу «В гостях у Горького».

Нельзя полнее и лучше оценить творче­ский опыт иркутских школьников, чем это сделал сам виднейший советский писатель в статье «Мальчики и девочки»: «Я уверен, что мы научимся очень хорошо трудиться, если поймем значение коллективной работы позна­ния, а также изображения крайне сложных явлений нашей жизни, изучая эти явления коллективно при наличии искренней, друже­ской взаимопомощи и затем организуя при­обретенный опыт индивидуально в образах, картинах, в романах, рассказах».

Но вполне естественно, что, будучи поэтом, И. Молчанов-Сибирский не только стремился пробуждать художественные таланты детей, «о и сам писал для них, иначе говоря, непо­средственно участвовал в развитии эстетиче­ских вкусов маленьких читателей. Детская тема занимает в его творчестве едва ли не рав­ное место наряду с произведениями для взрос­лых. Им написано 20 больших и малых книг. Среди них такие, как «Милая картошка» (Иркутск, 1933 г.), «Лисенок Тумай» (там же, 1934       г.), «Таежная тропинка» (там же, 1948 г.), «Костер» (Чита, 1949 г.), «Здрав­ствуй, лагерь!» (Новосибирск, 1951 г.), «Зорь­ка» (Красноярск, 1951 г.), «Таежница» (Моск­ва-Ленинград, 1954 г.), «Зеленая иголка» (Иркутск, 1957 г.). Наконец, в 1959 г. в Ир­кутске посмертно издан большой сборник сти­хов «Родная моя Сибирь», включающий 77 произведений поэта, написанных в разные годы.

И. Молчанов-Сибирский писал о детях и для детей, упорно стремясь к осуществлению своей общей поэтической цели – изображе­нию человека-труженика, человека, врастаю­щего в коммунизм. И, разумеется, детская тема повертывалась у него своей особенной стороной. В каждом из произведений настой­чиво звучит главная идея: великий героизм наших современников должен быть унаследо­ван, должен получить свое дальнейшее разви­тие в характерах будущих героев.

У И. Молчанова-Сибирского есть книжки, рассчитанные на малышей. Но среди них поэт выбирает себе определенный круг читате­лей – 5-6-летних дошколят, интересующихся уже не только картинками и краткими подпи­сями под ними, а широким миром, окружающим их. Они не только ищут в этом мире яркие краски и острые впечатления, но уже пытаются его понять, вмешаться и что-то сделать.

Разумеется, поэт хорошо понимает психику своего читателя и всегда стремится удовлетво­рить его жажду к живым впечатлениям, пока­зать ему природу во всей ее живописной ра­достной красоте. В стихотворении «Лето», как и во многих других, мир Сибири открывается в своем ярком цветении. Жадные, ищущие плаза ребят из детского сада, приехавших на дачу, во всей непосредственности видят огром­ные богатства. Тут и удививший всех бурун­дук, разлинованный как тетрадь, и ослепи­тельные жарки, и косяки малявок в горной широкой, но не глубокой реке, и такие «всамде­лишные» колокольчики, которые вот-вот за­звенят на ветру.

Но уже здесь отчетливо проявляется «пе­дагогический» замысел писателя: пусть ребенок играет и веселится, но пусть одновременно расширяется его познание о мире, пусть в сердца и души детей навсегда западут эти впечатления о великих просторах, о цветах и зверях, о бурных реках и тайте.

Многочисленные стихи о зверях и птицах писались И. Мо л ч а нов ы м-С и б и р с к им уже не только для того, чтобы расширить познава­тельный кругозор детей, но и для того, чтобы, используя их влечение и любовь ко всему жи­вому, упрочить становление морали человека нашего общества. Из стихотворений этого ро­да можно выделить как характерное «Я – за маленьких». Приключения и беды маленького зверька – повод для высказывания мыслей большого значения. Поселился во дворе ще­нок, и стали его обижать и старый большой гусак, и Котофеич-Котофей, и горлан-петух. Плохо пришлось бы беззащитной собачон­ке, но:

Вдруг... во двор вошла Катюша.

Вмиг порядок навела, –

Прут взяла с завалинки,

Сразу всех разогнала:

– Я всегда за маленьких!

Спокойно, но веско, без нарочитых поуче­ний, но очень доказательно дан детям предметный урок: будь справедливым, защищай своих маленьких друзей.

Поэт знает, что уже в этом дошкольном возрасте дети мечтают о том, кем они станут в будущем, и он предлагает им обширное поле для деятельности. Герои стихотворения «Мы мечтаем» имеют самые серьезные намерения: один через десять лет будет капитаном, другой – летчиком, третий – пограничником, чет­вертый – садоводом. Но важно не только то, что поэт выставляет образцы для подражания, но и то, что стихи остаются детскими, раскры­вающими непосредственность и наивность ма­леньких героев. Будущий капитан хочет управ­лять лишь непременно большим, двухтрубным пароходом – на меньшее он не согласен. Дру­гой, избравший профессию пограничника, хо­чет стоять в дозоре и ловить шпионов только со своим Трезоркой.

Однако стихи для дошкольников занимают в творчестве И. Молчанова-Сибирского сравнительно небольшое место. Каждый писатель, создающий произведения о детях и для детей, ищет своего конкретного читателя, ибо, изби­рая, сказалось бы более узкую область деятель­ности, чем литература «вообще», художник сталкивается с дополнительными трудностями: нельзя одинаково писать для дошкольника-малыша и подростка-школьника, чьи запросы и интересы, в свою очередь, отличаются от стремлений юношества. «Дядя Ваня» интере­совался больше всего подростками, о них он думал прежде всего, создавая свои произве­дения. Объяснял он это тем, что все дети хо­роши, а самые «занятные» из них, разви­вающиеся из несмышленышей, переходящие в тот счастливый возраст, когда детская наив­ность соединена со всепоглощающей жад­ностью к познанию мира.

Какие же новые страницы в творчестве И. Молчанова-Сибирского открывают его сти­хи для детей-подростков? Метод у поэта тот же самый, что и у всех других больших и значительных писателей – он ведет с детьми серьезный разговор обо всем, что интересует и взрослых, относится к маленькому читателю со всей требовательностью, без какого бы то ни было «подыгрывания» и упрощенчества, без нарочитой наивности. Вот почему содержание произведений поэта в детском мире та­кое же, как и в общем направлении его твор­чества: выдвигаются те же задачи, изучаются те же характеры, хотя художник, как увидим дальше, сознает и подчеркивает различные условия для их формирования. Что же касает­ся художественной формы стихов, то в ней действительно проявляется своеобразие, рас­считанное на детское восприятие, та дополни­тельная «простота» и «легкость», которые удовлетворяют потребность именно маленьких читателей.

В самом большом поэтическом сборнике И. Молчанова-Сибирского «Зарницы» есть специальный цикл «Маленькие друзья». Все 22 стихотворения в нем, обращенные к детям, в той или иной форме, иногда от лица автора, чаще от лица героев утверждают великое зна­чение труда в формировании человека. Та великая истина, которая была заключена в ленинской речи на III съезде комсомола, легла в основу главного педагогического принци­па поэта: не игра в труд, не забава, а пусть небольшая, но всегда ощутимая практическая польза составляет основу жизни ребенка в советской стране.

Как завет отцов и матерей сыновьям и до­черям, как требование самого художника к своим подрастающим друзьям, звучит эта идея в заглавном стихотворении цикла «Из путевого дневника». Проходят школьники по солнечной дороге, и перед ними расстилается яркий современный пейзаж: они видят огром­ный шагающий экскаватор, серебряной молнией промелькнувший в небе самолет, необъ­ятные поля золотом наливающейся пшеницы. «Широка сторонушка любимая», всюду видят детские глаза приметы гигантских усилий сво­их отцов. И главное их стремление, – завет­ная мечта, – стать работниками, помогающи­ми своей стране:

Смотрим все мы жадными глазами

 И любуемся огромной силищей,

 Машинистами мы стали б сами,

Поскорей бы нам идти в училище...

Поэтическо-педагогическая идея И. Мол­чанова-Сибирского совершенно верна: и учеба есть труд, и в ней может и должно проявиться пламенное стремление подростка быть полезным социалистическому обществу. Очень важ­но, чтобы дети именно в таком плане пред­ставляли себе свои школьные занятия, чтобы поэзия труда освещала им нелегкий путь к знаниям. Поэт со всей серьезностью говорит об этом своим читателям. Как и полагается большому поэту, он, великолепно зная ребя­чью психологию, вполне согласен с малыша­ми, что они вот сейчас, в пору, когда сидят за партами и увлечены своими затеями, уже имеют право на большие «звания». Ни тени усмешки, лишь легкая улыбка заметна в его стихах «В этот день». Первого сентября госте­приимно распахнула школа свои двери. В ослепительно яркий сибирский осенний день, когда падают схваченные морозом золотые листья, хотя еще тепло и в синем небе нет ни тучки, идут школьники на занятия. Все для них важно, все полно значения. Каждый из них садится за парту с сознанием, что он – участник строительства в своей стране:

Стройки всей страны на наших картах

По одной программе: миру – мир.

Рядышком сидят на школьных партах

Рыбовод, строитель, командир.

Покорители стихий, природы,

Недр земли, морского дна,

С новым радостным учебным годом

Поздравляет школьников страна.

Та доля умной поучительности, которая не­избежно заключена в хороших стихах для де­тей, проявляется у И. Молчанова-Сибирского очень естественно, без натуги. Силой поэтиче­ского доказательства он возвышает значи­мость хорошей школьной отметки до уровня всякого важного «взрослого» дела. Сибирские мальчуганы встречают и провожают дальше гостей из Кореи, едущих на фестиваль в Моск­ву (стихотворение «Подарок»). Что есть самого дорогого у подростка Сережи, чем он мо­жет гордиться? Есть у него заветная тетрадка. «Восемь в ней пятерок, восемь, нет четвер­ки ни одной». Вот этот подарок и оказался самым дорогим для труженика-корейца, гор­дящегося тем, что ребята советской страны своим трудом укрепляют содружество социа­листического лагеря. Да, в этом нет никакой натяжки:        табель с отметками – такой же важный подарок, как и все другие. Труд школьника вновь окружен ореолом высокой значимости.

В других стихотворениях поэт стремится показать, как быстро сказываются результаты «упорного школьного труда». Тот, кто учит детей, – большой человек, не случайно его ждет высокая награда. И в стихотворении «Орден Ленина» дан образ учительницы, чей героизм был отмечен указом правительства, чья слава родилась здесь, в обыкновенной школе. Тот, кто учится, – тоже имеет значи­тельный вес в обществе. И в стихотворении «Радость» нам открывается взволнованность и радость школьницы. Ее труд не прошел да­ром, ее приняли в пионерский отряд за то, что она училась, как подобает человеку, достойно­му тех, кто ее воспитал. Тот, кому трудно учиться, – не пропадет среди своих друзей. И в стихотворении «Пионеры помогли» рас­сказано о том, как героически потрудил­ся весь класс, чтобы помочь отстающей в учебе Марусе.

Дети верят стихам И. Молчанова-Сибирского, верят не только потому, что он раскрыл им общественное значение труда в школе, труда – учебы, но и потому, что он их (поэтически убедил: учеба очень быстро, тут же в школе, или где-то неподалеку от нее, приносит советскому обществу свою практическую поль­зу. По-хорошему хитрый «дядя Ваня» очень хорошо знал, как нужно воздействовать на ребят, как преодолеть в их душе недоверие, что они могут действительно сделать что-то реальное, для каждого взрослого значимое и серьезное. Он в живых, убедительных карти­нах показал, как много может сделать подро­сток для общей пользы.

Вот ребята устроили в школе «живой уго­лок». Они радуются, наслаждаясь яркими цветами, возней и забавами птиц и маленьких зверюшек. Но им безмерно дорог труд, заботы и волнения, вложенные в общее дело. Тут уже не только забавы, а серьезное дело (сти­хотворение «Живой уголок»). Радостна, от­радна забота, когда дети выполняют «всамделишные» поручения. Это они создали при­школьный огород и вырастили великолепный урожай: «Капуста здесь на диво и тыквы ве­сом в пуд». И все это создано руками, трудом предприимчивых мичуринцев. И то, что они работали вместе, сделали что-то нужное, полез­ное, справедливо рождает в их сердцах чув­ство удовлетворения и гордости (стихотворе­ние «Огород»).

В трех главах произведения «Школьные садоводы» поэт не только учит детвору трудиться. Серьезность и требовательность И. Молчанова-Сибирского проявляется в том, что он неустанно подчеркивает: если школь­ник захочет, он, подобно взрослым, может стать преобразователем сибирской природы, украсить суровую землю цветами и деревья­ми. В этом смысле стихи о том, как Коля, Се­ня и Миша сажали на школьном участке яблони, груши, кусты крыжовника, поэт счи­тал лично для себя и для других очень важ­ными. И не случайно стихотворение «Школь­ные садоводы» имеет свою сложную и инте­ресную историю.

– Три года в нашу эпоху – срок очень большой, – рассказывал Иван Иванович. – За тысячу дней можно организовать межпланет­ное путешествие, написать двухтомный роман, совершить переворот в промышленности. А я три года делал и переделывал своих «Школьных садоводов». Худо ли, хорошо ли сделал, только очень обрадовали меня мои читате­ли – письмами засыпали. Один требует – «Дядя Ваня», давай посадочный материал» (так и написал в ученых выражениях); дру­гой просит прислать книжку про садоводство; третий советуется насчет удобрений; четвер­тый жалуется, что у них при школе только кусачая крапива растет, а на мичуринцев ни­кто не обращает должного внимания... Зна­чит, кто-то читал мои стихи, кому-то они по­надобились...»

Да, именно понадобились, потому что в них очень доходчиво и очень образно детские дела возвышены, – как они этого и заслужи­вают, – до уровня всей великой созидательной работы в нашей стране. Они увлекательны, эти дела, но они и суровы, и трудны, ибо требуют не игры, а каждодневных усилий: ма­ленькое семечко надо не только посадить, но и «холить», нужно спасать молодые вишни и яблони от града, нужно, чтобы декабрьские трескучие морозы не погубили замечательный забайкальский абрикос. – Работай неустанно! – призывает поэт. – Ищи красоту жизни в труде, в нем самом находи радость и награ­ду! Вот тогда, пробившись через все и всяче­ские препятствия далеко не ласковой приро­ды, загорятся на солнце плоды яблони, получившей название «Сибирская заря», тогда пойдут в рост груши, вишни и ранет. И для тех, кто не боится трудностей, кто нашел свою радость в поисках, кто преодолевал неудачи и добивался победы, открыта широкая доро­га к самому разнообразному и увлекательней­шему творчеству. Автор не боится «дидактического» вывода, потому что он не навязан ребенку, а естественно включает в себя совер­шенно реальную перспективу развития ма­ленького человека – в большого:

...Подрастем немного мы –

Переделаем природу,

Переделаем погоду.

Важно только доказать подростку, что нельзя разделять дела на «малые» и «боль­шие» – все важно, когда растет, созревает че­ловек. Куда бы он ни обратился, повсюду най­дется, где приложить свои силы. Герои стихо­творения «Пионерский мост» были в походе и увидели непорядок: не велика водная прегра­да, а мостика нет. Пусть будет удобно и хо­рошо людям, которым приходится ходить этой дорогой. На работу выделено первое звено, запела свою песню пила, застучал топор, и теперь «хоть легок, хоть и прост, все-таки на­дежен мост». Бурятский мальчик, изображен­ный в стихотворении «Маленький Балдоржи», вместе с другими пионерами ловит в степи зу­бастых урху – сусликов. Он – деловит, оза­бочен, старателен, полон достоинства: как же, он очищает поля от вредителей, помотает выращивать урожай хлебов. Казалось бы, между занятиями дошкольника Балдоржи и тем, что он будет совершать в будущем, – дистанция огромного размера. Но поэт не боится соеди­нять воедино «маленькое» и «большое». Здесь, в степи, в будничном, практическом деле фор­мируется характер человека – «будущего ге­роя и большевика».

В стихотворении «Поднимается погода» мы ясно видим, как подростки учатся сноровке, сообразительности, мужеству, – тем каче­ствам, которые непременно присущи совет­ским людям-сибирякам. Как это нередко бывает, внезапно разыгралась на Байкале буря, заставшая в открытом море пионеров. Но «смелых буре не спугнуть». Знают ребята свое дело, спокойны гребцы, «ловко правит рулевой». Лодка придет к месту своего назначения.

За человека волевого, мужественного, чест­ного и деятельного борется в своих произведе­ниях И. Молчанов-Сибирский. Труд может быть разный, но без участия в том или ином творчестве людей советского общества не мо­жет сформироваться будущий герой нашей современности. Его представления о чести, то­вариществе, дружбе, об ответственности перед государством, его эстетические запросы и по­требности – все рождается в труде. Это было доказано поэтом, когда он в стихотворениях для «взрослых» знакомил нас с геологами и солдатами, рыбаками и академиками. А в сти­хах для детей он ставил своей целью показать, как должен формироваться и как формируется такой герой.

Однако любой педагог имеет право задать вопрос: «Все это очень хорошо, а чем же сти­хи для «маленьких» отличаются от стихов для «больших»? Должна же быть какая-то разни­ца?». Бесспорно. И она есть в произведениях И. Молчанова-Сибирского. И речь идет не только об особенностях формы, о чем разговор будет ниже, но и об особой трактовке содер­жания.

В том-то и состоит главное достоинство детских произведений И. Молчанова-Сибирского, что он прекрасно знает и учитывает особенности детской психологии – особую остроту восприятия мира у своих маленьких читателей, напряженную взволнованность их души, яркость их эстетических ощущений и представлений. Когда пионеры в стихотворении «Из путевого дневника» говорят о том, что «смотрим все мы жадными глазами», мы понимаем, что эта «жадность» особого рода, что она скрывает за собой всепоглощающий детский интерес к миру, человеческому обще­ству, к его делам и заботам. Когда стихотво­рение «В этот день» знакомит нас с «шумной веселой гурьбой школьников», мы понимаем, что жизнерадостность, влечение к яркой красоте – неотъемлемое свойство их характеров.

В стихах И. Молчанова-Сибирского тема труда романтизируется не внешне, не за счет высоких фраз о его значении, а во имя утверждения радости, счастья, как боевого мироощущения, рождающегося в детских за­ботах и делах. Уже в тех произведениях, которые нами использованы раньше, можно ви­деть, как рождается и развивается у подростков полнокровное эстетическое чувство, нахо­дящее себе почву в школьных пионерских де­лах, в сознании, что «маленькие» помогают «большим», что они, эти «маленькие» – актив­ные участники жизни. Бурную радость пере­живает весь школьный коллектив, потому что награждена орденом любимая учительница. Легко дышит и весело смеется «весь класс», когда он «вытянул» плохо учившуюся Мару­сю. Природа втройне хороша, солнце светит еще ослепительнее, сороки трещат еще весе­лее, когда сумеешь переломить себя и, пре­одолев соблазны, сделаешь уроки. А стихотворение «Впервые на экзамены» прямо включа­ет природу в круг детских забот. «Смотри­те, – как бы говорит поэт, – если вы, ребята, хорошо потрудились, выполнили свой общест­венный долг, то поэзия мира, его красота от­кроются вам во всей широте и блеске». Ребе­нок одухотворяет природу, и она, как живое существо, отзывается на все хорошее, благо­родное. Вот почему стихотворение «Впервые на экзамены» придает высокое поэтическое значение тому факту, что четвертый класс должен серьезно отчитаться в своих знаниях. Но раз ребята понимали, что дело – не шутка и славно трудились целый год, то наградой дли них служит не только радость учителей и родителей, но и ощущение своей близости к великому радостному миру природы своей страны:

Им яблоня поклонится,

Приветит ясный день,

Как друг, к плечу притронется

Душистая сирень...

Сосна кивает веткою

И тянется к окну...

Хорошими отметками

Встречают все весну!

Глубокое понимание детской психологии проявляется у И. Молчанова-Сибирского и в том, что, отлично владея методом ненавязчи­вого, очень живого, естественного поучения, он понимает: его читатель нуждается и в таком отдыхе, когда не думает ни о своих больших обязанностях, ни о своей большой ответствен­ности, когда он со всем пылом горячего сердца радуется, развлекается. В эти минуты и часы ему будет очень приятно прочесть стихи о без­заботной юной поре, о безотчетном чувстве прекрасного, переполняющего душу. Нам хо­чется подчеркнуть, что в стихотворениях «Что случилось?», «Осенний поход» и в других ве­ликолепно выражено чувство молодости, той ее поры, когда душа открыта всем впечатлениям, когда мир отражается в ней во всем своем ра­дужном блеске. И хотя в таких поэтических миниатюрах нет непосредственной связи с большими детскими делами и заботами, мы понимаем, что ощущение полноты жизни ге­роев поэта – примечательная и необходимая черта их характеров.

Вон кусты стоят густы –

Ягоды спелехоньки,

Туески из бересты

К вечеру полнехоньки...

Голубицы мы поели –

Потому и посинели.

Так в стихотворении «Что случилось?» мы видим и нашу тайгу, и ребят со всей свежестью и наивностью радостного сердца, любующихся природой. Если богатства мира вос­принимаются открытой, жадной к впечатле­ниям душой, она сама становится богаче.

Пейзаж в стихах И. Молчанова-Сибирского «для взрослых» полон чертами и примета­ми Сибири. Его пейзаж в детских произведе­ниях точно так же помогает понять человека наших родных мест, на этот раз человека «ма­ленького». В произведении «Осенний поход» мы читаем: для тех, кому Сибирь незнакомая сторона, ее дремучие леса представляются «хвойной суровой тайгой». А для юных жите­лей, казалось бы, дикой и холодной стороны, все дорого, прекрасно. Здесь его родные ме­ста, и полон уюта этот великолепный мир в любую пору, и в предзимнюю пору тоже, ког­да «к опушкам осень ластится в позолоченном платьице»:

Легко в распадке дышится.

«Ау» повсюду слышится.

Могучие, спокойные,

Шумят деревья хвойные,

Глядятся в небо чистое

Богатыри ветвистые.

Широта кругозора поэта, творившего для детей и сумевшего так много сказать им и о великом значении труда, и о красоте мира, учившего своих читателей без нарочитых поучений, проникшего в их своеобразный эстети­ческий мир, включает в себя и верное понима­ние формы детских произведений.

Очень легко сказать, что эти произведения написаны просто, с таким использованием средств поэтической речи, когда каждое из них доступно пониманию любого ребенка. Но ведь и для взрослых поэт писал тоже просто. Где же та мера, какой можно измерить два различных метода изображения и два разных вида простоты?

Все удачные стихи И. Молчанова-Сибирского образны, однако приемы, с помощью которых эта образность достигается, не одни и те же, и качество образов не одно и то же. У нас создалось такое представление о разли­чии формы у поэта в стихах для «больших» и в стихах для «маленьких»: в первом случае поэт, как правило, стремится к метафорично­сти и одновременно к такой краткости выра­жений, которая представляет возможность читателю многое додумывать, домысливать. Во втором случае поэт сознательно предпочитает идти по пути простых сравнений и, если использует метафоры, то всегда не сложные. При этом принцип поэтической экономии со­блюдается только в такой мере, которая не мешает полноте выражения мыслей и чувств. Подростка нельзя заставлять многое додумывать – смысл произведения должен быть рас­крыт ему исчерпывающе. Такие утверждения требуют примеров, и мы на них сошлемся.

Стихотворение для «взрослых» «На ру­беже»:

Струится пар над взрытыми нолями,

И зеленеет весело сосна,

Ручьями, как бойцы клинками,

Звенит в таежных зарослях весна,

На перерез с холма на буераки

В раскатах грома, в молниях – в грозе

Идет, как танк на рубеже атаки,

Тяжелый трактор с маркой ЧТЗ.

Отрывок из стихотворения для «малень­ких» «Осенний поход»:

Таежными тропинками

С тяжелыми корзинками

Бредут гурьбой искатели

По золотистой скатерти.

А речка беспокойная

Взрывает берега...

Прощай до лета, хвойная,

Сибирская тайга!

Несмотря на кажущуюся простоту, стихо­творение «На рубеже» является очень сложным. Из этого, разумеется, не следует, что его не может прочесть подросток, и все же оно рассчитано не на него. Очень ясен и досту­пен пониманию каждого пейзаж: «струится пар над взрытыми полями, и зеленеет весело сосна». Столь же понятны и образные сравне­ния: звон ручья – звон клинков, могучий, тя­желый танк-трактор с маркой ЧТЗ. Однако, вряд ли школьник, прочитавший это произве­дение и даже уверенный в том, что все для него понятно, разберется во всей глубине его содержания.

Как и многие другие стихотворения И. И. Молчапова-Сибирского «На рубеже» имеет философский подтекст широкого значения. За зримой картиной весны и идущего в «атаку» трактора неизбежно следуют размышления читателя, к которым подвел его поэт. Да, действительно, – думаем мы, – есть большое сходство между танком и трактором, между военной битвой на рубежах Родины и мирной битвой за хлеб. И то, что идет на пахоту тяжелый трактор «в раскатах грома, в молни­ях – в грозе», еще больше сливает вместе впечатление о военных походах и этом мирном-весеннем сражении за хлеб. Как же высоко звучит тема поэта, если: он сумел показать нам великое значение нашего созидательного тру­да, приравненного к исполнению воинского долга!

Мы не исчерпали впечатлений, чувств и мыслей, возникающих в итоге знакомства со стихотворением «На рубеже». Мы можем, на­пример, сказать еще о том, что, развертывай свою тему, воплощая ее в образной картине, поэт сумел мирный пейзаж, весь пронизанный ярким весенним светом, наполнить одновре­менно батальными деталями, помогающими нам реально представить себе, что трактору действительно предстоит взять очень важные рубежи. Как грозное напоминание о боях слы­шим мы звуки торжествующей весны: «ручья­ми, как борцы клинками, звенит в таежных за­рослях весна». Такое же впечатление вызыва­ют и те подробности, которые изображают идущий на поля трактор «в раскатах грома, в молниях – в грозе».

Как видим, смысловой философский – под­текст стихотворения «На рубеже» – весьма зна­чителен, хотя перед нами только восемь строк. Концентрация содержания, экономия в использовании образных средств языка в дан­ном случае совершенно уместны: читателю есть над чем подумать; но философское на­правление его размышлений определено смыслом, назначением очень сжатого поэтического текста. Метафоричность произведения очень глубока, ибо сравнение трактора с танком – лишь толчок для далеко идущих других, обоб­щающих сравнений.

Совершенно иные приемы использованы в стихотворении «Осенний поход».

Прежде всего бросается в глаза распро­страненность содержания. Стихотворение «На рубеже» мы – привели полностью, а из стихо­творения «Осенний поход» – небольшой отрывок (лишь третью часть). Вполне понятно, что и здесь есть своя концентрация содержания, и здесь поэт обязан быть экономным. Однако интересующее нас сейчас стихотворение все же остается более объемным. Объясняется это именно тем, что поэт учитывает своеобразие детского восприятия и совершенно справед­ливо не хочет его отягощать подтекстом, кото­рый он почти всегда предлагает взрослым. Но для того, чтобы не было подтекста, ребятам нужно нарисовать полную картину осеннего похода, исключающую какие бы то ни было недомолвки.

И вот, вместо далеко идущего сложного метафорического сравнения, перед нами текст, который последовательно рассказыва­ет о том, как отправились школьники в по­ход; какие деревья видели, какие ягоды и грибы собирали. Поэт не избегает поэтиче­ских сравнений и метафор, но в стихотворе­нии для детей они всегда отобраны так, что­бы каждая из них усваивалась быстро, рож­дала немедленный отклик в сердцах малень­ких читателей. Вначале может показаться сложным сопоставление: пожелтевшая трава, багряные листья на ней – золотистая скатерть. Но такое впечатление может возник­нуть только из приведенного восьмистишия. А в полном тексте стихотворения мы пред­варительно читаем о том, что «к опушкам осень ластится в позолоченном платьице». И каждому школьнику не трудно отгадать «загадку»: речь идет о листопаде. По ассо­циации с этим «золотистым платьицем» легко усваивается и образное впечатление о «золо­тистой скатерти». Другой образ в приведен­ном отрывке – «А речка беспокойная взрыва­ет берега» – столь же понятен. А затем мы отсылаем читателя к полному тексту стихо­творения, и он может убедиться, что каждая строчка в нем ставит своей целью все пока­зать и рассказать, что автор не прибегает ни к подтексту, ни к сложным метафорам. Та­кой прием характерен и для других детских произведений поэта.

Вполне уместна оговорка: мы сравниваем два различных способа художественного изображения не для того, чтобы установить пре­имущества одного из них. Оба они хороши для достижения конкретной цели – один для взрослых, а другой – для детей. Нам важно лишь показать, что поэт нашел для малень­ких читателей форму, отвечающую своеобра­зию, особенностям их эстетических запросов.

В стихотворении «Тропинка лесная» есть две строчки, которые очень метко характеризуют отношение И. Молчанова-Сибирского к детям: «Мне думы ребячьи понятны, их жар­кие чувства близки...» Понимая всю слож­ность детского поэтического жанра, он ставил перед собой большие творческие задачи, искал смелых решений:

...мне б стихи такие делать,

Чтоб горели словно огоньки,

Чтоб в сердца они вселяли смелость,

Как пожатье дружеской руки.

Чтобы самым верным другом стали,

Ясным светом зажигали взор,

Чтоб всегда и всюду вызывали

 На большой душевный разговор.

(Стихотворение «Маячник»).

Стихи И. Молчанова-Сибирского – само­го близкого друга детей – полностью отве­чают всем этим нелегким требованиям. Искренность и простота, образность и увле­кательность, глубокое идейно-познавательное содержание – вот что дорого нам в его про­изведениях, прочно вошедших в сокровищни­цу литературы для маленьких читателей.