а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Хайрюзов В. Н. / О жизни и творчестве

Источник: http://www.ogirk.ru/news/2013-11-27/36664.html

Валерий Хайрюзов: Главное, быть честным во всем, что ты делаешь

Известный российский писатель, драматург, документалист, летчик Валерий Хайрюзов давно живет на два города. В Москве у него семья, любимая работа и общественная нагрузка – должность секретаря в Союзе писателей России и первого заместителя председателя правления Иркутского землячества «Байкал». На малой родине в Иркутске он старается бывать регулярно несколько месяцев в году, ведь с городом связаны многие его творческие проекты. Среди них съемки цикла фильмов об известных иркутянах и пьеса о святителе Иннокентии Вениаминове, которая в 2014 году будет поставлена в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова.

Автор: Елена Орлова

Фото: Алексей Головщиков

 

– Валерий Николаевич, за последние годы вы написали несколько книг об известных людях. Значит ли это, что теперь вас как художника интересует, прежде всего, личность? 

– А что может быть интереснее? Ведь если даже самый обычный человек – отдельная вселенная, то, когда знакомишься с людьми, которые оставили след в истории государства российского, как бы заново переосмысливаешь судьбы этих великих людей. Например, Юрий Гагарин повлиял на выбор моей профессии, ведь я еще учился в школе, когда он полетел в космос. Поэтому в книге «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной» мне захотелось показать свой взгляд на эту славную страницу нашей истории – первый полет человека в космос. Написать книгу «Звезда и крест генерала Рохлина» меня побудил давний интерес к этой удивительной и трагической фигуре современной российской истории. Когда я работал в Государственной думе, мне неоднократно приходилось встречаться с этим человеком. Думаю, что при нем удалось бы сохранить Иркутское высшее авиационное техническое училище, давшее нашей авиации тысячи классных специалистов, многие из которых во время Великой Отечественной войны стали героями Советского Союза.

– Чем вас привлекла фигура Иннокентия Вениаминова?

– Иннокентий Вениаминов родился в селе Анга Иркутской губернии и известен своей миссионерской деятельностью на территории русских колоний в Америке. Позднее он стал архиепископом Камчатским и Якутским. Велика его роль в присоединении Амурского края к России. Но для меня важно, что он был не только церковным иерархом, но и человеком с государственным мышлением. Ведь именно ему мы обязаны сегодняшними восточными границами России. 150 лет назад глава кабинета министров Российской империи канцлер Карл Нессельроде считал, что мы – европейцы, в Азии нам делать нечего, и что приход на Амур, наверняка, приведет к столкновению с Китаем. Но губернатор Николай Муравьев-Амурский считал, что России нужна дорога для снабжения американских колоний посредством Амура. Поэтому фактически благословение на освоение этих территорий Муравьеву-Амурскому дал Иннокентий. Более того, он послал своего сына в первую экспедицию к устью Амура, которую возглавлял капитан Невельской.

– Правда ли, что ваша биография не раз соприкасалась с историей жизни Иннокентия Вениаминова?

– Вы знаете, я ходил в ту самую школу, в которой неоднократно бывал Иннокентий Вениаминов. Это школа № 35 в Жилкино – самая старая на территории Восточной Сибири, основанная в 1728 году. Сначала в ней была славяно-русская школа, а потом духовное училище, где давали блестящее образование. Когда я уже работал на Ан-2, мы базировались в селе Анга, где родился миссионер, и я каждый день ходил мимо его родового дома. Кстати, символично, что в этом году на родине святителя прошла презентация моей пьесы «Иннокентий».

– Расскажите о ней.

– Действие происходит в Иркутске, который в середине XIX века был столицей огромного Восточно-Сибирского края, куда входили и наши американские колонии. Из Петербурга письма туда шли больше года. Герои произведения – не только духовные лица, но и высокие сановники, а также обычные горожане, купцы, деловые и мастеровые люди. Для меня эта работа была интересна еще и возможностью окунуться в эпоху первопроходцев, непростых отношений купеческого сословия, которое определяло экономическую жизнь огромного края.

Иннокентий Вениаминов приезжает из Якутска в Иркутск. Его приезд всколыхнул жизнь города. Всем было известно, что сам император назначил его викарием Камчатским и Якутским. Надо добавить, что после выхода в свет книги Вениаминова «Записки Уналашкинского отдела» о жизни алеутов, имя миссионера стало известно всей читающей России. Его высоко ценил глава Русской православной церкви того периода Филарет Дроздов, а также писатели Николай Гоголь и Иван Гончаров. Кстати, Вениаминов перевел на язык алеутов и колошей Евангелие, написал «Указание пути в Царствие Небесное», составил алеутский букварь и грамматику. Он считал, что службу нужно вести не на греческом и древнееврейском, а на родном языке народа, кому ты несешь слово Божие. Вдумайтесь, какие колоссальные способности нужно было для этого иметь!

– Валерий Николаевич, вы были летчиком, стали писателем, потом депутатом, а сейчас всерьез увлеклись кинодокументалистикой?

– На самом деле авиация никуда от меня не ушла, ведь любовь к небу навсегда остается в сердце летчика. Об этом одна из последних моих книг «Капитан летающего сарая». Она посвящена моему первому полету в Жигалово. Мне захотелось поделиться теми наблюдениями и тем опытом, благодаря которому наша авиация, наши летчики считались лучшими в мире. И сегодня у нас не было бы катастроф, которые случаются с пугающей периодичностью. Знаете, в авиации для того, чтобы сориентироваться на местности, нужно знать координаты и условия полета. В жизни все так же: она как огромная карта, и чтобы продвигаться по ней, у человека должны быть ориентиры и необходимый опыт. На что сегодня ориентируется молодежь? Разве могут быть деньги мерилом всего?

– Поиск этих ориентиров – и есть мотив вашего творчества?

– Может быть. Но, думаю, самый важный мотив творчества – поделиться своими мыслями и переживаниями. Ты как бы ищешь союзника в душе читателя, и если он откликается – цель достигнута. Главное – быть честным в том, что ты делаешь. Когда ты сидишь перед чистым листом бумаги, то не знаешь, какой будет реакция на прочитанное у читателя. А вот на спектакле все рядом, ты видишь, как реагируют люди на то, что происходит на сцене. Это сопереживание и сотворчество. Жизнь пролетает стремительно, и нужно успеть совершить какие-то, действительно, важные вещи. И, возможно, что-то изменить в сознании людей.

– Над каким фильмом вы сейчас работаете?

– Я снимаю цикл «Птенцы гнезда Демидова», который состоит из связанных между собой пяти документальных фильмов. Уже сделано четыре. Это кино о выдающихся иркутянах, которые брали на себя заботу о безопасности государства. Отсюда и название по аналогии с «птенцами гнезда Петрова». Началось все с того, что руководители нашего землячества – глава Ростехнологий Сергей Чемезов и глава иркутского землячества «Байкал» Иван Миронов предложили сделать серию фильмов о «птенцах» генерала Демидова, который был легендарным человеком. Во время войны он зенитчиком защищал Кронштадт, потом пошел в разведку, был заместителем начальника управления по Ленинградской области, а затем его отправили в Иркутск, где он стал начальником Управления КГБ. Именно Демидов взял к себе на работу Чемезова, Миронова, Исайкина, Федосеева и многих других ребят, которые впоследствии стали известными людьми. То есть они в полной мере оправдали его выбор. Например, генерал-майор Анатолий Исайкин был в спецназе «Вымпел» и группе «Каскад», которая брала здание Царандоя в Кабуле. С Иваном Федосеевым мы были депутатами Верховного Совета и участниками защиты Белого дома. Иван Миронов был начальником антитеррористического центра ФСБ России и участником многих контртеррористических операций на Северном Кавказе.

– То есть это не сухие биографические фильмы, а очерки?

– Дело в том, что я делаю реконструкции некоторых сцен. Например, в фильме «Парень из предместья» о Сергее Чемезове, мы сняли эпизод, как он, будучи молодым парнем, взял у своего отца лучшие брюки от костюма и вставил в них клинья – настолько ему хотелось быть модным. Я нашел подобные брюки, мы вшили клинья, и студентка Щукинского училища Даша Новоселова станцевала в них на камеру. Конечно, в кадре только ноги, которые лихо отплясывают в обновке. То есть это уже кинодокументалистика с постановочными фрагментами.

– А как складывается работа в землячестве?

– Мы выпускаем книги, организовываем выставки иркутских художников, приглашаем к себе тех творческих людей с нашей сибирской земли, которые доказывают, что и в Москве они выходят на первые роли. Сейчас готовим встречу с Александрой Николаевной Пахмутовой, посвященную 40-летию Усть-Илимска. У нас около семисот членов землячества, работает молодежная секция, есть литературный, медицинский клуб, клуб изящных искусств. Словом, жизнь кипит.