а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Вержуцкий Б. Н. / Произведения

АУРОВИЛЬ - ЭКОПОЛИС В ИНДИИ

Статья из экологического журнала "Волна" 

Мудрый скрасит и в пустыне
Сушь песков цветами, дерном.
И блеснет ему, как ныне,
Солнца луч в пути неторном.
И.В. Гете
Любезное сердцу, 1814

Под эгидой ЮНЕСКО двадцать девять лет назад, 28 февраля 1968 года, в Индии основан Ауровиль (в переводе с французского «город рассвета»). Он задуман какуникальный эксперимент по реализации единства людей, представляющих разные страны, нации, а также для отработки экологически оправданной системы жизнеобеспечения. Появление города связано со святыми для каждого ауровильца именами: индийца Шри Ауробиндо и француженки Мирры Альфассы (в Ауровиле ее называют Матерью). Ими создано духовное учение Интегральной Йоги, которое с тех пор практикуется жителями Ауровиля.

Расположен Ауровиль в тропической части страны, штате Тамилнаду, на побережье Бенгальского залива Индийского океана в ста шестидесяти километрах южнее города Мадрас и в восьми километрах к северу от города Пондичери (или Путтуччери). Последний едва не стал побратимом Иркутска: в 1968 году там побывал с целью оформить «братские связи» иркутский профессор А.Г. Шантуров. Он наведался тогда и в Ауровиль.

Около трехсот лет назад эта местность была покрыта джунглями, по которым бродили слоны и тигры. Приходилось вырубать деревья, чтобы обезопасить людей от нападения тигров. Еще в прошлом веке за убитого тигра выплачивали премию. К моменту рождения Ауровителя от джунглей и крупных диких животных остались только воспоминания.

Пятьдесят шесть человек приступили к строительству Ауровителя в 1968 году. Три четверти из них владели английским языком, четверть – французским, десятая часть – языками северной Индии. Теперь в городе живет около тысячи двухсот человек, на первом месте среди них по численности – индийцы, второе место занимают французы, третье – немцы. Представители Советского Союза стали селиться в Ауровиле в 1991 году, теперь здесь живут около двадцати пяти русских и пятнадцати украинцев.

Ауровиль представляет собой крупнейшую в миру общину, им занята площадь в двадцать три квадратных километра. В свою очередь, он состоит из восьмидесяти отдельных общин, между которыми расположены тамильские деревни, посевы местных жителей, насаждения плодовых деревьев.

Когда основывался город, вокруг была пустыня. На опустошенной земле возникли примитивные хижины первых ауровильцев, затем появились и каменные здания. Их постепенно скрывали цветы и земель деревьев. В городе было посажено свыше двух миллионов деревьев.

Здесь нет религии, но у каждого ауровильца есть устремление жить с Богом в душе. Известно, что в одной из мировых религий – буддизме - отсутствует вера в единоначального Бога. Глава буддистов Далай Лама ( в переводе с тибетского «океан мудрости») дважды посетил Ауровиль. В 1993 году им замечено: «Когда я оказался в городе двадцать один год назад, здесь было проблемой найти тень. Теперь этой проблемы нет».

Однажды в центре Ауровиля одна русская женщина из Москвы спросила меня: «Где здания?» - «А какие нужны?» - «Так ведь это город, так где в нем здания?» В самом деле, Ауровиль похож на невидимый град Китеж, гостям его увидеть трудно. И подобрать слова для описания «города рассвета» нелегко, ведь это единственная воплощенная в жизнь идея-утопия. О которой грезили Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Как рассказать о запахе цветка или о том еще небывалом, что впервые появилось на планете?

Для Коромандельского побережья, где находится Ауровиль, характерна засушливость, хотя осадков здесь выпадает не меньше, чем на юго-восточном «мокром» побережье Байкала. Но дожди приурочены лишь к двум периодам муссонов: летнему в июне и июле и осеннему в октябре и ноябре. При тропической жаре иссушение и эрозия почв происходят ускоренными темпами.

Первые попытки противостоять оврагообразованию на территории Ауровиля закончились неудачей. Дамбы, построенные на легко размываемой красноватой почве, быстро разрушались. Только широкое использование деревьев и кустарников остановило размыв грунта. Исполнителем проекта «Каньон» уже более двух десятков лет является голландец Яапп, ставший одним из лучших знатоков тропической флоры в Ауровиле. Итальянец Сержио и я попросили показать нам овраги, засаженные лесом. Это впечатляет: руины дамб и созданный ауровильцами зеленый щит земли. Яапп с гордостью показывал нам новые джунгли. В них можно легко заблудиться недалеко от собственного дома. По мнению Яаппа, для борьбы с оврагами следует использовать в первую очередь местные виды растений.

Символом Ауровиля стал гибискус – крупный яркий цветок, имеющий множество разновидностей с различной окраской и формой лепестков. Ауровильцами создан цветущий оазис, в то время как вокруг города леса стремительно вырубают, теперь они покрывают лишь 11% территории страны. Ауровиль похож на гигантский ботанический сад. Здесь растут огромные фикусы бенгальские, или баньяны, с их характерными воздушными корнями, которые свисают с могучих ветвей и превращаются в новые стволы. Лишь едва уступают им в размерах фикусы религиозные, или пипалы, священные для буддистов. Под таким деревом около 2600 лет назад получил просветление Будда.

Многие деревья в городе являются не индийскими по происхождению. К таким видам принадлежит казуарина хвощелистная, родина которой – Австралия и Океания. Будучи лиственным деревом, она с ее вытянутыми, как длинные иглы, листьями напоминает сибирскую сосну (кедр сибирский). Иногда ее используют в Ауровиле как рождественскую и новогоднюю елку. На корнях ее образуются клубеньки с азотоусваивающими бактериями, казуарина хорошо растет на бедных почвах.

Из Австралии завезена в город акация ушковидная. Она выделяет вещества, которые препятствуют росту других растений. Сама эта акация размножается и распространяется очень быстро. По количеству экземпляров она составляет более половины всех деревьев Ауровиля. Мне часто приходилось выпалывать ее так же, как это делал в сказке Экзюпери маленький принц с баобабами на своем астероиде. В Индии важную роль играет дровяная энергетика. Свыше 70% индийцев готовят пищу на открытом огне. Каждое утро, отправляясь на работу на велосипеде вскоре после восхода солнца, я встречал вереницы женщин из тамильских деревень, которые уже несли домой собранные на рассвете вязанки хвороста.

Троянским конем для южной Индии стало бразильское по происхождению плодовое дерево, анакардиум западный, или кэшью. Оно возделывается тамилами на плантациях между общинами Ауровиля, растет и на территории некоторых общин города. К сожалению, тамилы обрабатывают кэшью инсектицидами и ауровильцам приходится прилагать много усилий, чтобы убедить владельцев плантаций в нецелесообразности использования ядохимикатов.

Манго, родственник кэшью, также распространен в Ауровиле. Плоды манго относят к лучшим среди плодов тропиков. Дерево дает более обильный урожай летом, дополнительный – осенью. Бананы, плоды дынного дерева (папайя), лимоны, кокосы созревают круглый год. Высоко ценится у уровильцев как лекарственное растение дерево азадирахта индийская. Создательница Ауровиля Мать дала ему специальное название – духовная атмосфера. Цветы этого растения действительно имеют неземной аромат.

Три вида семейства баобабовых имеются в «городе рассвета». Собственно баобад представлен лишь несколькими экземплярами. Этот африканский долгожитель растет медленно, в Ауровиле его молодые деревца не производят большого впечатления. Иногда ауровильцы принимают за баобаб крупные деревья его родственника, бомбакса капокового. Последний так же обычен здесь, как и капок настоящий, или хлопковое дерево.

Первым озеленителем Ауровиля стал Нарад (или Эгенбергер) – американец швейцарского происхождения, русский по материнской линии. Питая особую склонность к орхидеям, он создал в городе великолепную их коллекцию. Привозились сюда орхидеи, в частности, его другом Дмитрием Сергеевичем фон Мореншильдтом, американцем по гражданству, русским по происхождению. Дмитрий Сергеевич, профессор истории и литературы, приехал в ашрам (религиозная община индуистов – прим.ред.) Шри Ауробиндо в 1958 г., за 10 лет до появления Ауровиля. Одного взгляда Матери (Мирры Альфассы) было достаточно, чтобы он стал другим человеком и остался в этих местах навсегда.

Хотя и в измененном виде, лесные ценозы в Ауровиле восстановлены. Среди животного мира здесь теперь отсутствуют слоны, тигры, гепарды. Но обычно шакалы с их ночными концертами. Термиты готовы очень быстро уничтожить оставленные без присмотра деревянные строения. Муравьи в огромном количестве нападают на все съестное, так что приходится хранить продукты в шкафах, ножки которых стоят в мисках с водой.
После дождей в дома ауровильцев часто заползают скорпионы, сколопендры, змеи. Обычны в жилье здесь пауки, тараканы, многоножки разных видов, москиты. Залетают в помещения летучие мыши. Реже – летучие лисы из крыланов, питающиеся сочными плодами. Если шакалы при их ночном образе жизни редко попадаются на глаза, то охотящихся мангуст можно видеть в дневное время на дорогах, между домами в общинах – поодиночке и семьями. Одна из магнуст посещала мой дом, привлеченная кормом в миске для кошки.

Символом победы в Индии считают павлинов. Звучные голоса этих ярких птиц часто слышны в городе, особенно близ общины Гретитьюд (в переводе с английского «благодарность»), где живет орнитолог-любитель американка Дитра. Парочка райских мухоловок жила у моего дома в общине «Эспирейшн (в переводе с английского «устремление») зимой 1995-1996 годов. Самец этого вида имеет необыкновенно длинный хвост.
Зимородки держатся большей частью у океана. Однако белогрудый зимородок способен жить вдали от воды, питаясь насекомыми, ящерицами. Его можно увидеть в любой общине города, крупным клювом и яркой окраской он везде обращает на себя внимание.

Воду в городе получают из артезианских скважин. Поднимается она большей частью с использованием современных ветряных мельниц, которые очень характерны для пейзажа Ауровиля. Мне пришлось в течение двух лет с 1993 года работать в центре озеленения города, общине Пичандикулам («место у пруда», в переводе с тамильского). Если ветра не было, воду для полива саженцев в питомнике поднимали ручным насосом.

Такая общая община, как Эспирейшн (в ней живут около пятидесяти ауровильцев), для получения воды использует электронасос. Пока основная электроэнергия, снабжающая город, поступает с атомной станции, которая сооружена с помощью советских специалистов близ г. Мадрас. Однако в Ауровиле имеется «зеленая зона», где электричество получают только от солнечных, или солярных батарей. Русские называют их «солярками». Такие батареи работают и в других частях города, но пока их мощность весьма ограничена.

Накапливается ауровильцами опыт по производству биогаза. В городе создана ферма для разведения дождевых червей. Кроме молочных ферм, где содержатся коровы, существует также ферма пони для юных наездников. На последней я работал восемь месяцев в конце 1991 года и 1992-ом - чистил и лечил лошадей.
Ауровиль является организатором международных семинаров по постоянной культуре – permaculture. Гибель известных цивилизаций (шумерской, египетской, греческой) связана с истощением почв. Только забота о сохранении почвенного плодородия может обеспечить будущее человечеству.

Для советской прессы все, связанное с Ауровилем, в течение многих лет было запретной темой. В 1989 году десять дней прожил в городе журналист Юрий Лепский. Им опубликована в двух номерах «Комсомольской правды» (17-18 мая) восторженная статья. Ему показалось, что он попал на другую планету. Дмитрий Сергеевич фон Мореншильдт перевел с английского на русский несколько строк из эпической поэмы Шри Ауробиндо «Савитри». Слова эти как будто написаны именно о жителях «города рассвета», ауровильцам:

«Я видел их, переходящих сумерки
века,
Солнцеглазых детей чудесного
рассвета, 
Великих создателей с лицами, полными
спокойствия…
Работников в каменоломнях богов,
Вестников Непередаваемого,
Архитекторов бессмертия…»

Одного только взгляда на прекрасные лица жителей Ауровиля, их небесные улыбки достаточно, чтобы понять: это действительно созидатели будущего человечества.