а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Рыбаков М. А. / О жизни и творчестве

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Поиск материалов о жизни и творчестве поэта - воина М. А. Рыбакова

А. С. Макаренко подчеркивал, что становление личности школьников должно проходить в процессе коллективной деятельности, через организацию реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом. Педагогических приемов, способствующих решению этих воспитательных задач, в нашей практике много.
Мне хочется рассказать о том, как была организована литературно-краеведческая работа – поиск материалов о жизни и творчестве нашего земляка, комсомольца, поэта, воина, погибшего в Великую Отечественную войну, Моисея Александровича Рыбакова.
В 1971 году в Восточно-Сибирском издательстве вышла книжечка М. А. Рыбакова «Грань» в серии «Поэты огненных лет». Еще раз перечитываю его стихи:

Когда-нибудь, я верю: это будет,
В спокойный час, у тихого огня
Познавшие иное счастье люди
Из уст твоих услышат про меня.
Охваченная радостным и новым,
Свободная счастливая семья
Услышит и помянет добрым словом
Меня за то, как жил и умер я.

Решила познакомить своих девятиклассников с жизнью и творчеством М. А. Рыбакова. Прочитала стихи поэта и рассказала о нем: физик и лирик, артист и спортсмен, художник и страстный спорщик. 24 года жизни. Родился в 1919 году в Иркутске. Учился в школе № 11. С 1936 по 1941 год — в Иркутском государственном университете на физико-математическом отделении. Окончил Черниговское военно-инженерное училище. С февраля 1942 года — на фронтах Юго-Западном, Сталинград-ском, Южном. В июне 1943 года ранен. Погиб 17 июля 1943 года.
Это скупые строки биографии очень талантливого человека. Но что за ними? Каким он остался в памяти людей, знавших его?
Ребята заинтересовались, решили заняться поиском материалов о поэте. Я сказала, что в Иркутске живет сестра Моисея Александровича – Дора Александровна. Школьники побывали у нее. Сестра воина-поэта подробно рассказывала о жизни брата, показывала письма с фронта, неопубликованные стихи, фотографии, записную книжку. Ребята с большим вниманием слушали и делали заметки, а потом рассказывали товарищам об этом интересном человеке.
Вот что записали о поэте школьники в свои дневники:

«Детство... Был он в это время очень деятелен, удивительно добр, инициативен. Любил делать подарки, сюрпризы. Учиться пошел сразу во II класс, учился блестяще (за один учебный год окончил V и VI классы)».
«Многогранность интересов необыкновенная. Не терпит равнодушия, часто говорит, перефразируя Маяковского: «Я с детства равнодушных привык ненавидеть».
«Брат очень любил маму, жалел ее очень, понимая, как трудно ей одной поднимать двоих. Мне особенно запомнилось, как он торжественно приглашал ее в театр, и они ходили вдвоем, как танцевал с ней мазурку и вальс, когда собирались у нас его друзья».
«Зимой 1941 года брат был на преддипломной практике в Институте физики Академии наук в Москве. Практика была очень успешной, и ему было гарантировано место в аспирантуре. По-прежнему очень много времени уделяет поэзии. В феврале 1941 года брат возвращается в Иркутск. Жизнь заполнена до краев. Учеба, стихи, планы на будущее. Вопрос, который часто задается им: физика? поэзия? Чему отдать себя, свой талант, стремления?»
У тех, кто пожелал больше узнать о М. А. Рыбакове, возникали новые и новые замыслы. Решили написать туда, где погиб Моисей Рыбаков, так как адрес захоронения точно неизвестен. И они пишут в Матвеево — в Курганский горком комсомола и в Ростовский областной военкомат. И вот долгожданный ответ: «Капитан Рыбаков Моисей Александрович захоронен в братской могиле № 43, расположенной в селе Русском Матвеево-Курганского района Ростовской области».
Захотелось ребятам встретиться с людьми, знавшими Моисея Александровича.
Не раз встречались они с Александром Иовичем Гайдаем, поэтом, журналистом, другом Рыбакова. Благодаря его усилиям, с его вступительной статьей вышел сборник стихов «Грань».
Есть у нас редкая фотография, на ней М. А. Рыбаков, А. И. Гайдай и поэт И. И. Молчанов-Сибирский. Весной 1941 года они с чтением стихов выезжали в военные лагеря. Об этом и о студенческих годах рассказал ребятам А. И. Гайдай.
С воспоминаниями о грозных днях выступал участник Великой Отечественной войны, теперь преподаватель Иркутского политехнического института Н.А. Шарыпов, знавший Рыбакова по военно-инженерному училищу.
Незабываемыми останутся беседы с геологом, лауреатом Ленинской премии Г. К. Файнштейном, доктором наук И. А. Парфиановичем, преподавателем школы № 11 О. Кельман и другими. А совсем недавно удалось записать воспоминания В. А. Черкасовой, ассистента кафедры невропатологии Центрального ордена Ленина института усовершенство-вания врачей Москвы. С волнением вспоминала она свою юность. В 17 лет Варвара Александровна была прикована к постели, и студенты взяли над ней шефство. М. Рыбаков помогал ей по литературе. Вот что она рассказала: «Мося был талантлив, образован, несмотря на то что среди всех он был самый молодой. Он отчаянный спорщик, отличался удивительной эрудицией, блестяще знал литературу, хотя учился на первом курсе физмата. Он не просто знал литературу, а высказывал свое отношение к ней, это был критик. А как он читал! Особенно В. Маяковского. Я поняла и полюбила этого поэта, только когда слушала Мосю. Одинаково страстно он увлекался всем. Это был человек необыкновенной многогранности».
Завязалась большая переписка, и отовсюду ребята с волнением ждали ответ: в каждом письме они узнавали новое о Моисее Александровиче.
«...Трудно поверить и представить себе, что его нет в живых, – пишет В. А. Тимофеева, кандидат физических наук.— В памяти тех, кто его знал, навсегда останутся и его полные жизни стихи, и его светлый образ. Именно таким людям мы обязаны своими жизнями, и своей свободой, и всем, что мы, советские люди, имеем теперь.
В Чехословакии, на Олышанском кладбище русских солдат, я вспоминала своих погибших товарищей, в том числе и Моею Рыбакова. О них же я думаю и у Вечного огня перед Кремлевской стеной...
Вечная память им!
Ребята 62-й иркутской школы! Будьте достойны своего земляка! Будьте активными борцами за счастливую и радостную жизнь, будьте правдивыми, смелыми, мужественными!»
Вот перед учениками пожелтевшие письма с фронта, записная книжка, часть которой занята физическими формулами, а другая – стихами. Они читают строки:

За каждой кочкой, рытвиной и ямой
Мы бьемся, стиснув зубы, до конца...
Два русских слова – Родина и мама
Отвагой вдохновляют нам сердца.

А письма с фронта... Сколько уверенности в победе, ненависти и любви слышат ребята, вчитываясь в пожелтевшие листы. Вот строки из них:
«Да, война. Да, тяжело и тоскливо. Но люди живут не затем, чтобы покоряться силе обстоятельств, а затем, чтобы бороться. Бороться! Это слово сейчас со стиснутыми зубами повторяют миллионы людей... Война все сковала, все приглушила, но ей не прервать пульса жизни, он бьется, и его биение – это и есть наше сопротивление горестям жизни».
«...Для нас остается одно — драться до конца, другого пути у нас нет, судьбы, отличной от судьбы Родины, тоже не найдется: мы ее ровесники, мы ею вскормлены и воспитаны и поэтому нераздельны».
Из наградного листа ребята узнали о подробностях героической гибели М. Рыбакова. Так шаг за шагом раскрывалась им личность комсомольца, поэта, воина.


Важен не только поиск, но и желание рассказать о нем товарищам в классе и в школе. Теперь уже не только краеведы, а все девятиклассники читают стихи М. А. Рыбакова. Знают их наизусть. Каждое дело всегда должно предполагать ближнюю и дальнюю перспективу, говорил А. С. Макаренко.

Я знала, что результативность нашей работы будет зависеть именно от этого, поэтому сказала ребятам, что мы, группа поиска, можем быть участниками VII областной конференции «Молодость, творчество, современность», которая проходит раз в два года в Иркутске. Работы школьников, как правило, туда не представляются. На этот раз мы были единственными. И какой приятной неожиданностью было, когда после рассказа Лены К. о поиске встал В. Я. Шорор, консультант по вопросам литературы в Союзе писателей РСФСР, и продолжил воспоминания о Рыбакове, с которым, как оказалось, он учился в Иркутске в одной школе. Работа наших учащихся была отмечена на этой конференции дипломом II степени.
Дальняя перспектива предполагала поездку в село Русское и оформление материала в школьном краеведческом музее. С просьбой помочь организовать поездку обратились в Ростовский обком КПСС и обком ВЛКСМ. Получили ответ, что можно приобрести путевку по интересующему нас маршруту. Начали собираться в дорогу. Часть денег ребята заработали, трудясь летом, другую часть выделили шефы.
И вот мы едем в Русское. Еще раз перечитываем стихи М. А. Рыбакова, смотрим наградные листы. Далекое село Русское... В списках погибших, хранящихся в Доме культуры, мы находим фамилию нашего земляка. В молчании застыли ребята у братской могилы, где захоронены около тысячи воинов, среди которых М. А. Рыбаков. Что думает каждый из стоящих на священном месте в это мгновение?
Может, они вспоминают строки из наградного листа, рассказавшего о героической гибели нашего земляка:
«В первый день наступления на Миусском участке фронта 17 июля 1943 года тов. Рыбакову было поручено обеспечение переправы в районе села Берестово. Ураганным огнем противник помешал возведению переправы. Передовые части вынуждены были залечь на левом берегу р. Миус, по которому противник вел сильный огонь. Создалось исключительно тяжелое положение. Находясь в передней линии стрелков, тов. Рыбаков выявил места переправы вброд, по ко-торым переправились наши передовые части. Только благодаря находчивости тов. Рыбакова был достигнут успех операции на этом участке. Увлекшись наступательным порывом наших бойцов, тов. Рыбаков оказался впереди наступательных подразделений и при переправе через р. Миус на восточной окраине Бе-рестово был убит. За проявленную на-ходчивость и личный героизм капитан Рыбаков достоин награды посмертно орденом Отечественной войны I степени» .
Местные жители рассказали о жарких событиях тех дней. Фашисты стояли в Русском до 1943 года, а уходя, взорвали все дома. Ребятам трудно было представить, что эту речушку Миус, в два-три метра шириной, следовало «форсировать», да еще с такими потерями. Жители рассказывали, что сразу после освобождения решили под хлеб вспахать поля, но трактор не мог и метра пройти: натыкался на трупы погибших солдат.
«Мы берем с могилы горсть земли, чтобы увезти в Иркутск, на родину. Теперь она будет храниться в нашем школьном музее рядом с его фотографиями, стихами, рядом со страницами из яркой жизни этого замечательного человека. Многие жители вышли из домов и стояли невдалеке, и мы поняли, что наша поездка не зря, почувствовали, что она важна как для нас, так и для этих людей, которым мы оставили фото-графию и стихи М. А. Рыбакова и которые будут знать теперь, что их село известно даже так далеко, в Сибири, и, наверное, и в других уголках страны, на родине каждого погибшего и похороненного здесь солдата» (запись из дневника).
Мы прощаемся с Русским, жителями, прощаемся с Ростовской областью. Дальше наш путь — на Северный Кавказ, в Пятигорск и Кисловодск.
М. А. Рыбаков очень любил Лермонтова, он написал цикл стихов «Дорога к гибели», куда входят семь стихотворений, посвященных поэту. Мы решили подарить Дому-музею Лермонтова этот цикл стихов. Директор музея П. Е. Селегей в ответ подарил альбом о Лермонтове «В краю синих гор» (он сам является его автором-составителем).
Весь поиск и поездка это общение и встречи с интересным, это обогащение жизненного опыта, это возможность соизмерить себя, свои поступки с замечательными людьми.
Поиск и поездка способствовали формированию истинной убежденности в величии нашего народа на примерах героического прошлого и настоящего нашей Родины.
Завершается почти двухлетняя работа. Что оставила она в памяти ребят, в их сердцах, чем обогатила? Об этом говорят они сами:
«Около двух лет занимается наш класс поиском материалов о жизни и творчестве нашего земляка, поэта, воина, отдавшего жизнь за Родину, Моисея Рыбакова. Этой работой занимались почти все, все в какой-то мере принимали участие. Узнавали с интересом новые страницы из его жизни, переписывали и учили много неизвестных до сих пор стихов. Все старались помочь в подготовке к выступлению на областной конференции «Молодость, творчество, современность». Очень мы переживали, когда наши девочки выступали там, и все были очень рады, когда наша работа была отмечена дипломом II степени. Сама по себе поисковая работа была очень интересной.
Мне кажется, что каждый из нас будет помнить все это всю жизнь, помнить о молодом, талантливом человеке, который отдал свою жизнь ради того, чтобы
жили мы, помнить о подвиге старшего поколения. Стихи М. А. Рыбакова будут верными спутниками в нашей жизни».
«...В тот день, когда должен быть первый вечер, посвященный жизни и творчеству М. А. Рыбакова, у всех нас было какое-то приподнятое и в то же время грустное настроение. Было грустно, потому что среди нас нет этого веселого, умного человека, хотя присутствие его чувствовалось во всем. Как я, тогда волновался: я должен был читать наградные листы. Эта работа сплотила наш класс. Наши ребята на всю жизнь запомнят.этого человека».
«...Мы узнали много нового о жизни, о Великой Отечественной войне, о людях, защищавших нашу Родину. Жизнь Моисея Александровича Рыбакова — это горение, пламя которого осветило наши сердца. Этот человек был по-настоящему талантлив, он был не только поэтом, ак-тивистом, он был еще и прекрасным человеком с открытой, щедрой душой. Когда мы читали его стихи на классных часах или собирали по листочкам его пьесу «Мы — солдаты», которую он писал в землянке, между боями, то невольно проникались любовью и уважением к этому человеку».

Г. И. ШВЕЦОВА,
г. Иркутск