а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Киселев В. В. / О жизни и творчестве

«Хороший обычай»

В Иркутске вышла книжка стихов Виктора Киселёва. С творчеством Виктора Киселёва читатели Иркутской области встречаются не впервые. Стихи его нередко появляются на страницах областных газет. В альманахе «Ангара», в сборниках, выходящих в областном издательстве. В книжке «Хороший обычай» собраны стихотворения многих лет. Она является как бы творческим отчётом поэта за большой промежуток времени.
О чём же говорит поэт в этом отчёте перед читателем? Что волновало и волнует его? Какие явления нашей жизни особенно тронули его сердце и вылились в стихи? О первых декретах Советской власти, о рождении республики Советов, совпавшем с днём его рождения, о своих ровесниках, которые:
 Весь свой запас
Энергии и бодрости
Несли в защиту
Дела Октября.
О Ленине, великом, родном каждому из нас, говорит Виктор Киселёв на первых же страницах, в заглавных стихотворениях своего сборника.
В разделе «На земле сибирской», как и в последующем, разговор, главным образом, идёт о людях, замечательных земляках автора, его товарищах по труду, – близких и дальних, – железнодорожниках и лесорубах, гидростроителях и колхозниках. В работе и на отдыхе, в напряжённой схватке со стихией, с весёлой песней, забористой шуткой на устах – таким предстаёт перед читателем лирический герой книги стихов Виктора Киселёва. 
Вот он:
...Будущий лесной специалист
Первый свой проект, пока дипломный,
Переносит на чертёжный лист.
Вот он – взрывник, громовержец, у которого «наметан глаз, крепка рука». Или бетонщик, которого узнаешь по пожатию руки – крепкой, как бетон, и порывистой, как горная река. Стихотворения, воспевающие труд наших земляков, его красоту и благотворное воздействие на всё окружающее, в том числе и на самого человека-труженика, лежат в основе творчества В. Киселёва.
Многие образы этих стихотворений пронизаны тонким светом истинной поэзии, полны красок и звуков, смело и верно взятых из неистощимой палитры родной природы, из её вечно и неповторимо звучащего оркестра.
Кто из нас не слушал эту удивительную музыку леса, у кого с самых ранних отроческих лет не живёт в душе любовь и восхищение перед красотой родной природы? И кто из читателей не будет благодарен автору стихотворения «Чудесные мастера» за то, что он так живо и ярко сумел напомнить нам об этом чувстве.
Утром в заповеднике зелёном,
Где не сыщешь просек и дорог,
С тросточкой, как с чутким камертоном,
Ходит незнакомый паренёк.
Стукнет тростью по кондовой ели,
Сдёрнет кепку, припадёт к земле,
Слышит: струны тихо зазвенели
В стройном, полном музыки стволе.
Любовь к родной природе тесно переплетена во многих стихотворениях Виктора Киселёва с сердечной теплотой, дружеским участливым отношением к человеку.
Характерным в этом смысле является стихотворение «Хороший обычай», давшее название всему сборнику. В самом деле, разве не о любви к людям, к согражданам свидетельствует обычай – каждое значительное событие в жизни семьи знаменовать посадкой молодого дерева? И какие события: вручение награды, рождение ребёнка, свадьбу молодых людей и т. д. Это утверждение жизни во имя жизни и составляет неповторимую прелесть самого обычая и настоящую поэтичность стихотворения, воспевающего его.
Улицы
В кустарнике вихрастом,
Весь посёлок –
В зелени садов.
Значит, счастье посещает часто
Семьи наших славных земляков.
Так заканчивает поэт это стихотворение.
И всё же хочется сделать автору и составителям сборника несколько товарищеских замечаний за те недостатки, которых можно было избежать при составлении и редактировании сборника. Так, поистине декларативно стихотворение «Первый декрет», посвящённое Ленинскому декрету о мире. Поэт не нашёл ни свежих образов, ни оригинальной интонации. А такие строки, как «И шквал горячей стали и свинца Захлёстывал огромные просторы», не только трафаретны, но не вполне грамотны, ибо сказать «огромные просторы» – всё равно, что сказать «масло масляное». Искусственно, надуманно звучит стихотворение «Четыре ветра и река». Совершенно непонятен каламбур в стихотворении «Девушки-подружки». Не в теме сборника сатирическое стихотворение «Гармонь да тёмные очки». Много недоработанных, порою наивных строк в стихотворениях «Окошко», «Первоклассница», «Срочный маршрут» и некоторых других. Едва ли можно считать поэтической находкой, например, такие строки: «В даль поплыли В узорно-причудливом виде» (стихотворение «Дорог час»), «По всей державе, от сибирской дали До шумной стройки на Днепре-реке» («Срочный маршрут»). И таких строк в сборнике немало. Хочется, чтобы в работе над следующей книжкой стихов В. Киселёв проявил больше той взыскательности художника, о которой говорил Пушкин.

В. Конев