а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Киселев В. В. / О жизни и творчестве

Мы помним тебя, Лесовик!
К 80-летию со дня рождения поэта Виктора Киселева

Он оставил о себе самую светлую память. Хорошо знавшие Виктора Киселёва иркутские писатели (а я беседовал с Геннадием Машкиным, Станиславом Китайским, Леонидом Огневским и другими) сразу загорались при упоминании его имени и говорили о нём как о
человеке с открытой душой, добром, весёлом.
Радостью, оптимизмом веет и от большинства произведений Виктора Киселёва. Внимательно перечитайте его в какой-то мере итоговый сборник «Шестой океан», выпущенный Восточно-Сибирским книжным издательством в 1977 году в серии «Сибирская лира», и вы сполна убедитесь в этом. А убедившись, согласитесь с автором предисловия, кандидатом филологических наук Ростиславом Смирновым, что названные выше чувства отнюдь не наиграны, а выношены, выстраданы нелёгкой судьбой. 
Испытаний на долю поэта выпало немало. Ему, правда, не довелось с оружием в руках защищать родину в годы Великой Отечественной войны, но и в тылу, тем более в прифронтовом тылу, он хлебнул лиха, работая на заготовке древесины для нужд армии. Об этом Виктор Киселёв спустя много лет правдиво рассказал, уже языком прозы, в книге «Большая вода». 
Её можно отнести к числу так называемых производственных романов, заполонивших одно время полки библиотек. Однако не торопитесь с упрёками! Виктору Киселёву, в отличие от многих писателей, стремившихся любой ценой попасть, что называется, в струю и принявшихся согласно принятой моде воспевать труд рабочего класса, ничего не требовалось выдумывать. Материалом для него была собственная судьба, а не образы ходульных героев. И «Большую воду» нужно рассматривать прежде всего, как факт биографии, как, если хотите, исповедь. Вера в счастье, надежда на лучшее будущее помогали людям выстоять.
Роман этот – не единственный опыт Виктора Киселёва в прозе. Его перу принадлежат также несколько повестей с элементами детективного жанра – «На могиле трёх шаманов», «Третья ось» и «Золотой водопад», тепло встреченных читательской аудиторией.
И всё же главным его занятием было сочинение стихов. Он мог бы вслед за Михаилом Светловым повторить, что «поэзия – моя держава, я вечный подданный её». Об особенностях этой основной грани таланта Виктора Киселёва хорошо сказал тот же Ростислав Смирнов, внимательно следивший за творчеством земляка.
«Виктор Киселёв по образованию и многолетнему опыту работы – инженер лесного хозяйства, и его профессиональная деятельность не могла не сказаться на своеобразии поэтического видения мира. Лирический герой его стихотворений – отнюдь не «природы праздный соглядатай», а человек, находящийся с нею, с природой, в сложной и богатой системе взаимоотношений. Он и берёт дары природы, и щедро отдаёт ей свой труд, и разумно преобразовывает её, и любит, и бережёт. Для его лирического героя характерны задушевная, немногословная в своём выражении доброта, торжественность рассказа о родной природе и человека в ней.
Прекрасной иллюстрацией к мнению известного критика и литературоведа является, на мой взгляд, стихотворение «Лесная благодать» из сборника «Шестой океан», которое я хочу привести полностью:
Черемухи вальсируют
На поле у межи.
Ольшаники форсируют
Речные рубежи.
Молоденькие сосенки
В разомкнутом строю
Стоят у грани просеки,
На самом на краю.
Одетые с иголочки,
В накидках из хвои,
Приглаживают елочки
В ветвях вихры свои.
Берёзоньки с осинками
Бессменно на посту,
Зелёными косынками
Прикрыли наготу.
Таёжного веселия
Весною не унять…
Да здравствует весенняя
Лесная благодать!
В стихотворении «Половодье» точно передается состояние движения тонкой души поэта:
Я встречал пересохшие реки
С ивняками,
Проросшими в русле.
И казалось,
Умолкли навеки
Тихих струй тонкострунные гусли…
Он отдал дань велению эпохи – ездил по зову партии на ударные стройки, писал о покорителях рек и тайги. Сегодня (ох и быстрые мы на расправу) легче всего обвинить поэта в соглашательстве, лакировке действительности, но я не хочу этого делать. Во-первых, потому что все мы становимся умными задним числом, во-вторых, не всё было так уж плохо в той самой ныне разрушенной «социалистической системе». Можно скептически оценивать и строительство БАМ, о чём тоже писал Виктор Киселёв. Да, сейчас новая железнодорожная магистраль работает не в полную силу, тем не менее она служит отечеству. И тогда потомки, может быть, с благодарностью вспомнят такие его чеканные строчки:
Ещё одна
Крутая веха,
Размах,
Посильный только нам,
И на земле –
Автограф века,
Железный росчерк рельсов – БАМ!
Вспоминая сегодня о Викторе Киселёве, нельзя умолчать ещё об одной стороне его литературного дарования. Он, помимо всего прочего, был и прекрасным мастером колких, бьющих не в бровь, а в глаз эпиграмм, часто публиковавшихся под псевдонимом Виктор Лесовик в альманахе «Ангара», газете «Восточно-Сибирская правда», да и в центральных изданиях, в том числе в журнале «Крокодил».
Он писал поразительно меткие, полные искрящегося юмора пародии на стихи известных московских и иркутских поэтов: Станислава Куняева, Ильи Фонякова, Анатолия Преловского, Юрия Левитанского, Ростислава Филиппова, Петра Реутского, Михаила Трофимова. Их набралось на целый сборник под названием «Шиворот-навыворот», вышедший в 1976 году.
Надо отдать должное, Виктор Киселёв любил выступать в какой бы то ни было аудитории и всегда охотно откликался на предложения такого рода, с удовольствием шёл или в заводской цех, или на животноводческую ферму, или в библиотеку. Он и умер-то чуть ли не в дороге, на автобусной остановке, собираясь на очередную встречу с читателями. Случилось это 23 марта 1978 года, когда поэту не исполнилось и шестидесяти лет.