Московенко Л. Н. / Произведения
Жила-была в городе Тулуне семья Солнышкиных: папа, мама, сын Витя и дочка Катя. Мама с папой работали, Витя учился во втором классе, пятилетняя Катя ходила в детский сад.
Как-то вечером, придя с работы, мама зашла в детскую и положила перед Витей на стол, за которым он занимался уроками, толстую зелёную книгу.
- В библиотеке появилась новая книга «Этнография детства...». Автор - наш знаменитый земляк Георгий Семёнович Виноградов. В этой книге можно найти игры, считалки, дразнилки и много ещё чего занимательного для детей. Не всё же за компьютером сидеть. Полистай, - обратилась она к сыну. - Может, найдёшь что- нибудь интересное и поиграешь с Катей.
- Мне некогда, - ответил мальчик. - Я ещё делаю уроки.
-Я же не говорю, что прямо сейчас, а когда освободишься.
- Ладно, - буркнул Витя, косясь на компьютер.
Мама пошла на кухню готовить ужин. Витя захлопнул математику. Уроки были готовы. Сложил тетради и учебники в ранец. Включил компьютер, нашёл любимую игру.
Катя, тихонько игравшая с куклой в углу комнаты, пока брат учил уроки, подошла к Вите:
- Я хочу поиграть в свою игру.
- Ты ещё маленькая и тебе нельзя играть в компьютерные игры, - назидательно отказал брат. - Иди к своей кукле.
- Ах, так! - возмутилась сестра. - Тогда и ты не будешь играть!
Она нажала на процессоре кнопку, и компьютер отключился. Витя стал отталкивать Катю от стола, девочка уцепилась за его руку. Между братом и сестрой завязалась потасовка. Кто-то из детей нечаянно смахнул со стола толстую зелёную книгу, которую принесла мама. Раздался грохот, дети замерли: над книгой поднималось переливающееся всеми цветами радуги облако. Оно увеличивалось в высоту и ширину. Когда достигло роста взрослого человека, рассеялось, и перед детьми предстал мужчина в очках, с густой шевелюрой. На нём были серые брюки, рубашка-косоворотка и кожаные ботинки. Он изумлённо смотрел на детей. Брат с сестрой, потеряв дар речи, изумлённо смотрели на него.
-В-вы кто? - заикаясь, спросил, наконец, Витя незнакомца.
-Разве не видишь - это волшебник! Волшебник из зелёной книги! - радостно закричала Катя.
- Никакой я не волшебник, - недоумённо оглядывая незнакомую комнату и детей, ответил мужчина. - Я профессор, учёный Георгий Семёнович Виноградов. А вы кто? Куда я попал?
- Я - Витя Солнышкин - ученик второго класса. А это - моя младшая сестра Катя. Она ещё маленькая, её водят в детский сад. Оказались вы у нас в квартире.
- Удивительно, как такое могло произойти?! - недоумевал учёный. - А какой сейчас год?
- 2016, - ответил мальчик.
- Семьдесят один год прошёл, как я ушёл с земли. Теперь понятно, что я попал в другое время. И попал из-за того, что вы уронили на пол мою книгу.
- Это получилось нечаянно. Мы поссорились, но ронять книгу не хотели, - перебивая друг друга, оправдывались дети.
- Они поссорились, - осуждающе покачал головой профессор. - Из-за чего вы поссорились?
- Из-за компьютера, - признался Витя, показывая рукой на стол.
- Из-за этой непонятной плоской коробки? - разглядывая монитор, переспросил нежданный гость.
- Это не коробка! - возмутилась Катя. - Витя, включи, пожалуйста, компью¬тер, - попросила она брата.
Мальчик включил компьютер и открыл свою любимую игру. Увлечённо рас¬сказывал и показывал ход игры.
Георгий Семёнович с удивлением разглядывал невиданную коробку. Он то склонялся к экрану, то заглядывал за монитор, не понимая, откуда берётся изображение. Витя кое-как растолковал ему, что такое компьютер и для чего он нужен. А потом попросил:
- Расскажите о себе. Мама сказала, что вы - наш земляк, значит, родились в Тулуне? А кем были ваши мама и папа?
- Родился я 9 апреля 1886 года* в селе Тулун Нижне-Удинского уезда Иркутской губернии. Это выходит 130 лет назад.
- В селе Тулун? А мы родились и живём в городе Тулуне, значит, вы рассказываете о другом месте?! - уточнила Катя.
- Не перебивай старших, - сказал Витя сестрёнке. - Село Тулун 1 октября 1927 года переименовали в город. Забыла, что осенью мы семьёй ходили на день рождения города Тулуна?!
- Вспомнила, - наморщив лоб, ответила Катя.
- Так вот, родился я в селе Тулун, - продолжил рассказ Георгий Семёнович. - Мой отец - Семён Фёдорович - был крестьянином, а потом стал служить почтовым ямщиком. Дома он редко бывал. Детей воспитывала мать, Елена Алексеевна. Она была талантливой сказительницей и песенницей. Знала старинные обычаи, сказки, песни. Как начнёт рассказывать случаи какие или поучительные истории, или петь, - заслушаешься. Говорила красиво, по-народному. Такое не перескажешь - слышать надо.
В семье я был пятым ребёнком. Любил одиночество. Часто уходил в огород, ложился в траву среди крапивы и зарослей бурьяна, смотрел в голубое небо, наблюдал за полётом облаков, слушал песни жаворонков. Учился я в Тулуне в двухклассном училище. С одиннадцати лет подрабатывал перепиской ролей и нот в театральной студии общественного собрания Тулуна, где состоял переписчиком, и сам участвовал в спектаклях.
Весной 1900 года меня отправили учиться в Кутулык, что находился на полпути в Иркутск, в церковно-приходское училище. Отец не мог оплатить учёбы и только неизменные пять с плюсом, которые я получал на уроках, позволяли мне, семинаристу, оставаться на казённом счету - казённокоштным. Мое желание учиться заметил священник и поспособствовал тому, чтобы меня приняли в Иркутскую духовную семинарию. С 1902 по 1906 год я учился в семинарии, а потом, за то, что сочувствовал простым людям, которые жили бедно, меня исключили из семинарии. За это меня арестовывали и сажали в полицейский участок.
Не устали слушать? Не скучно вам? - спросил детей Георгий Семёнович
- Не устали. Рассказывайте дальше, - попросили Витя и Катя.
- Потом я много учился в Петербурге, - продолжил рассказ учёный. - Также освоил знания по сбору фольклора - сказок, песен, пословиц... И по сбору этнографических материалов, в которых отражены особенности нравов, быта и культу¬ры народа. Вернувшись в Сибирь, стал работать учителем. В свободное время, на каникулах ездил по разным местам - в Забайкалье, в Енисейскую губернию и Акмолинскую область. Собирал народные обычаи, заговоры, детский фольклор: игры, считалки, жеребьёвки, молчанки, дразнилки, стихи. Рассказывал о них в своих книгах. Продолжал учиться сам и учил других.
К сожалению, ваша игра в компьютер мне не очень понравилась. Прежде детишки веселее играли. Собирались на улице - бегали, прыгали, скакали, озорничали. Подвижные игры полезны для здоровья. Ребятишек они сплачивали. Может, поиграем в старые игры? - предложил Георгий Семёнович детям.
Брат с сестрой с радостью согласились.
- Только нас троих для игр маловато. Оказаться бы нам в старом Тулуне на лужайке, где ребятишки играют. Только как? - задумался учёный.
- Я думаю, нам троим надо дружно хлопнуть по книге и пожелать оказаться в старом Тулуне. Только книгу с собой прихватим, а то как назад вернёмся? - сказал Витя.
Профессор поднял с пола книгу:
- Последуем твоему совету.
И положил её на левую руку, а правой, одновременно с детьми, хлопнул по ней. При этом все трое разом сказали:
- Хотим в старый Тулун!
Их окутало светящееся, переливающееся всеми цветами радуги облако, и они оказались на окраине сельской местности. На лужайке было много детей разного возраста. Девочки одеты в скромные ситцевые сарафаны, на головах - лёгкие косынки и платки. Мальчики - в рубашках и штанах. Все - босые. Одна девочка заметила пришельцев и закричала:
-Смотрите, смотрите - дядя Гоша!
Дети окружили профессора, Катю и Витю.
- Вы снова будете записывать наши игры? Кто с вами?
- Витя и Катя, - представил детей Георгий Семёнович.
- Наряжены, будто заграничные куклы, - сказал, кривляясь, вихрастый мальчуган и продолжил:
Катя-Катерина,
Нарисована картина.
Катя зорю вышивала,
Офицера дожидала:
Офицер молодой,
Доведи меня домой;
Мой дом на горе,
Три окошка во дворе.
- Мы не куклы, - обиделся Витя. - И Катю не надо дразнить. На себя посмотри -тебя только в цирке показывать.
- Хочешь сказать, что я на обезьяну похож? - раззадорился вихрастый мальчуган. - Ну, держись!
Георгий Семёнович встал между ссорящимися детьми:
- Вот, называется и познакомились. Тише вы. Разберитесь вначале, что к чему.
- А что разбираться? Пришли к нам с капризными барчуками, которые ещё и задирают нас, - обижено отвечали сельские ребятишки. - На девочке платье заморское. Розовое, красивое, из невиданной нами материи. И банты розовые - залюбуешься. А пацан одет в непонятные штаны и курточку. На ногах у того и другого - туфли мягкие.
- Ой, какие тёмные! - изумился Витя. - Я в спортивный костюм одет. А обуты мы в комнатные тапочки.
- Называется, встретились дети разных эпох. Эти ничего не поняли, - профес¬сор указал на сельских ребятишек, - оно понятно почему, а ты, Витя, знаешь, что мы в старом Тулуне. Зачем ребят обижаешь?!
- И правда, - смутился Витя, - мы же поиграть с вами хотели. Извините меня, ребята.
-Ладно! - дружно ответили ребятишки.
Маленькая девчушка в знак примирения протараторила молчанку:
Сорок амбаров сухих тараканов, сорок кадушек мокрых лягушек, кошку драну, мышь погану - кто промолвит, тот всё съест.
Её поддержал малец:
Раз, два, три, четыре, пять - С этих пор молчать.
Все сразу замолчали.
Георгий Семенович похвалил детей:
- Молодцы! Так-то оно лучше будет. Молчанку отменяю. В какую игру будем играть?
-В «Золотые ворота»! - закричали ребятишки.
- Выберите тех, кто начнёт игру. Рассчитай ты, - предложил Георгий Семёно¬вич вихрастому мальчугану.
Дети окружили мальчика, подбадривая:
- Давай начинай, Митя!
И Митя, указывая пальцем на игроков, стал считать:
Эна-бэна, три конторы, сахар-махар, помидоры, раз, два, три- это, верно, ты.
Проговорив два раза считалку, выбрал двоих.
- Начинают игру Ваня и Глаша, - подытожил выбор Митя.
Ваня и Глаша встали друг против друга. Взялись за руки, подняли их вверх аркой.
- Видите, получились ворота, - пояснил Митя Вите и Кате. - Остальные - становитесь друг за другом, кладите руки на плечи впереди стоящему. Все встали? А теперь по-о-шли под воротами.
Цепочка ребятишек пошла под руками «воротиков».
«Воротики» повели игру:
Золотые ворота Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй разрешается,
А на третий раз Не пропустим вас!
После этих слов ворота - Ваня и Глаша - резко опустили руки и поймали Федю. Он взял за руки Ваню и Глашу, и ворота стали шире - появилось три входа и выхода. Ребята подняли руки вверх аркой и уже трое «воротиков» выговаривали:
Золотые ворота Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй разрешается,
А на третий раз Не пропустим вас!
Постепенно ворота расширялись и расширялись. Получался хоровод, в котором было много ходов и выходов. Цепочка детей, забегая под ворота, уменьшалась, так как кого-то ловили и он становился «воротиками». Над лужайкой раздавались детские крики и весёлый хохот. Когда все дети стали воротами, игра закончилась.
Георгий Семёнович отозвал в сторонку Витю и Катю:
- Ну, как - понравилась игра?
- Очень! Может, ещё поиграем? - попросил Витя.
- Нет, вам домой пора. Мать вас потеряет, - отказал учёный.
Георгий Семёнович положил зелёную книгу на левую руку. И со словами:
- Хотим в новый Тулун! - дети и учёный хлопнули по ней ладошками.
Неугомонную троицу окутало светящееся облако, и они оказались в детской комнате. Набегавшиеся, напрыгавшиеся, зарумянившиеся дети присели на диван отдохнуть. Рядом с ними устроился и учёный, держа в руках зелёную книгу.
- Значит, вам понравились забавы старины далёкой? - переспросил детей Георгий Семёнович.
-Да! - воскликнул Витя.
- Понравились! - поддержала сестра брата.
-Я очень рад этому, - сказал довольный учёный. - Оно, как видно, и компьютер вещь важная и необходимая. Не выходя из дома, много чего узнать можно. Только ссориться и драться из-за него не стоит.
- Это Катя драку начала. Ей мама немного разрешает на нём играть, - сказал мальчик.
- А с чем запрет связан? - спросил профессор.
- Мама говорит, что для здоровья вредно долго за компьютером сидеть. И маленькие дети быстро к нему привыкают, а потом жить без него не могут, даже заболевают, - ответил Витя.
- Да дети постарше к компьютеру ещё больше привыкают. Ссорятся из-за него с родителями, не хотят делать уроки, ходить в школу, помогать по дому, - сердито ответила Катя на слова брата. - Ты со мной не хочешь из-за компьютера поиграть, книжки почитать.
-Ну-ну, будет, не ссорьтесь, - остановил их Георгий Семёнович. - Я вам вот что скажу: жить на земле очень здорово! Детство и юность - скоротечный миг. Поймёте вы это, когда станете взрослыми. Но именно в детстве люди учатся, набираются жизненного опыта и выбирают дело, которым будут заниматься во взрослой жизни. А живая игра со сверстниками даёт навыки проживания в коллек-тиве. Компьютер, как я понял, держит человека дома, да ещё делает больным от привязанности к нему. Поаккуратней с ним надо быть!
- Давайте ещё поиграем, - предложила отдохнувшая Катя. - Баши игры такие увлекательные, играла бы в них, не переставая.
Но тут отворилась дверь, и в комнату заглянула мама. В тот же миг Георгий Семёнович исчез, а толстая зелёная книга оказалась в руках у Вити.
- Молодцы! - похвалила мама сына и дочку. - Вижу, вас заинтересовала книга.
- А где Георгий Семёнович? - оглядываясь по сторонам, спросила Катя.
-Какой Георгий Семёнович? - недоумённо переводя взгляд с Кати на Витю с
Вити на Катю, поинтересовалась мама.
- Дедушка учёный из толстой зелёной книги. Мы с ним играли в весёлую игру с красивым названием - «Золотые ворота».
- Так вы придумали, что играете с автором в его игры?! Молодцы! - снова похвалила детей мама.
- Ничего мы не придумали, он и вправду играл с нами, - поддержал Витя сестру.
Мама улыбнулась на Витины слова, но спорить не стала.
- Пойдёмте ужинать, - позвала она детей. - После ужина можете поиграть в компьютер.
Но после ужина дети сели на диван и стали листать толстую зелёную книгу.