Хохряков Е. М. / О жизни и творчестве
Иркутский журналист Евгений Хохряков долгие годы работал по специальности, много ездил по области, создавал очерки о жизни сибиряков, возглавлял службу по связям с общественностью ВСЖД, а дожив до седин, стал детским писателем, причем хорошо читаемым и издаваемым, что сегодня редкость. О своем писательском пути и произведениях он рассказал в интервью газете «Областная».
– Евгений Михайлович, вы долго были начальником службы корпоративных коммуникаций ВСЖД, занимались политикой, а потом вдруг стали детским писателем. Как это получилось?
– А разве одно другому мешает? И Федор Тютчев, и Александр Пушкин, и Александр Грибоедов служили на государственных должностях, Антон Чехов и Михаил Булгаков были докторами. Моя журналистская профессия изначально предполагала интерес к жизни общества. За годы сотрудничества с руководителями и политиками самых разных уровней я понял: тот, кто с детства был воспитан на добрых книжках, сохранил человечность на всю жизнь. Сегодня я наблюдаю дефицит качественной русской детской литературы. Многие мои знакомые и друзья, напрягая лоб, не могут вспомнить приличной современной детской книжки. Они называют Крапивина, Гайдара, Осееву, Кассиля. Потом обнаруживают, что помнят еще Михасенко и его «Милого Эпа». Выходит, что дети-читатели есть, а современных писателей для них нет. Меня к детской литературе привели вопросы. Ценятся ли сегодня честь, совесть, профессионализм, честность? Поощряется ли ответственность, изобретательность, трудолюбие, талант? А может, надо учить детей молчать, когда видишь несправедливость, воровство, предательство?
– Сегодня, как правило, профессиональный писатель зарабатывает мало, гонорары скромные. Что движет современными литераторами?
– Почему же? У нас в области целых три Союза писателей. Значит, на что-то они живут. Не думаю, что на гонорары от продаж книг. Ситуация такова, что книга в магазине может стоить более тысячи рублей, и далеко не каждому это по карману. Писатели живут на гранты, спонсорские деньги. В прошлом году правительство области выделило 11 млн рублей на поддержку Дома литераторов. Жалко, но, похоже, детской литературе ничего не досталось. Сложно сказать, что движет современным литератором. Для меня писательство – изначально выбранная профессия. Особым мотивом послужила встреча с незрячими слушателями, когда в иркутском Обществе слепых заслуженные артисты России Геннадий Гущин и Елена Мазуренко читали мои рассказы, а потом незрячие сказали: «Спасибо! Мы увидели и речку, и рыбалку, и небо». Что-то тогда в душе перевернулось, я понял, что мое слово может рождать ясный образ.
– Охотно ли идут на контакт издательства, готовы ли публиковать детские книги и на каких условиях?
– Честно говоря, я не сотрудничаю с детскими издательствами, слишком много ограничений. Например, я пишу небольшие сказки, а издательство принимает произведения в четыре-пять раз больше по объему. Сейчас издаю книги маленькими тиражами по запредельной стоимости в Иркутске. Они расходятся мгновенно по знакомым и друзьям, но вырученных средств не хватит на тираж для магазинной продажи. Правда, в последнее время задумался, что набрал уже достаточный объем произведений, чтобы начать веерный рассыл по издательствам, которые выпускают небольшие книжки для начинающих читателей.
– Есть ли спрос на детскую литературу в Иркутской области?
– На детскую литературу огромный спрос. Мнение, что дети сейчас мало читают, ложное, я тому свидетель. Каждый раз на встречах спрашиваю ребят: что читаете? Радует, что в списке есть и Кассиль, и Лондон, и «Мальчик со шпагой», и «Волшебник Изумрудного города». А недавно в Гуманитарном центре семьи Полевых от ученика пятого класса прозвучало: «Очень хочется побольше читать о тамошнем времени, в котором вы жили. Пишите, пожалуйста, про Тимура и его команду».
– Все ваши издания можно бесплатно скачать через интернет. Чем обосновано решение сделать их доступными для всех?
– Я не гонорарный литератор. Я мечтаю возродить семейное чтение. Чтобы вы садились со своим ребенком вечером на диван и читали вслух то, что полезно и интересно малышу. У меня и книги все выходят под рубрикой «Для семейного чтения». Что может быть прекрасней этих уютных вечеров? Ведь, слушая вас, ребенок обязательно начнет задавать вопросы, а вы – отвечать. Связь времен не прервется. Если с десяток семей вернутся к этому занятию, значит, я не напрасно живу.
– Согласны ли с утверждением: «Чтобы написать одну хорошую книгу, нужно прочитать тысячу чужих».
– Нет, важно не количество прочитанного, а качество. Можно прочитать десять книг и разбудить в себе мысль и образ, а можно прочитать десять тысяч, оставаясь бесчувственным ко всему. Я ребятам говорю: пока вы маленькие и искренние, вы уже готовые литераторы, поэтому садитесь и пишите дневники, а потом перечитывайте их и переписывайте. Мне уже раза четыре дети давали читать свои стихи и рассказы. В третьем-то классе! Когда-то говорили, что после Чехова и Толстого писать невозможно. Ничего подобного! Булгаков же смог! И еще будут прекрасные писатели.
– Вы книгочей? Какие книжки читали в детстве? Был любимый персонаж?
– Люди моего возраста все книгочеи. И в детстве мы читали все, включая журналы «Юный техник» и «Техника – молодежи». Про любимого персонажа сложно сказать. Наверное, это Васек Трубачев из книги Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». Потом был вратарь Кандидов из «Вратарь республики» Льва Кассиля. Я всю юность после этого вратарем в футбол играл.
– Считается, чем богаче, насыщеннее было детство человека, тем интересней, продуктивней будет его творчество в зрелом возрасте. Согласны? Расскажите про свое детство.
– Совсем не обязательно, но хорошо, когда детство яркое. А если дом-школа-дом-школа? Масса людей с такой биографией. Особенно в городах. Да и приключения бывают разные. Порой такие, о которых и вспомнить стыдно. Про свое детство, если начну рассказывать, уйдет неделя. Лучше почитайте мою трилогию «Приключения Сереги и его друзей», а также «Звезда упала на ладонь», сейчас мы иллюстрируем ее окончание «Битва за крепость, или Золото адмирала». Вот там вся школьная жизнь.
– Первая книга «Невероятные приключения Шаха и его друзей» вышла в 2013 году, но вы писали и ранее, да? Почему не издавали?
– Писал, конечно. Не было душевного понимания, что это кому-то нужно. Печатал в газетах, получал хорошие отзывы в издательстве «Детская литература» даже от самого Сергея Михалкова, а в Иркутске от Валентина Распутина, но внутренне не был готов, наверное, нужно было созреть.
– Многие ваши рассказы автобиографические. Есть ли произведения, которые основаны исключительно на вымысле?
– Конечно, есть, можно же придумать миллион сюжетов! Но как бы там ни назывались герои, кем бы они ни были: ежиком или куклой, пацаном или бабушкой, в каждом из них мои наблюдения за жизнью. Вот, например, сказка «Путешествие Тяпы и Ляпы» о приключениях котенка и щенка. Из одиннадцати написанных за последнее время книг только трилогия на основе биографии. Остальные – сказки, например, «Боцман Сарма» сделала меня лауреатом конкурса журнала «Сибирячок», а другая – «Девочка по имени Кошмар» – лауреатом VIII Международного литературного форума «Золотой Витязь».
– Как писать для детей? Сложнее, чем для взрослых?
– Я пишу так, как чувствую, думаю, не оценивая, для кого сложнее писать. Если дети и взрослые меня понимают, этого достаточно. Ведь и у взрослого, и у ребенка есть душа, сердце, если они откликаются, значит, есть обратная связь. Самое важное, что современные ребята все понимают! Да, у них появились смартфон и планшет, но футбол во дворе и ночную рыбалку не отменили, и очень приятно говорить с ними о том, как они ловили малявок на банку, как катались на камерах автомобильных в речке.
– Над чем сейчас работаете?
– Рисуем и верстаем окончание трилогии «Приключения Сереги и его друзей». Ищу деньги для выпуска двух новых сказок, которые написал недавно. В раздумьях есть еще шесть сюжетов для рассказов. Лежат полуготовые повести и рассказы для взрослых, но до них руки не доходят, они тяжелые и нужные ли? Мир и так перегружен проблемами. По-моему, лучше разговаривать с детьми и делать мир чуть-чуть добрее и светлее.