Байбородин А. Г. / О жизни и творчестве
«Романы получаются невольно»
Известному сибирскому прозаику Анатолию Байбородину исполнилось 65 лет
На творческом вечере, который состоялся по этому поводу в иркутской областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского, писатель рассказал, что его род ведёт начало из староверов, которых ещё при Екатерине II переселили с польских земель в Забайкалье: «Матушка София Лазаревна и отец Григорий Григорьевич были из крестьян, вырастили восьмерых детей». По словам Анатолия, желание стать писателем пришло к нему с годами.
– В детстве мечтал быть художником или капитаном дальнего плавания. Но после школы поступал на исторический факультет: в то время мне хотелось стать историком.
Но и эта мечта не сбылась: на вступительных экзаменах будущий писатель завалил сочинение. Сейчас он безо всякого стеснения признаётся: «Мог в слове сделать четыре ошибки. Вообще не понимал, когда ставить эти двойные «н», эти запятые». Поработав «маленечко» на заводе, Анатолий пришёл в редакцию газеты «Улан-Туя», что в переводе означает «Красная заря». Собственно, этот шаг и привёл его в писательство. После сельской редакции была газета «Молодёжь Бурятии» в Улан-Удэ, затем учёба на отделении журналистики Иркутского госуниверситета. «И это одна из причин, почему я перешёл на прозу, – пояснил своим читателям писатель. – В журналистике есть такой жанр, как очерк, по сути своей это уже рассказ. Постепенно я стал от очерков переходить к рассказам». Такой путь к ремеслу писателя Анатолий Байбородин считает естественным. Он даже называет журналистику «мостиком к литературному творчеству».
Любимый жанр писателя Байбородина – повесть. По его словам, романы «Поздний сын» и «Боже мой» получились у него «невольно». «Поздний сын» задумывался как рассказ, но нечаянно перерос в повесть. А потом она настолько стала «широкой по сюжету, по героям», что вышел роман. «Боже мой», второй роман, посвящённый сельским газетчикам, издан в Иркутске отдельной книгой, но сейчас автор полностью его переписывает и через год-два собирается издать в новой редакции. «Я не мастер романа», – признаётся, тем не менее, Анатолий Байбородин. И добавляет, что свои вещи много раз переписывает, пока не доведёт до ума.
Первым настоящим писательским произведением сам он считает рассказ «Двое на озере», опубликованный в газете «Литературная Россия» с предисловием Валентина Распутина. «Я взял главу из повести «Купава» и сделал из неё рассказ», – выдаёт писатель секрет своей первой серьёзной творческой удачи. Кстати, повесть после этого так и не увидела свет, даже не была дописана. «У меня десятки таких произведений, будет время – допишу», – говорит Анатолий Байбородин между делом о своих планах.
«Первой литературной учёбой» он называет не лекции, законспектированные в университете, а житейские истории, охотничьи и рыбацкие байки, которые слышал в детстве. «Я родился в глухоманном забайкальском селе, у нас электрический свет появился, когда я учился в 5-м классе. Поэтому по вечерам собирались друзья отца и матери, они много рассказывали, а я слушал. Тогда же начал писать стихи. Помню, одно из первых стихотворений было о красоте моей малой родины, села Сосново-Озёрск. Писал о животных, птицах, лесах, полях. К 10-му классу я со стихами распрощался и никогда не ставил цели их напечатать, не считал это поэзией», – вспоминает Анатолий Григорьевич. Любовь к природе писатель сохранил на всю жизнь. Он и сегодня главным своим увлечением называет тайгу: «Когда у меня было здоровья побольше, я любил бродить по тайге. Заходили в горы, в кедрачи, орех добывали, ягоды собирали. Мне нравилось просто находиться в тайге. Одно время я жил на Байкале, увлекался и рыбалкой».
Среди любимых писателей сибиряка – Фёдор Достоевского и Иван Шмелёв. «Достоевский для меня не был авторитетом с точки зрения стилистики. Он для меня был великим наставником, глубоко постигающим душу человеческую в её борьбе добра и зла. Кроме того, он глубоко христианский писатель. Как и Иван Шмелёв с его произведением «Лето господне».
Отвечая на вопрос, надо ли заканчивать Литературный институт, чтобы стать писателем, Анатолий Байбородин заявляет, что не видит в этом особой нужды: «Необходимо само¬образование. Литературное образование, может, не лишнее. Но если его нет – тоже не страшно». Гораздо важнее, по словам писателя, иметь мудрого наставника. «Мне повезло, что с первых рассказов у меня был наставником Валентин Распутин, – рассказывает Байбородин. – Он был суровый критик. Как-то я книгу готовил к печати, он всю её исчёркал и отверг. Я обиделся, конечно, но потом стал править, правил даже больше, чем он мне пометил, всё переписал. Книги мои выходили с предисловием Распутина фантастическими тиражами. Роман «Боже мой» издан в Иркутске отдельной книгой, а потом в «Роман-газете» тиражом полтора миллиона экземпляров».
«Вы счастливый человек?», – спросили Анатолия Байбородина читатели. И услышали в ответ: «Конечно. Ведь дар словотворчества мне дан был от Бога».