
Трофимов М. Е. / О жизни и творчестве
«Там, где кедры стоят исполинами...»
(К 60-летию иркутского поэта Михаила Трофимова)
В своё время Михаила Трофимова нередко упрекали за стилизацию. И он, надо признать, сам давал для этого повод, отталкиваясь в творчестве от крестьянского, песенно-частушечного начала. Однако подобный взгляд на его поэзию был всё же прямолинеен, ошибочен. Страдавших верхоглядством критиков ничуть не смущало то обстоятельство, что такая манера письма органично присуща автору, родившемуся в деревне и, можно сказать, с молоком матери впитавшему в себя народную речь, родной сибирский говорок – яркий, меткий, образный. Как, например, в стихотворении «Рассвет»:
Заря течёт в подойники, со звоном.
Я пью зарю, что пахнет молоком,
Травой, туманом и коровьей грустью.
Картины сельской жизни Михаилу Трофимову куда милей городской суеты, навевающей на него печальные мысли: «без широкого неба остался, без росы луговой шагаю», и ему кажется, будто сам он становится машиной и светофоры им управляют.
Поэтому поэт бежит из города в деревню, в тайгу и там черпает темы для работы. Возьмите в руки любой из сборников его стихов, и вас будто ветром освежит раздолье сибирской природы, красота полей, лесов и рек.
Там, где кедры стоят исполинами,
Красит ночь зарей утро хмурое,
Там тайга моя соболиная –
Соболиная, чёрно-бурая.
Особенно «весомо, грубо, зримо» стихия народной и прежде всего крестьянской жизни предстаёт из поэм Михаила Трофимова «Свадьба», «Мачеха», вошедших в сборник «Есть край», который был выпущен в 1989 году Восточно-Сибирским книжным издательством, и поэмы «Снегирёвка», пока ещё не опубликованной. Не случайно эти произведения (последнее – в рукописи) получили высокую оценку такого тонкого и в то же время строгого литературного критика, как Валентин Курбатов, знакомого иркутянам по Дням русской духовности и культуры. «Это, пожалуй, и вообще тон книги, главная её правда, –пишет он в предисловии к сборнику, – что и в совсем безлюдных стихах, и в часто теснящем лирического героя одиночестве – всё повёрнуто к человеку. Ничего не сглажено, не прибрано для выгодного представления, а повёрнуто к тому, как дальше жить естественно, не ломая родного лада, в согласии хотя бы и с негладкой жизнью».
Особняком в творчестве нашего земляка, отмечающего своё 60-летие, стоят детские произведения. Однако и тут он легко узнаваем, а главное – неподражаем, самобытен. Взять хотя бы опубликованную в Москве книгу «Лесная азбука», над которой автор трудился на протяжении многих лет, тщательно отбирая лучшие стихи. Некоторые из них мы и предлагаем сегодня вниманию читателей «Восточно-Сибирской правды».
Это ещё грань его необычайно широкого таланта – делать игрушки и свистульки из глины.